Эксперт: "Энергетике СКФО еще предстоит найти точку равновесия"
В Пятигорске завершилась Вторая Всероссийская конференция «Приоритеты рыночной электроэнергетики в России», организованная Ассоциацией «НП Совет рынка». Ее главной целью стал поиск новых идей и механизмов работы энергорынка. Кральбий Жангуразов прокомментировал в интервью ИА "РБК-Юг", с какими ключевыми проблемами сталкивается отрасль и какие пути есть для их решения.
Кральбий Борисович, энергосистема Северного Кавказа, судя по всему, так и не нашла точку равновесия. Как Вы думаете, правильным ли было решение в начале реформ на Кавказе отделить сбытовую деятельность от сетевой?
Когда это решение принималось, в ОАО «РАО ЕЭС России» учитывали то, что на территории Северного Кавказа наряду с регионами с относительно устойчивыми платежными показателями (Кабардино-Балкария, Северная-Осетия Алания, Карачаево-Черкессия), есть еще республики с кризисным состоянием дел в энергетике (Дагестан, Чечня и Ингушетия). По проблемным республикам были приняты антикризисные программы, заключены соглашения с правительствами регионов о доведении уровня расчетов до 100 процентов. Эти меры, конечно же, привели к определенным успехам. Несмотря на выделение сбытовых компаний, центр управления оставался в сетевой организации. Создание единого центра принятия операционных решений и ответственности тогда было эффективно, хотя и имело свои узкие места.
В 2011 году под лозунгом ликвидации аффилированности договоры управления ПАО «МРСК Северного Кавказа» над региональными сбытами были расторгнуты, что привело к возникновению разногласий между сетевой и сбытовыми компаниями. Это было ожидаемо и искусственно созданный конфликт интересов был налицо.
И в чем он выражался?
Если в 2011 году между сетями и сбытом объем разногласий по полезному отпуску электроэнергии составлял около 2% (преимущественно Дагестан), то к середине 2015 года он составил 735 млн.кВт.ч, или 13% от объема отпуска в сеть. Разногласия теперь есть в каждом регионе. Только вдумайтесь – энергокомпании больше десятой части фактически потреблённой электроэнергии не согласовали между собой. В денежном выражении это 1,7 млрд. рублей. Это критическая цифра.
И что, на ваш взгляд, нужно сегодня сделать, чтобы вернуть энергосистему к равновесию? Снова объединять сбытовиков и сети?
Нельзя говорить столь однозначно. Но в этой ситуации, конечно же, надо вернуться к жестким антикризисным мерам управления. Обособленное существование сетей и сбытов сработало на усугубление проблем энергетики региона.
Передача полномочий по управлению гарантирующими поставщиками регионов СКФО в ПАО «МРСК Северного Кавказа» - это был именно тот шаг, который должен спасти отрасль?
У этого решения есть все признаки вынужденной меры. Ведь когда в 2012 году создавали единое, обособленное от сетей, управление гарантирующих поставщиков в Пятигорске, было запланировано, что эта мера временная, на 1 год до создания и перехода функций управления сбытами специальному некоммерческому партнерству. Нет ничего более постоянного, чем временное. Гарантирующие поставщики, забыв про необходимость реализации структурных корпоративных мероприятий, видимо, решили, что называется немного «пожить для себя». Показатели оплаты пошли вниз, неэффективность расходов по многим статьям была налицо. В такой ситуации надо было принимать какие-то меры. Вот и решили вернуться к прошлому.
А как же антимонопольное законодательство, запрещающее совмещение указанных видов деятельности?
Действительно, действующее законодательство запрещает как одновременное владение сетевыми и сбытовыми компаниями (ПАО «Россети» владеет пакетом акций всех МРСК и одновременно акциями гарантирующих поставщиков СКФО), так и наличие аффилированности в иной форме, например как осуществление сетевой компанией функций по управлению сбытовыми компаниями (ПАО «МРСК Северного Кавказа» осуществляет функции единоличного исполнительного органа гарантирующих поставщиков СКФО).
