На Кубани готовят первый конкурс на строительство двух полигонов ТБО
Согласно приказам министерства ТЭК и ЖКХ, опубликованным на сайте администрации Краснодарского края, в настоящее время готовится проведение концессионного конкурса на строительство двух полигонов ТБО, которые будут обслуживать в общей сложности семь районов Кубани. Торги могут состояться уже в сентябре-октябре 2016г. Инвесторам предлагается вложить в реализацию проектов 1,336 млрд руб.
По условиям конкурса, концессионеры за собственные средства построят полигоны ТБО и будут заниматься их эксплуатацией на протяжении 25 лет. Срок окупаемости – около 8 лет, за оставшееся время инвесторы получат запланированную прибыль. Первая выручка, согласно приведенным расчетам, поступит в 2019г.
Первый межмуниципальный полигон с мусоросортировочным комплексом мощностью не менее 100 тыс. тонн в год предлагается разместить в Тимашевском районе на участке в 35,1 га. Общая мощность полигона составит не менее 130 тыс. тонн в год. Он будет обслуживать сразу 4 района – Тимашевский, Брюховецкий, Калининский и Приморско-Ахтарский. Помимо этого, инвестор должен создать в каждом районе, за исключением Тимашевского, три мусороперегрузочные станции мощностью от 75 тыс. тонн в год. Инвестиции в реализацию этого проекта оцениваются в 718 млн руб.
Второй полигон рассчитан на три района – Мостовской, Лабинский и Отрадненский. Его предлагается построить вместе с мусоросортировочным комплексом (мощность от 80 тыс. тонн в год) в Мостовском районе на площади в 15 га. В остальных районах также запланировано возведение мусороперегрузочных станций мощностью 57 тыс. тонн в год. Необходимые инвестиции в этот проект – 618,6 млн руб.
Изначально первый конкурс планировалось провести в I полугодии 2016г. В марте курирующий это направление вице-губернатор Кубани Андрей Алексеенко заявлял, что интерес к проекту со стороны бизнеса велик. «Потенциальные инвесторы уже есть, и их достаточно много», – отмечал он.
По словам бизнес-консультанта Александра Полиди, подобные проекты могут быть реализованы только в форме концессии.
«Здесь государство играет важную роль, его функция – создание инфраструктуры, которая не может окупиться или отличается длительным сроком окупаемости. Суть концессии в том, что власти как некоммерческий институт заинтересованы в решении социальных или экологических проблем, для избавления от которых требуется совершить ряд действий, часть из которых коммерчески невыгодна. В случае с мусором, в частности, это организация инфраструктуры сбора, доставки твердых бытовых отходов, их хранение – то, что продать нельзя. А инвестор уже берет на себя то, на чем можно зарабатывать, в частности, переработку», – прокомментировал РБК Юг эксперт.
По мнению Полиди, бизнес не берется за подобные проекты по двум причинам: предприниматели или не видят коммерческой эффективности, или (в случае с концессиями) не понимают разграничения зон ответственности и размеров потенциальных доходов.
В то же время, Полиди отмечает, что «мусорный бизнес» довольно прибылен в России. «Он очень криминализирован, в нем много теневых схем. Поскольку деньги есть, причина неудач может быть только одна – то, что проект плохо структурирован. Нет четкого описания самого бизнес процесса, кто и во что вкладывает, и, главное – кто и от чего получает доходы», – заключил эксперт.
Напомним, ранее власти региона озвучивали, что в 2017г. в крае будет построено 7 межмуниципальных полигонов твердых бытовых отходов в рамках государственно-частного партнерства. Компании будут реализовывать проекты за свой счет. При этом построенный объект считается госсобственностью. Инвестор будет использовать его в течение срока концессии, чтобы вернуть вложения и получить запланированную прибыль.
По оценкам министерства ТЭК и ЖКХ Кубани на 2015 г., в регионе зарегистрирована 321 свалка общей площадью почти 1 тыс. га. При этом в Краснодарском крае ежегодно «производится» около 2,5 млн тонн твердых бытовых отходов. Эта цифра растет примерно на 2% в год.