Реструктуризация и облигации: долговая политика Кубани на 2018-2020 годы
Администрация Краснодарского края утвердила основные направления долговой политики на 2018-2020 годы. При разработке документа учитывались низкие темпы роста доходов бюджета Кубани и одновременный рост расходов на социальную сферу.
Предполагается, что основными инструментами станут рыночные заимствования. Привлекать их планируется для компенсации дефицита бюджета и погашения существующих долгов.
Кредиты в банковских организациях власти региона будут брать в течение финансового года, если возникнет необходимость. Планируется оформлять преимущественно среднесрочные заимствования на срок от 3 до 5 лет, а погашение краткосрочных займов будет равномерно распределено по годам.
«В целях снижения бюджетных рисков объем заимствований на срок от 1 года до 2 лет будет сохраняться на минимальном уровне», — отмечается в распоряжении губернатора Кубани «Об утверждении основных направлений долговой политики Краснодарского края на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».
Помимо этого, Краснодарский край планирует в 2018-2019 годах выпустить два облигационных займа, а также полностью рефинансировать имеющиеся обязательства.
Как подчеркивают в администрации региона, заимствования для финансирования дефицита краевого бюджета в 2019-2020 годы будут привлекаться исходя из прогнозируемого сокращения государственных гарантий в структуре госдолга.
В министерстве экономики Кубани считают, что такой подход позволит стабилизировать, а затем и сократить госдолг. По прогнозам ведомства, показатель через три года уменьшиться до 145 млрд руб., а долговая нагрузка составит 76% против нынешних 88%. Ее снижение будет достигаться, в первую очередь, за счет ежегодного увеличения доходов.
Объем государственного долга Краснодарского края резко вырос в последние восемь лет. До 2009 года показатель был одним из самых низким в России и составлял 9 млрд рублей. Но в 2011 году он уже поднялся до 39,9 млрд руб., а долговая нагрузка составила 39,3%.
В последующие два года объем заимствований увеличился практически четырехкратно — до 119,2 млрд руб., а долговая нагрузка достигла 90,4%. Далее показатель прирастал не так стремительно и постепенно приблизился к историческому максимуму в 2016г. — 150 млрд рублей. Соответственно увеличивались и ежегодные расходы на обслуживание долга — с 1,4 млрд руб. в 2011 году до 7,1 млрд руб. в 2017г.
Резкий рост заимствований связан с тем, что бюджету региона в 2011-2014 годах пришлось финансировать ряд расходов на проведение Олимпиады и Гран-при России «Формулы-1» в Сочи, а также выдавать гарантии по связанным с ним объектам. Также в этот период регион вынужден был направлять средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (в том числе из бюджета пришлось компенсировать убытки пострадавшим при наводнении в Крымске в 2012г.).
Олимпийское наследие продолжает увеличивать нагрузку на бюджет Кубани и сейчас. Например, в 2017г. администрация Краснодарского края предоставила НАО «Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края «Омега» госгарантии в размере 22,6 млрд рублей. Новый займ привлечен на погашение кредитов, ранее полученных для строительства олимпийских объектов, организации и проведения международных соревнований и финансирования затрат на хозяйственную деятельность.
Власти региона в 2018-2020 годах намерены мониторить исполнение НАО «Центр «Омега» ее обязательств. Кроме того, в краевом бюджете предусмотрят статьи для исполнения гарантий в случае наступления гарантийных случаев. По мере погашения долга закладываемая на подобные ситуации сумма будет уменьшаться.
Как уменьшали госдолг Кубани
Краснодарскому краю уже удалось сократить долговую нагрузку и снизить показатели — по итогам 2017 года ожидается экономия по расходам на обслуживание госдолга в размере 1,4 млрд рублей.
Регион уже реструктурировал в общей сложности 51,7 млрд руб. бюджетных кредитов со сроками уплаты 2023 года по 2034 год (34,5 % общего объема государственного долга).
«По всем реструктурированным долговым обязательствам плата за пользование средствами федерального бюджета установлена в размере 0,1 % годовых», — отмечается в документе «Об утверждении основных направлений долговой политики Краснодарского края».
Как ранее сообщал РБК Юг, в 2018-2019 годах Кубань может дополнительно высвободить 10,7 млрд рублей за счет реструктуризации регионального госдолга. Соответствующая программа, которую в РФ планируется запустить со следующего года, будет действовать от 7 до 12 лет.
Также в 2017 году Краснодарский край досрочно погасил 16 млрд руб. коммерческих кредитов с наиболее высокими процентными ставками — от 12 до 14 % годовых. Для их частичного рефинансирования регион провел аукционы и в результате получил займы под 9,68 — 10,14 % годовых.
По итогам 2017 года снижение долговых обязательств Кубани прогнозируется на более чем 10,5 млрд рублей за счет погашения части обязательств по бюджетным кредитам и кредитам кредитных организаций без их рефинансирования.
На 1 октября 2017 года в структуре государственного долга доля бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, составила 42,7 % (60,39 млрд руб.), кредитов, полученных от кредитных организаций, - 31,8 %(44,92 млрд руб.), государственных гарантий - 14,7 % (21,58 млрд руб.), государственных облигаций - 10,8 % (15,28 млрд рублей).
По данным Минфина, предельный объем госдолга Кубани на 2017г. установлен на уровне 178,5 млрд руб. Верхний предел государственного внутреннего долга Краснодарского края на 1 января 2018г. составляет 149,39 млрд руб.. Доходы краевого бюджета утверждены в сумме 221,3 млрд руб., по расходам – 220,3 млрд руб. Профицит составит 1 млрд рублей. Объем расходов на 2017г. на обслуживание госдолга утвержден в сумме 7,8 млрд рублей.