Правительственной комиссией по вопросам развития электроэнергетики было поручено обеспечить продажу принадлежащих ПАО «Россети» акций энергосбытовых компаний, были также предписания ФАС России на эту же тему. Для устранения этих нарушений и были выработаны меры по созданию некоммерческого партнерства, о чем я говорил ранее.
Какой должна быть модель управления гарантирующими поставщиками Северного Кавказа в будущем, чтобы избежать той ситуации, которая сложилась сегодня?
Я думаю, сбытами необходимо управлять на базе некоммерческой организации, создаваемой совместно генерирующими компаниями оптового рынка и Россетями. Участие в управлении должно быть пропорционально объемам задолженности. Но без комплексной антикризисной программы эффект от передачи функций управления такой организации будет минимальным. Тут важно уделять больше внимания производственным проблемам, а не корпоративной оболочке.
А есть какие-то «аварийные меры», которые нужно предпринять уже сейчас?
Выход из кризисной ситуации кроется в решении проблемы неплатежей. Ведь львиная доля долга перед поставщиками оптового рынка создана конечными потребителями на розничных рынках региона, объем которой составляет порядка 30 млрд рублей. Прирост задолженности только за первое полугодие текущего года составил около 2 млрд рублей.
Необходимо введение норм, обязывающих государство и регионы выдавать бюджетные гарантий по платежам потребителей, включенных Правительством России в особый перечень не подлежащих отключению. Например, по таким, как предприятия ЖКХ. Эта норма позволит повысить уровень ответственности руководителей таких предприятий перед соответствующим бюджетом, которым будет выдана гарантия. Сейчас такие нормы имеются в законе, но они не работают, так как отсутствует механизм их реализации.
Не последнюю роль играет и сокращение издержек самих энергокомпаний, тем более, что по предварительным оценкам такие резервы имеются.
Что касается самих неплательщиков. С ними можно провести какую-то работу?
Существенно улучшило бы положение исключение ТСЖ, ЖСК, управляющих компаний из цепочки обязательств и платежей между ресурсоснабжающими организациями и населением за потребленные энергоресурсы. Они не способны надлежащим образом определять плату за каждый из видов коммунальных услуг, что создает напряженность со стороны населения, а также воровство внутри таких компаний. Следует отметить, что в этом направлении уже наметились преобразования в жилищном законодательстве.
К тому же энергокомпании должны больше усилий уделять работе с потребителями, повышению качества их обслуживания. В последние годы такая работа весьма успешно ведется и тут нельзя останавливаться на достигнутом.
9 октября в Пятигорске завершилась конференция по проблемам рыночной электроэнергетики. Это как-то помогло приблизиться к решению проблемы?
Конференция прошла очень интересно. Формат мероприятия не предполагал какого-то детального погружения в проблемы отрасли. Эти вопросы постоянно в повестке дня Минэнерго России, Совета рынка и других профильных ведомств. Цель была в поиске новых идей и механизмов путем живого непринужденного обсуждения.
Но мы увидели очень продуктивный диалог за «круглыми столами». В таком режиме людям легче высказывать идеи, которые они бы не стали озвучивать на министерском совещании. Больше свободы, больше идей и больше выбора между разными подходами. Это очень эффективно, особенно для специалистов, находящихся в постоянном цейтноте текущих задач.
Очень интересным оказался рабочий стол по обсуждению целесообразности особых условий для отдельных регионов. Это вечная дилемма между централизацией норм и наоборот децентрализацией, давать преференции или не давать.
Как вы считаете - Северный Кавказ нуждается в особых условиях?
В России есть ментальная предрасположенность к централизации правил. Однако, как показывает практика, проблемы масштабных проектов, управленческие дефекты крупных компаний – это бич российской экономики, в том числе и в энергетике. Необходим подход построения менее масштабных и эффективных институтов в энергетике.
В то же время особые условия для отдельных регионов очень дорого обходятся рынку – это своего рода скрытое перекрестное субсидирование. К сожалению, не всегда такие преференции дают положительный экономический и социальный эффект – субсидируемые регионы так и остаются в ловушках неэффективности. Так что, выражаясь вашими словами, энергетике Северного Кавказа еще только предстоит найти точку равновесия.