Краснодарский край выпустит гособлигации для борьбы с долговым бременем
Выпуск государственных ценных бумаг Краснодарского края планируется во втором полугодии 2017г., пояснили РБК Юг в пресс-службе Минфина Кубани. Регион планирует привлечь от их размещения 10 млрд рублей. Предварительный срок обращения – 7 лет.
«В соответствии с утвержденными параметрами краевого бюджета на 2017г. доля ценных бумаг Краснодарского края в общем объеме государственного долга Краснодарского края на конец 2017 года прогнозируется на уровне 7 %. На 1 января 2017 года она составляет 3,5%», — отметили в пресс-службе ведомства.
В январе 2017г. государственный долг Краснодарского края сократился на 2,3% и на 1 февраля 2017г. составил 146,5 млрд рублей. Наибольшая его часть пришлась на бюджетные кредиты (65,2 млрд руб.) и банковские займы (66,1 млрд руб.). Кроме того, 9,9 млрд руб. составили обязательства края по государственным гарантиям, а 5,3 млрд руб. — по ценным бумагам. По последним данным, доходы казны региона на 2017г. запланированы на уровне 214,42 млрд руб., расходы — 214,9 млрд руб.
В 2016г. ситуация с долгами Кубани незначительно улучшилась, но о существенном переломе говорить преждевременно, считает аналитик «Альпари» Анна Бодрова.
«Оценивая долговую картину региона, опора делается, прежде всего, на соотношение госдолга субъекта к налоговым и неналоговым доходам. Для Краснодарского края к концу 2016г. эта цифра составляла около 93%, но по итогам 2015г. она вообще равнялась 98%. Стабилизации здесь нет, но невооруженным глазом заметна более эффективная работа с долгами, что само по себе положительно. Кубань несколько лет не могла запустить процессы эффективного обслуживания своих задолженностей, и прогресс в этой области однозначно позитивен. Краснодарский край должен примерно поровну государству и коммерческим организациям — это соотношение составляет 47% на 40% к завершению третьего квартала 2016 года», — поясняет эксперт.
По мнению Бодровой, еще одна проблема, которую требуется решать региону – увеличение объема привлеченных средств в регион.
«Коммерческие кредиты довольно дорогие, и региону с подобной долговой нагрузкой сложно их обслуживать. В этом свете размещение облигаций выглядит вполне логичным решением проблемы. Рынок муниципального долга не сказать, что очень активен, но соотношение рисков и доходности тут вполне сбалансированное. Расширение доли ценных бумаг до 7%, то есть вдвое, не выглядит критичным, поскольку регион планирует погашать свои обязательства в рабочем режиме. В то же время очень важно, чтобы облигационный рынок не видел рисков дефолта по бумагам, в противном случае привлечь нужные лимиты финансовых средств будет почти невозможно», — считает аналитик «Альпари».
Как сообщал РБК Юг, Краснодарский край уже размещал гособлигации на 4,8 млрд руб. в декабре 2015г. Срок обращения составил 1092 дня (3 года), всего было предусмотрено 12 купонов. Генеральным агентом выступал ПАО Банк «ФК Открытие».
Ранее вице-губернатор Кубани Игорь Галась заявлял, что госдолг, который нарастил регион к июню 2016г. — 145 млрд руб. — является «некомфортным» для региона, ограничивающим возможности экономического и социального развития края. Снижать нагрузку власти планировали за счет выпуска облигаций, которые обходятся региону на 1–1,5% дешевле, чем кредиты коммерческих банков.
В ходе работы Российского инвестиционного форума в Сочи министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что в апреле этого года будут выпущены облигации федерального займа для населения. По словам министра, они будут конкурировать с депозитами. Объем первого выпуска бумаг номиналом в тысячу рублей составит 20 млрд руб.
Согласно долгосрочному бюджетному прогнозу Краснодарского края до 2030г., общий объем доходов консолидированного бюджета Краснодарского края в 2030г. прогнозируется на уровне 419,8 млрд руб., общий объем расходов – в размере 398,2 млрд рублей.
Государственный долг в течение 13 лет запланирован на уровне 151,3 млрд рублей. Если в 2015г. объем государственного долга к собственным налоговым и неналоговым доходам был практически 99%, в 2016 году — 88%, то в 2030 году он составит 50,5% (в случае выполнения бюджетного прогноза без изменений).