Садовая: Вытеснить российские сыры западным конкурентам уже не под силу
ООО «Фирма «Калория» — производитель молочной продукции в Краснодарском крае. По данным СПАРК, выручка компании в 2015г. превысила 2 млрд руб., увеличившись на 11,7% по сравнению с предыдущим годом.
При этом чистая прибыль компании в 2016г. составила немногим более 141 млн руб. против 73,3 млн руб. годом ранее. Ассортиментный перечень завода насчитывает 270 наименований (масло, творог, молоко, сыр и т.д.).
Прошлый год был для российских сыроваров годом проверки на прочность. Европейские сыры (в т.ч. с плесенью) с рынка были убраны, но спрос остался. К отечественным аналогам было много претензий... Удалось ли получить лояльность потребителей, получилось ли импортозамещение в сфере сыроварения?
Надо пояснить, что производством сыров с плесенью мы начали заниматься с 2006 года, еще до всяких санкций. На протяжении трех лет наши технологи отрабатывали рецепты и технологию в лабораторных условиях и только после этого стали производить небольшие партии в цехе. Производство это очень сложное, особенно в микробиологическом плане: должны быть созданы практически стерильные условия и микроклимат при созревании, необходимы особые требования к персоналу, соблюдение санитарных правил и т.д.
До 2014г. производство сыров с плесенью в ООО «Калории» ограничивалось 1,5 – 3 тоннами в месяц. После запрета ввоза импортных сыров спрос на нашу продукцию резко возрос. Проведенная в конце 2014г. реконструкция цехов позволила увеличить выпуск сыров с голубой и белой плесенью до 30 тонн в месяц. Это дало возможность обеспечить продукцией какую-то часть заявок, но полностью удовлетворить спрос на элитные сыры не могли.
Тогда мы решили построить новый цех и закупить новое оборудование для производства сыров с голубой плесенью. Инвестиции в проект составили более 200 млн руб. В октябре 2015 года цех по производству сыров с голубой плесенью начал свою работу. Это отдельно стоящее и полностью автономное производство, позволяющее выпускать до 100 тонн сыра с голубой плесенью в месяц.
Сейчас мы производим такие сорта сыра, как «Кубанский блюз», «Royal cheese», «Пиканте». На наши сыры спрос стабильно высокий. Так что, да, можно сказать, что импортозамещение в этой сфере удалось.
Многие потребители отмечали, что все попытки сделать аналоги европейских сыров проваливаются. Вас это задевало?
При реализации сыров с плесенью мы действительно столкнулись с тем, что покупатели сравнивают наши сыры, особенно с белой плесенью, с французскими камамбером и бри. Но наши продукты — это сыры произведенные по собственным технологиям. У них более плотная консистенция, менее выраженный запах, более длительный срок созревания.
Но, как говорится, спрос рождает предложение. Поэтому мы и решились на вторую очередь нашего проекта — это новый цех в по производству сыров с благородной белой плесенью. В сентябре этого года цех по производству сыров с белой плесенью начал свою работу выпуском двух новых сортов сыра «Эдель» и «Делис». Эти сыры изготавливаются по традициям французских сыроделов по типу камамбера и бри.
Инвестиции в цех составили более 150 млн руб. Его открытие позволило не только увеличить объемы выпускаемой продукции до 60 тонн в месяц, но и расширить ассортимент. Сейчас мы производим пять видов сыров с белой плесенью: «Кубань-плезир», «Рависман», «Колорит», а с сентября еще два вида — «Делис» и «Эдель».
Ваши мощности позволяют вам увеличить производство или вы работаете с максимальной загрузкой?
На сегодняшний день наше предприятие может выпускать 150 тонн элитных сыров с белой и голубой плесенью. Пока цеха загружены на 30%. Так что нам есть куда стремиться. К производству готовятся традиционный камамбер, реблошон, горгонзола и другие.
В прошлом году российские производители отмечали, что если продовольственное эмбарго будет снято, то выиграть конкуренцию у европейских производителей не получится. Опасаетесь ли вы теперь конкуренции со стороны западных производителей?
В случае возврата на российские прилавки сыров западных производителей, конечно, какая-то часть покупателей будет покупать их продукцию. Но уже и отечественные сыры плотно заняли свою нишу, в том числе наши. Так что вытеснить нашу продукцию западным конкурентам, думаю, уже не под силу.
Какие у вас рынки сбыта? Удалось ли вам наладить экспорт продукции в другие регионы России?
Если говорить о реализуемой продукции, то более 50% это поставки на кубанский рынок и регионы Южного Федерального округа, а остальная часть нашей продукции расходится по всей России и даже в ближнее зарубежье. Это такие мегаполисы, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и многие другие города. Давно поставляем нашу продукцию в Абхазию и Казахстан.
Сохраняется ли проблема нехватки сырья, о которой много говорилось в 2015г.?
Проблемы нехватки сырья на нашем предприятии нет. С поставщиками молока у нас давние партнерские отношения. Сегодня и новые производители молока готовы работать с нами, потому что мы стабильно выполняем договорные условия, всегда решаем все возникающие вопросы на взаимовыгодных условиях.
В прошлом году многие производители отмечали, что торговые сети ведут по отношению к ним недружелюбную ценовую политику и выставляют невыгодные условия работы. За последний год ситуация изменилась?
Более 10 лет назад нами было принято решение начать работу с сетевыми магазинами. Мы предполагали, что все больше и больше нашей продукции будет продаваться в этом сегменте рынка. Сейчас могу сказать, что это было правильное решение. Время показало, что сегодня потребитель выбирает сети. И наша продукция представлена практически во всех крупных федеральных сетях.
Работа с сетевым ритейлом во все времена была показателем самоорганизации и максимальной оптимизации своих бизнес-процессов, что, в конечном итоге, повышает эффективность бизнеса в целом. Работать, конечно, сложно, но где легко?
Необходимо стать такими, как прописано в условиях контрактов – быстрыми, с мгновенной реакцией, готовыми к эффективному разрешению нестандартных ситуаций. Не нужно останавливаться на достигнутом. Нужно повышать эффективность внутри собственного производственного процесса. Потому что идеальных предприятий не бывает – всегда есть что улучшить и оптимизировать. От этого только плюсы – и владельцу, и персоналу, и, в конечном счете, потребителю.
С какими сетями вам проще всего работать?
В целом мы научились работать со всеми. Сеть «Ашан» вывела нашу продукцию на федеральный уровень, «Перекресток» дал нам возможность быть представленными в Москве и Санкт-Петербурге. С «Лентой» и «Океем» приятно работать, там всегда хорошая выкладка нашей продукции. Отдельно , конечно, хочется сказать про «Тандер», который представляет кубанских производителей по всей России.
Какие планы на ближайшее будущее?
Во-первых, не останавливаться на достигнутом. Впереди у нас много работы. Чтобы развиваться дальше, нам надо строить новые очистные сооружения. Реализация этого проекта уже начата, до конца 2017г. должны закончить. Всего в этот проект будет вложено почти 100 млн руб.
Кроме того, для удобства работников нужны новые бытовые помещения, новый санпропусник. И, конечно же, расширение ассортимента сыров с плесенью, потому что это наша «изюминка».
Проблемы развития российского АПК будут обсуждаться на пленарном заседании в рамках Международной выставки сельскохозяйственной техники, оборудования и материалов для производства и переработки сельхозпродукции «ЮГАГРО» «Эволюция импортозамещения: от количества к качеству». Выставка пройдет в ВКК «Экспоград Юг» (Краснодар) с 22 по 25 ноября 2016г. ИА РБК Юг выступает официальным информационным интернет-партнером мероприятия.