Перейти к основному контенту
Генплан Краснодара ,  
0 

Полиди: "Система общественного транспорта Краснодара остается архаичной"

Александр Полиди в интервью РБК-Юг рассказал о возможных путях развития городского общественного транспорта и о том, нужны ли городу новые развязки и мосты
Фото: geometria.ru
Фото: geometria.ru

Александр Полиди - заместитель секретаря Общественной палаты Кубани, д.э.н., профессор Кубанского государственного технологического университета, бизнес-консультант. Является экспертом Высшей аттестационной комиссия Минобрауки РФ, Законодательного собрания Краснодарского края, Аналитического центра при Правительстве России. Руководитель проектов по разработке стратегий социально-экономического развития ЮФО, Краснодарского края, Сочи, Краснодара, 9 муниципальных образований Краснодарского края.

Александр, для Краснодара транспортный вопрос является одним из самых острых и сложных. Недавно новое развитие получила история проекта развязки на ул. Старокубанской. Губернатор распорядился изыскать средства на ее строительство к 2024г. Вопрос в том, действительно ли нет никаких иных вариантов для решения проблемы заторов на этом участке, кроме как строить развязку за 6 млрд руб.?

Сам факт того, что строительство развязки запланировано через 8 лет — это не то, чтобы не своевременно, это просто недостойно такого города, как Краснодар, при той остроте транспортной ситуации, которая есть. Нужна или не нужна развязка как точечный объект - думаю, сегодня на этот вопрос взвешенно не может ответить ни один специалист. Потому что сейчас вообще нет понимания того, в каком направлении развивается транспорт Краснодара. Где и какие проходят транспортные потоки, какие магистрали будут востребованы в будущем, где будут возникать узкие места...

Есть факт, что Старокубанское кольцо - это узкое место, но точно ли оно самое проблемное в городе? И точно ли оно останется самым проблемным к 2024 году? Нет ответов. Мое мнение: городу необходима в рамках Генплана математически рассчитанная транспортная концепция, которая бы учитывала все транспортные потоки. Пока такой концепции нет, говорить о том, что эта развязка важнее, чем какая-либо другая, тем более через 8 лет, совершенно невозможно. Мне кажется, это необоснованно ни с каких точек зрения: ни с финансовой, ни с экономической, ни с логистической, ни с градостроительной. Уровень автомобилизации растет на десятки процентов каждый год. И то, что актуально прямо сейчас, в 2024 году не создаст уже никаких благ. Просто будут потрачены эти 6 млрд руб., а с учетом инфляции за 8 лет может и гораздо больше.

В целом развязки это действительно панацея от пробок или же есть в мире примеры более дешевых и эффективных решений решений?

Я вижу, как развиваются города Европы. Развязка, как локальный объект - это не панацея по одной простой причине. Если в одном месте мы ускоряем движение, значит, этот поток машин соберется где-то в другом месте. При этом мы ведь не знаем, что произойдет, если будет построена та или иная развязка. Нет концепции, которая говорила бы, что когда в таком-то месте появится развязка, то магистральные потоки пойдут так-то, а менее скоростные внутрирайонные потоки будут переориентированы таким-то образом на второстепенные улицы.

В мире транспортные развязки встроены в общий каркас города, который просчитан математически и увязан с движением пассажиропотока общественного транспорта, пригородного транспорта и т.д.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Понятно, что выстраивать транспортную систему практически "с нуля" на базе математически просчитанной модели - дело затратное и долгое. А существует какой-то быстрый способ разгрузить город от пробок - хотя бы как временное решение задачи?

Самый быстрый - это пересадить людей на общественный транспорт. Но нужно, чтобы общественный транспорт был к этому готов. Не только с точки зрения обновления подвижного состава, но и с точки зрения создания жесткого графика движения. Лично я знаю только один действительно пунктуальный и комфортный маршрут в городе - это автобус 2Е. Все остальное просто не отвечает тем требованиям, которые есть у людей, предпочитающих сегодня личный автомобиль.

Но ведь в Краснодаре уже делаются шаги по этому направлению. Например, недавно по городу начал курсировать новый трехсекционный трамвай...

Поймите, это все замечательно с точки зрения эстетики и комфорта, но не с точки зрения пунктуальности. Даже если мы все трамваи в городе заменим сверхкомфортабельными, они также встанут в дождь около стадиона "Кубань", они встанут из-за аварии машин на перекрестке. Ведь тем, кто передвигается на машине важно управлять своим временем, а не чтобы их временем управлял общественный транспорт. Наш общественный транспорт совершенно не способен быть пунктуальным.

