Перейти к основному контенту
PROТуризм ,  
0 

Бизнес Ростовской области распробовал культурный код

На волне растущего патриотизма бизнес Дона стал включать в свои проекты культурные мотивы региональной идентичности. По мнению экспертов, тренд, в котором не последнюю роль играет казачество, будет наращивать обороты.
Фото: архив этнографического музея «Тихий Дон»
Фото: архив этнографического музея «Тихий Дон»

Свыше 3 млн туристов посетили Ростовскую область в прошлом году. По оценкам экспертов, въездной туризм региона имеет значительный потенциал роста благодаря возросшему транзитному потоку туристов, направляющихся на черноморское побережье. Это стало мощным стимулом для бизнес-сообщества к развитию новых туристических проектов и переупаковке имеющихся под брендом региональной идентичности.

Казачьи мотивы

Один из основных запросов приезжей аудитории идет на культурный код казачества, которое всегда ассоциировалось с Доном.

«Казачество — это всегда диковинка для гостей, которая их привлекает и «задерживает» в регионе. Моя компания принимала участие в разработке туристического бренда Ростовской области «Вольный Дон» с целью осмысленного координированного продвижения нашей донской идентичности для целевой внешней аудитории. И могу сказать, что сейчас в стадии реализации сразу несколько проектов в сфере гостеприимства, которые будут строить свое основное предложение исходя из локальной идентичности донских традиций», — рассказал эксперт по территориальному маркетингу Алексей Матвеенко.

По его словам, местный колорит в первую очередь берут на вооружение туристические компании, сфера гостеприимства и ресторанный бизнес, а также компании специализирующиеся на сувенирной продукции и организации событийных мероприятий.

То, что в регионе есть большой запрос на развитие проектов, связанных с казачьей культурой, подтверждает и генеральный директор «ТКФ «Рейна-Тур НТВ» Татьяна Нечепаева.

«Казачество — интересный культурный феномен, поскольку сами казаки из образа разбойников за пару столетий превратились в некую элиту, которая сыграла важную роль в исходе войны с французами, а затем и в Великой Отечественной войне. Это высокообразованные люди со своими богатыми традициями и ценностями. Мы специально делали тур под эту историю заточенный, рассказывали о том, как развивалось казачество. Сегодня на волне патриотизма на это есть запрос, в особенности для школьных форматов», — отметила Нечепаева.

По словам экспертов, удачным примером среди туристических проектов с донским культурным акцентом можно назвать этнокомплекс «Кумжа» под Ростовым, где в музее под открытым небом расположился казачий майдан, часовня, ремесленные мастерские и избы. Еще один молодой проект регионального масштаба — хутор Старозолотовский и его частный этнографический музей «Тихий Дон». Он получил известность во всей стране после того, как был отмечен второй звездой французской ассоциации «Сто красивейших городков и деревень мира». 

«Развивающийся внутренний туризм в Ростовской области дал толчок и нам. К нам стали приезжать туристы не только с донского края и соседних регионов, но и из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Свою роль в этом сыграл и растущий интерес к казачеству, тот факт, что на территории нашего комплекса можно абсолютно точно прикоснуться к его истории, потрогать вещи, использовать их в быту, интерактивность», — рассказала директор этнографического музея «Тихий Дон» Лариса Егупова.

Гастрономический потенциал

По мнению экспертов, казачество и донской регион в целом может также иметь выгодную репрезентацию в гастрономической сфере. Как отметила Татьяна Нечепаева, это можно делать через организацию гастрономических фестивалей, где бы проводились мастер-классы с традиционной кухней, так как кухня имеет неотъемлемую связь с культурой быта.

С этим согласен и Алексей Матвеенко, по словам которого ресторанный бизнес давно эксплуатирует эту тему, как через точечные проекты, так и целенаправленно фокусируясь на локальных продуктах и местных блюдах. При этом, по его мнению, именно в этой сфере тренд только набирает обороты.

«Привычка гордиться своими корнями вошла в нашу жизнь сравнительно недавно. Я бы сказал, что тренд культурной идентичности только набирает обороты. И этот вектор мне весьма импонирует, в индустрии гостеприимства особенно, ведь это самый простой и приятный способ приобщиться к культуре. Еда — больше, чем набор продуктов, это история, география, социология», — прокомментировал шеф-повар ресторана «Онегин Дача» Игорь Савинов (ГК «Хорошие рестораны»). Он также добавил, что у донских гастрономических традиций огромный потенциал в контексте создания новых проектов сегмента HoReCa.

