«Макдоналдс»: «У аграриев Юга – большой потенциал для сотрудничества»
В настоящее время «Макдоналдс» закупает у российских поставщиков более 90% используемой продукции. За 27 лет работы компания локализовала все поставки основных категорий продуктов, кроме картофеля фри (завод по его производству планируется открыть в Липецкой области).
Обязательным для всех поставщиков является внедрение системы анализа рисков и критических контрольных точек HACCP (Hazard Analysis and Critical Control Points), для сельхозпроизводителей – основа стандартов и требований, заложена в программе MAAP (McDonald's Agricultural Assurance Program).
Есть ли сейчас у «Макдоналдс» поставщики на Юге Росси?
- Например, компания «Белая дача» поставляет салат айсберг, который закупает в т.ч. в Краснодарском крае. Айсберг не выращивают в теплицах, для него нужен открытый воздух, иначе не получатся кочаны нужной плотности и сочности. В Европе основной поставщик – это Испания. У нас в стране наши поставщики резаного салата используют российское сырье из разных регионов – с конца апреля по начало октября.
Салат айсберг из Краснодарского края поступает в мае-июне, потому что потом для него здесь становится слишком жарко. Среди кубанских поставщиков – ООО «Аграрий» из Динского района и ИП Бондаренко. Могу сказать, что для России это довольно экзотическая культура, занимаются ей немногие.
Еще наши поставщики закупают на Кубани подсолнечное масло для булочек, которые печет «Ист Болт Рус», и подсолнечник – для изготовления фритюрного масла.
Но из Краснодарского края поступают не только продукты. Картон для коробочек, в которые упаковываются бургеры, производится в Тимашевске компанией «АР Картон», они давно и очень продуктивно с нами сотрудничают. Причем для упаковки у нас может использоваться только целлюлоза со 100% гарантией легального и одобренного происхождения, эти требования кубанский поставщик соблюдает.
А в Ростовской области?
- На Дону мы уже много лет сотрудничаем с компанией «Аграм-Юг», которая поставляет маринованные огурчики. Все выросло из семейного бизнеса. Еще в начале «девяностых» они закупили оборудование и начали работать с «Макдоналдс» по нашим технологиям и стандартам, а потом переселились в Ростовскую область, где на своих полях внедрили самые прогрессивные методы выращивания и уборки огурцов. Например, во время сбора люди не ходят на жаре по полю, наклоняясь за каждым огурцом, а лежат под тентом на «крыльях» специального трактора, медленно движущегося вдоль грядок.
Есть ли перспективы по увеличению объемов поставок из регионов Юга России?
- Разумеется. В первую очередь, для овощной продукции, ведь Кубань и ее соседи – признанные фавориты в этой отрасли сельского хозяйства. Одно из перспективных направлений – это круглогодичное выращивание помидоров, чтобы по возможности избавиться от необходимости закупать их зимой за пределами России.
Сейчас АПК активно развивается, у производителей появляются новые мощности и новые возможности, так что потенциал огромный.
Как происходит отбор поставщиков для российских ресторанов «Макдоналдс»? Контролирует ли этот процесс непосредственно американская корпорация?
- В компании «Макдоналдс» существует выстроенная система и определенные правила, по которым мы подбираем поставщиков на российском рынке. Кроме того, работающие с нами производители конечной продукции (допустим, булочек) должны по ним же искать поставщиков сырьевых ингредиентов для своего производства.
Только так мы можем быть уверены в том, что булочка не просто красивая и вкусная, но и что для нее используется по-настоящему качественное сырье, на хлебокомбинате и на мельнице все рабочие процессы организованы правильно, а на полях, где возделывается пшеница, внедрена правильная система агрономии и применяются стандарты грамотного ведения сельского хозяйства.
Для нас важны многие аспекты: и социальные, и экологические, и касающиеся безукоризненного соблюдения российского законодательства. Зачастую мы помогаем своим поставщикам с какими-либо нюансами в организации производства, подсказываем им, как правильно надо работать, организуем для них обучение с привлечением специалистов.
Можно сказать, что мы сами развиваем поставщиков, следуя той системе, которая разработана компанией, потому что заинтересованы в долговременном и взаимовыгодном сотрудничестве.
Последние несколько лет российское руководство особенно много делает для возрождения сельского хозяйства. Мы – как одни из крупнейших в России покупателей сельхозпродуктов – только рады такой тенденции, потому что это существенно упростило нам поиск достойных партнеров.
Часто ли меняются российские поставщики «Макдоналдс» и почему это происходит?
- Мы меняем поставщиков довольно редко, потому что тщательно относимся к их подбору. Но в последнее время мы расширяли их состав, чтобы по каждому основному продукту было минимум два производителя. Это нужно в т.ч. для надежности и устойчивости системы закупок, ведь в условиях форс-мажора не так просто найти нового партнера, готового быстро включиться в работу.
Для тех групп продуктов, где мы пока еще имеем одного партнера-производителя, мы страхуем риски и параллельно прорабатываем возможность поставок от зарубежных партнеров – на случай необходимости закупить определенный объем продукции.
Кроме того, наши производители, в свою очередь, заключают контракты с разными поставщиками сырья. И это не только крупные холдинги с громкими именами, мы сотрудничаем со всеми, кто работает честно, качественно и надежно.
Могут ли представители малого и среднего бизнеса сотрудничать с «Макдоналдс»?
- Конечно. Всего в качестве поставщиков в России с «Макдоналдс» сотрудничают около 160 предприятий, на которых работают более 100 тысяч человек. Да, в числе наших партнеров есть мировые лидеры – такие, как корпорация «Каргилл», это самая крупная частная компания Америки, давно и успешно работающая в России. Но есть и небольшие – как, например, уже упомянутый индивидуальный предприниматель из Краснодарского края.
На мой взгляд, малому бизнесу проще всего зайти, например, с поставками десертов для «МакКафе», предложив хорошее качество и доступные цены.
Но даже небольшим по объемам поставщикам нужно быть готовым к соблюдению всех требований. К примеру, вместе с сельхозпроизводителями мы внедряем стандарты грамотного ведения сельского хозяйства, следим за тем, чтобы любое производство не наносило ущерб природе, чтобы на предприятиях были обеспечены достойные условия труда.
Мы хотим, чтобы наши партнеры были успешными в финансовом плане, в первую очередь, поэтому мы их и поддерживаем, но и не забываем требовать, конечно.