И дело даже не в выделенных полосах. Сначала надо оптимизировать сами маршруты. Ведь у нас эта система абсолютно архаична. Это система простых низкоинвестиционных решений. На улицах мы видим в огромном количестве маршрутные такси, которые гоняются друг за другом, множество дублированных маршрутов, массу не оптимизированных маршрутов с непонятными провозными емкостями и т.д.

И говорить о том, что мы каким-то чудом пересядем сейчас с легковых автомобилей, которые априори комфортнее, мобильнее и маневренней, на общественный транспорт, только потому, что появились не односекционные, а трехсекционные трамваи — это абсурд.

Вы знаете примеры многих стран. Где, по-вашему, общественный транспорт на высоте и какие решения, с учетом ограниченного бюджета, можно  применить в Краснодаре?

Можно взять соизмеримые по численности и климату Валенсию или Малагу в Испании. У них есть четкое разделение общественного транспорта по назначению. Есть магистральный транспорт - пригородные электрички, выделенные трамвайные линии, метро, которые обслуживают концентрированные пассажиропотоки и перевозят людей кратно быстрее, чем личные авто, связывают разные концы города, есть внутрирайонные и межрайонные маршруты.

Есть прекрасное решение в Стамбуле - метробусы. Это очень большой вместимости сочлененные автобусы сверхвысокой вместимости, которые ходят по абсолютно обособленной полосе. Получается система близкая классическому наземному легкорельсовому транспорту - контроль на входе на остановку, выделенная полоса движения, очень высокая провозная емкость, очень высокая пунктуальность и частота движения. При этом всем инвестиционная емкость такого решения на несколько порядков меньше, чем традиционного метро.

На ваш взгляд, почему с каждым годом транспортная проблема в Краснодаре становится только острее, на фоне того, что ежегодно мэрия внедряет все новые проекты в этой сфере: платные парковки, выделенные линии для общественного транспорта, закупаются троллейбусы с автономным ходом для продолжения маршрутов и т.д. В чем же причина того, что ни одно решение не может эффективно решить проблему?

Я экономист и работаю с многими людьми из бизнеса и власти. Уверенно говорю, что в целом профессионализм чиновников у нас находится на более высоком уровне, чем в среднем по стране. Но проблема в том, что эта команда привыкла работать в антикризисном ручном режиме. Там полосу открыли, там закрыли, пустой маршрут убрали, где-то новый создали, светофор поставили, светофор убрали. Это вечный режим ЧС, латание дыр.

Да, нехватка бюджета и ресурсов - это, безусловно, проблема, и с ней приходится мириться. Но давайте представим гипотетическую ситуацию, что в город упали безумные деньги, завтра у мэрии появились лишние 20-40-60 млрд руб. И куда их можно деть? Купить еще 100 новых трамваев? Если бы была более менее математически обоснованная и продуманная концепция, то можно было бы уже принимать системное решение: магистральный, межрайонный, внутрирайонный транспорт, парковки перехватывающие, парковки гостевые и т.д. Но сейчас и близко нет такой информации, где и как провести эти новые маршруты.

Это проблема не только городского развития, а проблема российской ментальности, в том числе бизнес ментальности. Мы любим перекрасить заборы, автобусы сделать не серыми, а красными, но это лакирование действительности, которое не переходит в новое качество. ​

Еще одна спорная инфраструктурная тема -  мосты через реку Кубань. Существует проект дублера Яблоновского моста. Еще один мост  хочет построить IKEA в западной части города. Хотелось бы понять, они действительно нужны, или же для Краснодара гораздо больше пользы принесла бы кольцевая дорога, которая, наоборот, уводила бы  транзитный транспорт из города?

Я не специалист в области технологий организации транспорта, но экономическую составляющую вижу и оцениваю, а она, согласитесь, доминирующая. Фактически мы находимся с Адыгеей в агломерации как единое целое. Новая Адыгея - это типичная часть городской агломерации. Те высотные дома, которые сейчас там строятся, рассчитаны на людей, которые будут работать в Краснодаре. И конечно люди не перестанут перемещаться между Краснодаром и Адыгеей. Агломерация будет расти хотя бы потому, что земля и жилье там более дешевые. Поэтому мосты, конечно, нужны. Тургеневский мост был построен в конце 70-х, прошло 40 лет и за это время уровень автомобилизации не удвоился и даже не утроился. Степень мобильности населения стала на порядок выше, а инфраструктура осталась архаичной.

IKEA заявляла, что рассматривает возможность размещения моста в Юбилейном микрорайоне. Многих жителей ЮМР это не устраивает. А вы сторонник такого решения? Это может навредить району? 