«У казачьей кухни много поклонников, а значит, запрос есть. Тут важно выбрать верный формат, чтобы получилась не «лубочная» картинка, а интересный авторский подход, основанный на добрых традициях», — подчеркнул Савинов.

Как добавил Алексей Матвеенко, удачно презентует историю края и винодельческий бизнес. Цимлянский черный — самый известный в России сорт винограда, из которого получают автохтонное вино, он же один из самых популярных сортов «казачьего винограда».

«Один из примеров того, как это использовать можно увидеть на примере компании «Цимлянские вина», которая создала обновленную бренд-платформу на основе традиционной донской символики, причем не только казачьей. История виноделия Цимлы гораздо глубже и идет к хазарам. Перекрещенные казачьи шашки, казачий лампас, хазарская крепость Саркел — репрезентуют богатую локальную идентичность, дела акцент на местных автохтонных сортах винограда. Позиционирование органично идет через локальные ценности», — считает Матвеенко.

Автохтонным вино вдохновился и совладелец мастерской шоколада «Секрет радости» Павел Змеев. «Из него мы изготовили винный мармелад, который послужил начинкой для одной из трех серий конфет, посвященных донскому краю», — сообщил Змеев.

По словам Павла Змеева, такой эксперимент компания провела в рамках общего тренда на возвращение туризма и бизнеса к культурно-историческим корням. Он также подчеркнул, что при этом компания решила расширить спектр ассоциаций с Ростовской областью, подчеркнув, что они намного шире, чем казачество.

«Мы видим три темы. Одна из них — это сам город с богатой архитектурой и улицами, засыпанными жерделой, которые нас вдохновили. После Сибири, когда ты видишь такое фруктовое богатство на асфальте, которое никому не нужно, впечатляет. Вторая тема — это богатство донских степей и все что с ними ассоциируется — хазары, курганы, скифы, золото. Здесь, мы избрали медово-травяное направление. Ну и безусловная особенность донского края — это автохтонное вино и все что с ним связано», — рассказал Павел Змеев.

Другие материалы читайте в следующем номере журнала РБК+Юг

СберПро Исследование

Самые востребованные цифровые профессии
в России сегодня

СберПро Интересное

Трудности найма.
Как подбирают 
и удерживают производственный персонал

СберПро АПК

Как российские производители ищут путь к сердцу потребителя

СберПро Промышленность

Тренды производства 
и торговли минеральными удобрениями

СберПро Интересное

Технологии рекламы. Как за два года изменились цифровые коммуникации

СберПро Бизнес

На стороне бизнеса: дискуссионный проект о трендах и стратегиях развития в новой реальности

СберПро Промышленность

Живой организм. 
Кто и зачем развивает биотехнологии 
в России

СберПро Интересное

Четыре кита цифровизации. 
На что делают ставку компании-лидеры

СберПро Интересное

Фактор успеха. 
От чего зависят результаты цифровой трансформации

СберПро Главное

Кейсы лидеров бизнеса. Мнение ведущих экспертов. Актуальные тренды 
в отраслях экономики

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 18 июля
EUR ЦБ: 96,3 (+0,04)
Инвестиции, 17 июл, 17:38
Курс доллара на 18 июля
USD ЦБ: 88,09 (-0,2)
Инвестиции, 17 июл, 17:38
Все новости Краснодар
В Одессе второй день подряд подожгли машины Политика, 14:01
Суд в Москве приговорил американского рокера по делу о наркотиках Общество, 13:58
Гендиректор «Спартака» ответил на вопрос о возможном возвращении Промеса Спорт, 13:49
В «Русагро» раскрыли схему и сроки принудительной редомициляции Инвестиции, 13:47
В МЧС сообщили, что система тушения в «Крокусе» не была готова к поджогам Общество, 13:46
В Кремле пообещали раскрыть клички подаренных Путину собак из КНДР Политика, 13:42
Кубань перейдет на электронные проездные билеты в транспорте к 2026 году Краснодар, 13:41 
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Карадагском заповеднике уточнили площадь пожара в Коктебеле Общество, 13:41
Командир «Ахмата» доложил о взятии «самого тяжелого участка» в Волчанске Политика, 13:40
Киев за две недели до возможного дефолта начал второй этап переговоров Экономика, 13:37
Аналитики Газпромбанка предсказали дивиденды на ₽3,7 трлн в ближайший год Инвестиции, 13:36
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 13:35
Как в Махачкале мужчина сбил силовиков на машине. Видео Общество, 13:30
В Петербурге на музей «Эрарта» составили протокол о пропаганде нацизма Общество, 13:25