Совриск для города-героя: зачем Новороссийску арт-центр «Ангар»
«Ангар» вместо типографии
Директор частного учреждения культуры «Музей изобразительных искусств» и основатель «Новороссийской биеннале» Игорь Дорофеев планирует на базе бывшего промышленного цеха создать экспериментальный центр современного искусства «Ангар». На первом этапе его планируется использовать для проведения «Новороссийской биеннале», которая пройдет в городе в пятый раз.
«В этот раз мы решили изменить формат биеннале и двигаться к той заветной цели, которую первоначально ставили. Мы хоти выйти на площадку, где можно было бы демонстрировать последние тенденции и отслеживать динамику развития художников, их развитие, или, наоборот, регресс, появление новых форм. В итоге мы организовали пространство, в котором можно демонстрировать настоящее современное искусство. Это уже не просто живопись и графика, на выставке будут представлены инсталляции и интерактивные проекты», — рассказывает Дорофеев.
Для проекта было выбрано производственное помещение площадью более 1,4 тыс. кв.м с потолками высотой в 12м, которое в 70-х годах XX века принадлежало строительно-монтажному тресту №12 и использовалось в качестве цеха металлоизделий.
В 90-х годах здание было приватизировано, а затем продано предпринимателю Игорю Дорофееву. Сначала он собирался открыть здесь типографию, но из-за кризиса планы так и не были реализованы. Вместо этого рядом было построено небольшое помещение в 160 кв.м, где и разместился цех, выпускающий газету «С легкой руки». В прошлом году собственник принял решение передать проект в другие руки и разместить на индустриальной площадке культурный центр.
На данный момент на подготовку площадки к биеннале было потрачено 1,5 млн рублей. Они пошли на покраску помещения, заливку полов, выставление света, а также создание 35 дополнительных перегородок — по задумке организаторов, это позволит менять конфигурацию пространства и оригинально его обыгрывать.
В 2017г. помощь в организации мероприятия оказала администрация Новороссийска. По словам заместителя главы города Натальи Майоровой, власти взяли на себя организационные моменты, для чего был создан оргкомитет.
«Создавая новые культурные традиции и поддерживая старые, мы получаем мощную точку притяжения, вокруг которой в Новороссийске могут появляться неординарные проекты в сфере искусства и архитектуры. Именно поэтому мы поможем проведению «Новороссийской биеннале», начиная от поиска партнеров до решения организационных вопросов», — комментировал мэр Новороссийска Игорь Дьяченко.
«Новороссийская биеннале» впервые прошла в 2009г. Первоначально она проводилась на базе муниципальных культурных учреждений и частного «Музея изобразительных искусств» и в ней принимали участие художники из разных регионов страны.
V выставка «Новороссийская биеннале-2017», которая откроется 22 сентября, стала международной. На мероприятии будут представлены проекты из Италии, Греции, Хорватии, Турции и Казахстана, а также работы из 20 регионов РФ. Всего из более чем 150 заявок отобраны 65 художников и скульпторов.
По словам организаторов, в 2017г. поменялось и отношение к отбору работ. Их число почти не увеличилось по сравнению с прошлыми биеннале, но общая площадь будет больше. Предпочтение отдавалось сериям работ, целым проектам или цельным самодостаточным произведениям, которые могут обыграть пространство.
Туманное будущее совриска в Новороссийске
Пока вопрос дальнейшего использования «Ангара» остается открытым. По задумке организаторов, бывший цех должен превратиться в экспериментальный центр современного искусства, где смогут опробовать новые формы и подходы не только художники и скульпторы, но и театралы, хореографы и музыканты.
«Об этом пока что рано говорить. Но когда мы готовили площадку для биеннале, то случайно обнаружили, что здесь просто шикарная акустика. Я тогда еще не знал, чем заполнить это пространство в промежутках между биеннале, так как два года – это долгий срок. И у меня появилась идея использовать ее как универсальную площадку для проектов, экспериментальный центр современного искусства — не только изобразительного, но также театрального и музыкального», — отмечает Дорофеев.
По его словам, масштабное промышленное здание позволяет экспериментировать с художественными формами, сценой и расположением партера.
«По дизайну это — типичный лофт. В нем можно организовать театр, площадка которого может трансформироваться по примеру «Лаборатории Петра Фоменко» в Москве. У нас же площадь раза в три больше, что дает больший простор для творчества», — поясняет автор идеи.
