Гендиректор радио «Казак FM»: Пирог стал меньше, а едоков больше
ОАО «Радиокомпания Радио Рокс-Регион» вещает под брендом «Казак FM» в Краснодарском крае с декабря 2011г.
По данным СПАРК, владельцем 65% компании является Фонд государственного имущества Краснодарского края, 30% принадлежат администрации Краснодара, еще 5% – ООО «Редакция регионального радио». С 2015г. должность гендиректора радиостанции «Казак FM» занимает Виктор Мальчевский.
В 2016г. чистая прибыль «Радиокомпании Радио Рокс-Регион» составила 636 тыс. руб., годом ранее – 294 тыс. рублей. Основное финансирование осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Какую зону вещания охватывает «Казак FM» в настоящее время?
- Кубань мы покрываем полностью. Полгода назад мы начали вещание в Сочи, практически полностью «заштриховав» карту Краснодарского края.
Мы открыты для партнерских отношений по любым направлениям. Однако наши партнеры не всегда могут сразу рассчитывать на удовлетворяющую их запросы финансовую отдачу, поскольку старт проекта – штука дорогая, а рынки сегодня, к сожалению, недостаточно активны.
Согласно последнему мониторингу, «Казак FM» входит в пятерку популярных радиостанций Краснодара. Однако конкурировать нам приходится не столько с местными станциями, сколько с федеральными.
Ранее в интервью вы упоминали о планах расширения вещания на Ростовскую область и Крым. На каком этапе сейчас их реализация?
- Мы говорили даже не о планах, скорее – о стратегии. Сейчас в Ростовской области у нас уже есть потенциальные партнеры, которые хотели бы наладить вещание «Казак FM» на своей частоте, поскольку уверены, что ростовская аудитория хорошо воспримет радиостанцию. Переговоры продолжаются, и, надеюсь, до конца этого года завершатся.
Что касается Крыма, то у нас есть частота, но развитие вещания в этом регионе сопряжено с довольно серьезными инвестициями. Как только у нас появятся необходимые финансовые возможности, мы продолжим экспансию в этом направлении.
Кто чаще слушает «Казак FM»: жители станиц или городов, мужчины или женщины?
- Бытует мнение, что фолк, который является ключевым музыкальным материалом «Казак FM», больше соответствует вкусам сельских жителей. Но это неправильно. Фолк сегодня очень популярен на любом уровне, в любых странах. Народная национальная музыка приобретает новый формат. Как показывает практика, это очень популярное направление.
Краснодар – крупный современный мегаполис, а «Казак FM» входит в пятерку самых популярных станций. Получается, у нас аудитория не только сельская – активно подключаются и горожане. Много молодежи, она активно участвуют в интерактивах.
Это не провинциальность и консерватизм. Фолк на Кубани - это часть культуры, в которой ты вырос, которую впитал. Это как культурный код малой родины. Но «Казак FM» – не только музыка, во многом это еще и развлекательный качественный юмористический продукт, который, опять же, зиждется на почве фольклора.
Раньше «Казак FM» был представлен в радиопакете «Триколор ТВ». Сотрудничаете ли сейчас вы с операторами цифрового телевидения?
- Не вижу особого смысла в таком сотрудничестве, потому, что в «Триколоре» радио – не профилирующий продукт. В первую очередь, это телевизионный формат. Мне слабо видится ситуация, при которой абонент «Триколор» ТВ предпочтет радио телевидению. Наша аудитория включает приемник или запускает интернет-приложение.
Сейчас большой популярностью пользуются мобильные приложения, позволяющие слушать радио на смартфонах без FM-приемников. Вы как-то развиваетесь в этом направлении?
- В 2016г. году мы запустили мобильное приложение «Казак FM» на платформе Android, которое позволяет слушать не только музыку, но и новости. Оно находится в топах по скачиванию.
Разработку приложения для iPhone пока приостановили, потому что, как нам кажется, наша аудитория больше пользуется телефонами на платформе Android. Но в будущем выпустим приложение и для iOS.
