Денис Лысов: «Ростелеком на Юге переживает период трансформации»
Денис Лысов был назначен вице-президентом – директором МРФ «Юг» ПАО «Ростелеком» в июне 2017 года. Ранее он ранее возглавлял филиал МТС в Ростовской области, а также занимался управлением проектами компании Huawei Technologies в области мобильной связи.
Свою работу в отрасли связи начинал в 2000 году с должности инженера сети передачи данных ОАО «Ростовэлектросвязь» (ныне Ростовский филиал «Ростелекома»).
Как «Ростелеком» планирует развиваться в ближайшем будущем?
- С одной стороны, у «Ростелекома» есть мощнейшая инфраструктура связи, которую необходимо правильно использовать и постоянно развивать. Это связано и с тем, что компания предоставляет услуги не только частным пользователям, но и бизнесу, органам власти.
Кроме того, мы занимаемся большими проектами государственной важности – это, например, «Устранение цифрового неравенства», развитие отраслевой информатизации и госуслуг. «Ростелеком» отвечает и за т.н. аналоговую телефонию, у нас до сих пор есть приставка «оператор междугородной и международной связи», хотя большая часть доходов давно приходит от других сервисов.
С другой стороны, телеком-компании, даже лидирующие на рынке, должны постоянно развиваться, чтобы предоставлять своим клиентам самые современные услуги в максимально удобной форме. И сейчас «Ростелеком» переживает период трансформации, стремясь не только повышать качество обслуживания, но и стать для своих абонентов настоящей экосистемой.
Экосистемы сейчас строят почти все операторы. Что именно Ростелеком вкладывает в это понятие?
- Я рассматриваю экосистему как некий набор жизненных ситуаций клиента, которые полностью решаются с помощью телеком-сервисов. Практически у всех сфер нашей жизни уже есть технологическая составляющая: от «Электронного правительства» и «цифровой экономики» до онлайн-записи к врачу или заказа продуктов через Интернет.
Позавчера мы расплачивались наличными, вчера – банковскими картами, сегодня уже смартфонами и «умными» часами. Цифровизация предлагает все больше удобных альтернатив решению каких-то бытовых вопросов и бизнес-задач, целей государства и общества. И наша задача в этом процессе – предлагать удобные инструменты для их реализации. Вот в этом направлении мы и намерены развиваться.
Мы хотим быть компанией, которая продает как можно больше конечных продуктов — высокомаржинальных услуг и сервисов. Не только способ доставки сервиса, но и сам продукт — например, телевизионный и видеоконтент.
Что в плане интегрированного подхода вы будете предлагать на рынке B2B? Один из мобильных операторов уже разработал свою платформу для малого и среднего бизнеса с телефонией, базами данных и постановкой задач. Планирует ли нечто подобное «Ростелеком»?
- Здесь мы тоже намерены придерживаться концепции экосистемы, предлагая бизнесу комплекс телеком-услуг, позволяющий заказчикам получить весь необходимый цифровой инструментарий для решения бизнес-задач. И при этом не сосредотачиваться на непрофильной деятельности – вроде закупки оборудования или содержания штата специалистов для его обслуживания.
У нас уже есть готовый набор решений для организации IT-инфраструктуры бизнеса «под ключ», включая сверхскоростные каналы связи, оборудование и IT-инфраструктуру, дата-центры и облачный софт, киберзащиту и техподдержку этого всего.
Ростелеком обеспечил Олимпийские Игры «Сочи-2014» современной инфраструктурой. Делается ли в Сочи что-то дополнительно к ЧМ-2018 или имеющихся мощностей будет достаточно?
- Мы не являемся исполнителем контракта к Чемпионату мира-2018. То, что «Ростелеком» сделал к Олимпиаде, успешно используется на многих федеральных и международных мероприятиях, включая предстоящий Всемирный фестиваль молодежи и студентов, который стал очень масштабным событием.
Если же говорить о 5G, то к 2018 году этот стандарт в России точно не появится в коммерческой эксплуатации. Речь идет только о тестовых запусках, которые носят скорее имиджевый характер. В перспективе мы, разумеется, будем двигаться в направлении развития сетей 5G. Но это будет весьма затратное предприятие, которым, на мой взгляд, должны совместно заниматься все крупные игроки рынка. У «Ростелекома» есть мощная современная инфраструктура, которая может быть задействована в этом проекте.
Какие у «Ростелекома» планы по развитию собственного мобильного оператора и взаимодействию с Tele2?
- У «Ростелекома», как вы знаете, есть доля в сотовом операторе Tele2. На его базе мы в т.ч. предлагаем своим абонентам услуги мобильной связи, «Ростелеком» в этом случае выступает как виртуальный оператор. Благодаря этому, мы можем предлагать продукт «4 в 1»: голосовую связь и доступ в Интернет в фиксированном и мобильном вариантах, а также цифровое телевидение. При достаточно сложной конкурентной ситуации абонентская база продолжает расти хорошими темпами. По итогам первого полугодия мы насчитываем около 45 тыс. абонентов в Краснодарском крае, Волгоградской и Ростовской областях.