Пока финансовый аспект не стоит на первом плане, говорит Дорофеев. «Я сейчас не задумываюсь о коммерческой части, об арт-бизнесе. На протяжении многих лет у меня стоит основная задача — формирование в Новороссийске достойной культурной среды. Если будет она, то появится и интерес к искусству. Для этой цели мы и используем биеннале. В этом году в его рамках будет организован круглый стол, на который приглашены представители крупного бизнеса и власти, искусствоведы. Мы хотим создать попечительский совет и начать формировать целевой фонд», — прокомментировал владелец проекта.
По мнению арт-критика Ксении Пешехоновой, биеннале в Новороссийске – важный и нужный культурный проект. «Я пока видела только фотографии, но уровень исполнения выглядит достойно, а масштаб впечатляет. Будет интересно на это посмотреть. Мероприятий такого уровня в Краснодаре нет, если выставка будет проводиться регулярно, то может составить конкуренцию крупной и масштабной Уральской биеннале», — рассказала она.
Перспективы арт-центра как площадки, на которую смогут приходить различные коллективы, Пешехонова оценивает скептически.
«На юге России есть потребность в залах, но площадка — это всего лишь помещение. В итоге все зависит от контента. Если это будет «сборная солянка», когда сегодня джаз, а завтра саунд-арт, то ничего хорошего из этого не будет. Нужно не просто звать людей, а требуется выработать какую-либо концепцию», — считает эксперт.
Трудная жизнь contemporary art на Кубани
В Краснодаре уже был опыт создания центров современного искусства, напоминает директор «Одного театра» Алексей Мосолов. «Создавалась универсальная платформа, на которую могли «приземлятся» различные направления искусства — центр современного искусства «Ангарт». Своего предназначения он толком не выполнил, постепенно превратился в фотостудию. Там ставились спектакли «Одного театра», иногда проходили выставки. Но этого было не достаточно, чтобы центр современного искусства продолжал существовать», — пояснил он.
По словам Мосолова, потребность в подобных площадках есть, но в регионе реализация таких проектов натыкается на большое количество преград.
«Мне кажется, нужно приложить немалые усилия, требуется титанический труд в плане администрирования, чтобы найти достаточное количество творческих продуктов для центра. Нужно привлекать не только краевые коллективы, но и привозить их с других частей нашей страны, и возможно, зарубежья, чтобы площадка могла полноценно функционировать. Если будет сильная организаторская составляющая, то такой проект возможен. Иначе она будет либо пустовать, либо тех проектов, которые там возникнут, не хватит для того, чтобы привлечь зрителей, убедить их прийти и заплатить деньги. Нужно создавать мотивацию как для художников, так и для аудитории», — считает он.
В Краснодаре неоднократно поднимался вопрос о создании Музея современного искусства. Впервые о необходимости открыть в Краснодаре подобный центр заявил в 2012 году Александр Ткачев, занимавший тогда пост губернатора Кубани. Это произошло после того, как президент РФ Дмитрий Медведев объявил, что чиновникам необходимо «принуждение к современному искусству», связав его с модернизацией страны.
В феврале 2012г. Александр Ткачев пообещал в своем твиттере, что галерист Марат Гельман разработает для региона культурный проект, благодаря которому Кубань будет «греметь на культурном фронте». Затем стало известно, что глава региона предложил известному куратору создать в Краснодаре музей современного искусства – по аналогии с открывшимся в Перми. Реализовать проект планировалось к 2014г.
Однако в мае того же года открытие подготовленной Гельманом выставки ICONS было сорвано казаками, православными активистами и националистами. На следующий же день Ткачев сообщил, что «у Гельмана нет патента на Кубань», а работа по превращению Краснодара в центр современного творчества будет продолжено без него.
В 2014г. было заявлено о планах реализовать на месте центра современного искусства «Ангарт» масштабный проект «Пространство» общей площадью 1,5 тыс. кв. м. Там планировалось разместить, кинотеатр, спортивные площадки, коворкинг, сцену и спортзалы. Однако этим планам также не суждено было воплотиться в нечто реальное.
В 2016г. Владимир Евланов, занимавший тогда должность мэра Краснодара, во время посещения центра «Типография» в рамках своей предвыборной кампании заявил, что базой для музея совриска может стать одно из бывших производственных зданий. Дальше заявлений дело в очередной раз так и не пошло.
В настоящее время в Краснодаре действует Краснодарский центр современного искусства «Типография», деятельность которого ориентирована на образовательные и выставочные проекты. На его территории находятся выставочная площадка Краснодарского института современного искусства (КИСИ) и галерея RedGift, детская арт-школа и коворкинг. «Типография» также является базовой площадкой краснодарской арт-группировки «ЗИП», которая неоднократно удостаивалась российских и международных премий.