Перспектива моста в ЮМР людей пугает совершенно справедливо. Даже если через район не пойдут большегрузы, то просто легковой транзитный транспорт может создать в районе коллапс, потому что та структура улиц, которая есть, работает на пределе. Инфраструктура Юбилейного и его емкость уже исчерпаны. Этот район начинался в конце 80-х и то, что есть там сегодня - уже давно находится за пределами всех возможных планов. Для решения по мосту необходимо опять же провести какой-то системный анализ. Нужно смоделировать, как пойдет поток транспорта, какая пропускная способность у прилегающих к мосту улиц. Пока этого ничего нет, разговоры о том, где лучше строить мост - на Юбилейном или в Елизаветинской - это разговоры ни о чем. Это разговоры из серии, что лучше: красное или белое?

Не менее острый вопрос связан с платными парковками. Часть людей выступает "за", кто-то "против", у кого-то есть вопросы к качеству услуг этих парковок. Каково ваше мнение?

Я однозначно за платные парковки, в конце концов потому, что ничего альтернативного пока не придумано в мире. Если ты хочешь ездить на автомобиле, ты должен быть готов за это платить. Такое положение дел, конечно, не устраивает некоторые слои населения. Поэтому параллельно должен идти другой процесс - создание того самого качественного общественного транспорта. В идеале у людей должен быть выбор: или пользоваться качественным городским транспортом, или пользоваться "дорогими" автомобилями.

Я приведу пример Вены. Там платный въезд и очень дорогие парковки в центре города. И ни один житель Вены не приезжает в центр на автомобиле и не ставит его на парковку на 5 часов. Если ты живешь в центре, то тебе дается одно бесплатное место, второе нужно купить и это тоже дорого. Но у людей есть альтернатива — отлично работающий общественный транспорт, причем транспорт, опять-таки, и магистральный, и межрайонный, и внутрирайонный. Доехать куда-либо без задержек не представляет из себя никакой проблемы. Так вот, пока у нас не создано такой альтернативы, нельзя просто все 100% парковочных мест в городе сделать платными. Это безответственно со стороны власти.

А еще хорошая альтернатива - велосипеды. Вы верите в то, что в Краснодаре все же появятся полноценные велодорожки? 

В Москве эта история уже реализуется. Я там часто бываю и мне нравится наблюдать за тем, как они строят интегрированную транспортную систему, которая предусматривает и велосипедные дорожки. Конечно, они еще не на таком уровне, как в Амстердаме, Роттердаме или в Париже, но тем не менее. Я, например, человек подвижный и достаточно молодой, чтобы пользоваться велосипедом, но как я это сделаю в Краснодаре? Никак. Это сегодня не экологично и главное — просто опасно.

Климат в Краснодаре позволяет пользоваться велосипедами большую часть года, однако вы не считаете, что ментальность не позволит людям ездить на велосипеде в костюме на работу?

Некий барьер есть, но его не сложно преодолеть. Кто бы мог подумать, что состоятельные люди, у которых есть автомобили, будут перемещаться по центру города на том же автобусе 2Е? Но это происходит. Поэтому я не думаю, что существует проблема какого-то ментального непреодолимого зажима. Это вопрос инфраструктуры.

В конце 2015г. власти Краснодара объявили о начале масштабной переработки Генерального плана на открытой основе (с привлечением экспертов и горожан). Техническое задание для внесения изменений в Генплан планируется сформировать к середине 2016 года. Обсуждение Генплана ведется на странице "Открытый Краснодар. Генеральный план города".

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 16:51
Все новости Краснодар
«Авангард» отыгрался с 0:2 и сравнял счет в серии с «Локомотивом» в КХЛ Спорт, 21:42
«Бессмыслица». ЦСКА отказался от вратаря, который поссорил Россию с IIHF Спорт, 21:40
Почему США и Япония захотели прямых переговоров с КНДР Политика, 21:30
«Коммерсантъ» узнал о решении прокуратуры изъять акции «Макфы» Бизнес, 21:28
Путин призвал увеличить вклад внутреннего туризма в ВВП России до 5% Экономика, 21:17
В полтавском военкомате сообщили о розыске 30 тыс. уклонистов Политика, 21:08
В НХЛ заявили, что вратарь Федотов сможет продолжить сезон за океаном Спорт, 20:56
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Десять вариантов квартир с двумя санузлами для большой семьи РБК и ПИК, 20:55
Насколько Варшава и Киев приблизились к разрешению пограничного кризиса Политика, 20:52
Судья турнира в «Крокусе» подала в суд из-за сообщений о запертых детях Общество, 20:50
«Новая Анапа» будет ежегодно приносить ₽30 млрд бюджетам РФ и Кубани Краснодар, 20:46 
Девушка с собакой нелегально проникла на место поисков в «Крокусе» Общество, 20:44
Альфа-Банк дал прогноз по дивидендам российских компаний в апреле Инвестиции, 20:43
У FTX остались токены Solana на $7,5 млрд. Кто на них претендует Крипто, 20:21