Мы планируем изучить дальнейший потенциал синергии с Tele2. Например, сейчас рассматривается вариант взять часть сетей Tele2на обслуживание нашими техническими специалистами, потому что у «Ростелекома» больше квалифицированного персонала по всему Югу. В перспективе мы видим возможности и для совместного развития наших салонов и центров обслуживания как единого пула торговых точек. Пока идут дискуссии, финального решения еще нет.
В каких направлениях Ростелеком планирует двигаться на Юге России в 2018 году?
- Мы однозначно усилим работу по наращиванию абонентской базы и увеличим вложения в развитие существующих сетей. Будем продолжать программу по проникновению оптики в районы малоэтажной застройки, на сегодняшний день мы охватили 12 тысяч домов по всему югу России.
Это не убыточно?
- Не убыточно. Разумеется, малоэтажные дома не имеют такой же быстрой отдачи по выручке, как, допустим, 16-этажные. Зато мы зачастую оказываемся единственным оператором, который готов предоставить широкополосный доступ в Интернет в районах частной застройки.
Краснодар очень быстро растет. Зачастую новые жилые комплексы ставятся в чистом поле, где еще нет всей инфраструктуры – например, скоростного Интернета. Насколько плотно вы работаете с властями и застройщиками?
- Ни одно законно построенное многоэтажное строение не может быть возведено без получения технических условий для стационарной телефонной связи. Поэтому мы чаще всего знаем, куда приходят застройщики.
В этом отношении для нас важно начинать работать с девелоперами на ранних этапах строительства, чтобы определить оптимальное техническое решение для каждого объекта. Мы можем обеспечивать и онлайн-наблюдение за стройкой для будущих жильцов, и Wi-Fi в подъездах, и готовое подключение к интернету в квартирах, чтобы новым владельцам не нужно было самим куда-то прятать провода. А есть еще счетчики, датчики и другие элементы «умного дома», с которыми мы тоже готовы работать.
Какие цели перед собой вы ставите как руководитель?
- Я хотел бы, чтобы компания стала прогрессивнее и воспринималась как современный интегратор новых решений. Сейчас со своими коллегами я обсуждаю ряд проектов, которые должны этому способствовать.
Что касается сегмента частных пользователей, очень много внимания я планирую уделять совершенствованию клиентского сервиса. Где-то мы увеличим количество сотрудников контакт-центров, где-то научимся замечать и решать потенциальные проблемы абонентов еще до того, как они возникнут. Многие сервисы уже сейчас переводятся на дистанционное самообслуживание, в т.ч. через Интернет и мобильное приложение, чтобы абоненту не нужно было приходить в центр обслуживания или звонить на горячую линию.
На мой взгляд, у «Ростелекома» есть все, чтобы стать единственным поставщиком для государственного и бизнес-сегмента, причем не через призму каких-то постановлений, а через наши конкурентные преимущества. Я часто говорю коллегам, что не надо бояться конкуренции, это конкуренты должны бояться нас.
То, что мы делаем совместно с властями, должно стать более заметным – не только государственным органам, но и в целом рынку, потому что эти проекты делаются не для власти, они делаются для людей, для повышения качества их жизни. Например, подключение к скоростному Интернету медицинских учреждений, которым сейчас занимается «Ростелеком» – это основа для развития телемедицины и других цифровых услуг. «Устранение цифрового неравенства» - это глобальный федеральный проект, который уравнивает жителей нашей страны в получении доступа к цифровым сервисам.
Наши усилия – и мои как руководителя, и всей команды «Ростелекома» на Юге – будут направлены на то, чтобы, с одной стороны, укреплять и развивать «фундамент» для всех наших услуг, то есть телекоммуникационную инфраструктуру компании.
С другой стороны, мы стремимся оцифровать как можно большее количество процессов, позволяющих упростить и оптимизировать жизнь человека, деятельность бизнеса и государства. Эти действия вписываются в общую стратегию «Ростелекома». От нашей эффективности здесь зависит очень многое – от доступа людей к новым знаниям и информации и движения в сторону цифровой экономики до обороноспособности страны.
Макрорегиональный филиал «Юг» ПАО «Ростелеком» («Ростелеком-Юг») – структурное подразделение ПАО «Ростелеком», которое действует на территории Южного и Северо-Кавказского Федеральных округов.
«Ростелеком-Юг» создан в апреле 2011 года на базе ОАО «ЮТК» и ОАО «Дагсвязьинформ» после присоединения этих компаний к ПАО «Ростелеком» и сегодня объединяет 10 региональных филиалов - Астраханский, Волгоградский, Дагестанский, Ингушский, Кабардино-Балкарский, Калмыцкий, Краснодарский, Ростовский, Северо-Осетинский, Ставропольский.