В мировой практике складывается такая тенденция, что интернет-вещание вытесняет традиционное. И сегодня мы активно занимаемся исследованием перспектив этого направления, изучаем потенциал формата. Однако эта дополнительная аудитория маркетологами пока не учитывается. Пока монетизируется преимущественно FM-диапазон.
Радиоволны радиоволнами, а сеть сетью. Это не взаимоисключающие направления. Надо развивать и то, и другое.
Сейчас продолжается активный переход на цифровой формат радиовещания. Среди участников медиарынка отношение к этому неоднозначное. С одной стороны, технология дает возможность трансляции большего количества радиостанций в том же самом участке диапазона, с другой – влечет за собой траты на приобретение новой аппаратуры. Какого мнения придерживаетесь вы?
- Думаю, что в России еще долго не наступит эра цифрового радиовещания. Хотя бы потому, что сегодня нет запросов на такой формат. Большинство пользователей устраивает FM-вещание в автомобилях, в радиоприемниках. Нужно обновить полностью автомобильный парк, чтобы получили повсеместное распространение приемники цифрового поколения, тогда запрос появится. Сейчас его нет, и, мне кажется, гораздо быстрее отрасль развивается в направлении мобильного вещания, когда у тебя радио в смартфоне.
Не будем забывать, что количество не означает качество. Возможность трансляции большего числа радиоканалов не сделает эфир привлекательней. Самое дорогое и ценное в медиа – контент. А его как раз больше не становится. Поэтому, на мой взгляд, технология в данном случае вторична.
Что сейчас происходит с региональным рекламным рынком на радио?
- Это очень сложный вопрос. К сожалению, радиорынок не может жить отдельно от общей экономической ситуации в стране. И мы понимаем, что сегодня не все благополучно. Стагнации как таковой нет. Но давайте не будем забывать, что у нас не совсем обычный регион – с точки зрения коммерции он намного активнее других регионов. Это значит, что мы имеем рекламный рынок более насыщенный, чем в среднем по России.
Если сравнивать с 2015 и 2014 годами, то ситуация заметно ухудшилась. Как ни странно, в 2016 году наблюдался рост продаж, в том числе и у нас на «Казак FM». Это было связано с тем, что рекламные кампании переформатировались: рекламодатель уходил с телевидения, где реклама намного дороже, в интернет и на радио. В 2016 году при общем падении рынка, радио давало неплохие коммерческие показатели, потому что просто произошло перераспределение рекламных бюджетов. А сейчас процессы вошли в общую стадию падения.
Основной рекламодатель – по-прежнему девелоперы. На рынке строительства жилой недвижимости прогнозируется снижение 30-40%, оно уже заметно, в результате мы видим падение рекламного рынка примерно в тех же пропорциях. Это наш главный клиент, и если он уходит с рынка, мы не можем этого не заметить. На сегодняшний день мы теряем, не скажу, что существенно, но заметно.
Как экономическая ситуация последних лет повлияла на работу вашего рекламного отдела?
- Мы постоянно ищем новые форматы, отталкиваемся от потребности самого рекламодателя. У нас не стоит задача просто поместить рекламу, наша цель заключается в том, чтобы рекламодатель увидел положительный эффект от кампании и пришел к нам снова. Поэтому мы готовим целую стратегию, работаем как опытное рекламное агентство.
Потенциал роста доходов от рекламы, на ваш взгляд, есть?
- Сегодня пирог стал меньше, а едоков больше. Конкуренция высокая. У нас большое количество прямых конкурентов, с которыми мы очень жестко делим аудиторию. И сегодня нужно бороться за каждый рубль.
Для нас нет ни крупного, ни мелкого заказчика. Мы подготовим предложение для любого: это может быть и маленькое кустарное предприятие, и небольшой торговый павильон, и крупная медицинская клиника. Для нас нет градации, у нас одинаковый подход ко всем. Потом что в наше время свободных денег на рынке нет.
Полная версия интервью опубликована на РБК+.