Бизнес-омбудсмен И.Якимчик: что мешает развиваться кубанскому бизнесу
В докладе президенту в 2015г. вы обозначили сразу несколько ключевых проблемы региона. В том числе, большую сложность доступности кредитования в связи с повышением процентных ставок...
Судите сами. По итогам пяти месяцев 2015 года предприятиям края было выдано 400 млрд руб. кредитов. Это на 19% меньше, чем за тот же период 2014 года. При этом из них только 60 млрд руб. получил малый и средний бизнес.
Также вы говорили о фактах повышения ставок по уже выданным кредитам. При этом банкиры заявляют в один голос, что ставки для бизнеса по выданным кредитам не повышались.
В начале 2015 года мы вместе с аппаратом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым проверили факты повышения ставок по кредитам банками в одностороннем порядке. Такие факты действительно имели место быть. И в некоторых случаях увеличение процентной ставки составляло в 1,5 – 2 раза.
При этом важно понимать, что в случае, если условиями кредитного договора возможность одностороннего изменения размера процентной ставки по кредиту не предусмотрены, то подобные действия банка являются незаконными и должны быть обжалованы в органы прокуратуры либо в судебном порядке.
Удалось ли добиться реальной отмены таких повышений?
Подготовленный нашим институтом анализ данной проблемы обсуждался рабочей группой, созданной Центральным Банком РФ. Вы видите, что с начала 2015 года ключевая ставка ЦБ снижена уже в четвертый раз с 17 до 11,5 %. То есть ЦБ услышал позицию бизнеса.
Вместе с тем проблема по-прежнему актуальна, так российский бизнес как крупный так средний и малый остро нуждается в дешевых длинных деньгах. И мы продолжаем работать в этом направлении. Мы ведем постоянный мониторинг ситуации. Нужно развивать меры господдержки для субсидирования процентных ставок по кредитам, а бизнесу активнее использовать уже существующие инструменты в крае - Гарантийный фонд и фонд микрофинансирования.
Также в общем докладе вы сказали о сложной структуре отчислений для бизнеса в регионе: акцизы и сборы, которые, по сути, обладают всеми признаками налоговых платежей. Какие сборы а регионе, на ваш взгляд, являются излишними?
Действительно это серьезная проблема, поскольку появление и дальнейшее существование обязательных неналоговых платежей, которые не регулируются налоговым законодательством, не позволяет достоверно оценить финансовую нагрузку на бизнес и снижает инвестиционную привлекательность страны и негативно отражается на развитии экономики.
Нами выявлено более 50 обязательных платежей, которые обладают признаками налогов и сборов. Это страховые взносы на обязательное соцстрахование, плата за негативное воздействие на окружающую среду, утилизационный сбор и другие.
Но положительные изменения есть. В июне было принято решение о введении моратория до 2019 года на часть неналоговых платежей. Например, это экологический сбор; плата за ущерб, причинённый централизованным системам водоотведения; плата за сброс загрязняющих веществ; расходы на создание материальных финансовых резервов для ликвидации ЧС.
Есть и другие положительные сдвиги. Не будут повышены размеры платы за страхование ответственности владельца опасного объекта; платы за размещение отходов производства и потребления; оформление выдачи ветеринарно-сопроводительных документов и сопутствующие услуги. Это позволит бизнесу сэкономить до 1,5 трлн руб. в год.
Вы ни раз говорили и о том, что сегодня бизнес избыточно административно регулирование. Удается ли «отбиваться» от излишних проверок?
При подготовке плана проведения проверок мы совместно с прокуратурой Краснодарского края исключили из него боле 30% необоснованных проверок. Важно, что мы сумели добиться отмены проверок во время полевых сельхозработ.
Большая работа ведется на федеральном уровне. Госдумой принят закон о введении трехлетнего моратория на плановые проверки малого бизнеса. Запрет вводится 1 января 2016 года и будет действовать до 31 декабря 2018 года. Он касается юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, признанных субъектами малого бизнеса, у которых по итогам предшествующих трех лет не выявлено нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации, за исключением случаев выявления нарушений, создающих угрозу жизни, здоровью граждан, окружающей среде.
Также с 2018 года вводится риск-ориентированный подход к проведению проверок. «Надзорные каникулы» применяться не будут - это надзор сфере промышленной, пожарной и экологической безопасности по объектам первого и второго класса опасности, в сфере радиационной безопасности и государственной тайны. В ближайшее время заработает единый электронный реестр проверок бизнеса.
Одна из ключевых проблем для аграриев - отсутствие системы реализации сельскохозяйственной продукции (закупочных пунктов и рынков сбыта, хранилищ). О ней в регионе говорят уже много лет, но воз и ныне там. Что реально нужно сделать, чтобы сдвинуть проблему с мертвой точки?
Все мы понимаем, что сегодня это крайне важно. Есть общая задача - максимальное насыщение продуктами питания за счет местных сельхозпроизводителей. И уже есть действенные инициативы, которые в ближайшее время будут реализованы в регионе.
Будет создано государственное предприятие, которое будет выступать оператором между производителем сельхозпродукции, переработчиком и потребителем. Это позволит вытеснить недобросовестных поставщиков и заказчиков, а также в конечном итоге даст прибавку в бюджет региона в виде налогов.
Нельзя говорить, что «воз и ныне там». Сейчас ведется строительство сельскохозяйственных логистических центров. Например, строительство центра в хуторе Ленина – более 17 га территории, 3 корпуса вместимостью более 40 тыс. тонн.
В краевом антикризисном плане предусмотрено порядка 150 млн рублей на инфраструктуру сбыта и хранения сельхозпродукции. Думаю, что проблема решается, и сейчас нужно только время.