От саженца до джема: в чем садоводы Кубани видят перспективы роста
Объемы производства плодов и ягод в России стабильно увеличиваются. По данным минсельхоза, в целом по стране в 2021 году собрали рекордные 1,4 млн тонн продукции садоводства. Это в 3,8 раза больше уровня 2010 года, и в два раза выше показателей 2015 года.
Однако пока страна не достигла объема 1990-х годов, а также нормативов, предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности, рассказала в рамках форума «PRO Яблоко» руководитель центра отраслевой экономики НИФИ Инна Рыкова. Это порядка 60% от общего объема потребления. На данный момент показатель составляет 43,6%. Притом, потенциал рынка, который могут занять отечественные производители, оценивался в прошлом году в 143,7 млрд рублей.
Юг в лидерах
В целом по стране с большим отрывом по валовому сбору плодово-овощной продукции лидирует Краснодарский край. В 2021 году он составил 456 тыс. тонн. На втором месте с большим отставанием — Кабардино-Балкарская Республика (283 тыс.), на третьем — Республика Крым (120 тыс. тонн).
Также в первую десятку вошли Липецкая (76 тыс.), Воронежская (63), Волгоградская (55) и Белгородская (39) области, Ставропольский край (56 тыс. тонн), а также Северная Осетия-Алания (35,4) и Республика Адыгея (35,2%). В общей сложности на топ-10 регионов приходится 85,7% всего промышленного производства этой продукции в стране.
По прогнозам руководителя союза «Садоводы Кубани» Николая Щербакова, на Кубани в 2022 году объем урожая ожидается не меньше, чем в рекордном прошлом году.
«В 2021 году собрали рекордный урожай — 452 тыс. тонн. Несмотря на холодную весну в последние два года, я думаю, что и в этом году урожай будет не меньше», — отметил он.
Потенциал в импортозамещении
Одной из точек роста остается импортозамещение. Несмотря на то, что год из года доля импорта на рынке России снижается, перекос в сторону завозимой в страну продукции остается одной из проблем отрасли, считает первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. Основными странами-экспортерами являются Молдова (33%), Сербия (20%) и Турция (10,3%).
Притом, по мнению представителя Совфеда, Молдова в настоящее время поставляет на российский рынок больше яблок, чем может вырастить, что вызывает вопросы по качеству продукции и ее источников.
На данный момент игроки сектора активно вкладываются в расширение площадей, развитие питомников и маточников, отметила заместитель председателя Юго-Западного банка Сбербанка Ирина Ткаченко. Но это только один из этапов развития.
«Сегодня совсем не заходит речь о переработке — обсуждаются маточники, питомники, закладка садов, строительство хранилищ. Рано или поздно придем к необходимости излишки продукции перерабатывать», — отмечает она.
Помимо этого, большой потенциал — в сегменте малого бизнеса, считают в банке. Помимо этого, представители отрасли отмечают, что, так как крупные земельные участки в основном уже принадлежат большим агрохолдингам, именно крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства могут сыграть большую роль в дальнейшем развитии садоводства.
Другие точки роста — в расширении посадок остальных культур. В частности, увеличиваются площади под грушу, идет речь об увеличении посадок малины, земляники, высадке орехов. Это тянет за собой вопросы собственной селекции, а также питомников рассады и саженцев других культур.
Болевые точки
Одной из мер поддержки отечественных производителей должно стать ограничение импорта, за которое уже несколько лет выступают профильные союзы — в частности садоводы Кубани и Кавказа. В апреле 2022 года «Садоводы Кубани» озвучили в Совете Федерации предложение о частичном запрете импорта плодовой продукции в РФ, а также разработке новых субсидий на производство ягод и фруктов.
Причина — в негативном влиянии на ценовую конъюнктуру и невозможность местным производителям конкурировать с дешевыми завозными яблоками. По оценкам союза, в 2021 году потери отрасли в Краснодарском крае из-за импорта составили около 4 млрд рублей. В частности, из-за присутствия привозной продукции не удается своевременно реализовывать свежий урожай, его часть отправляют на хранение с сопутствующими потерями в качестве.
Еще одна проблема — большой разрыв между оптовыми и розничными ценами, считает Митин.
«Это говорит о том, что средства уходят не производителям, а торгующим и снабженческим организациям. Нужно денежные потоки переориентировать в сторону производителей», — отмечает он.
За последние годы оптовая отпускная цена, по которой производители продают яблоки, существенно не изменилась, рассказал президент Ассоциации производителей плодов, ягод и посадочного материала Игорь Муханин.
«В настоящее время субсидии, предоставляемые производителям, уже не достаточны. Все составляющие выросли в цене на 30-100%. А цены на яблоки если и поднялись, то незначительно. Увеличилась отпускная стоимость премиальных плодов, а средний ценовой сегмент как отдавался за 30-40 рублей за килограмм, так и продается сейчас. В то же время себестоимость выросла с 15 до 30 рублей», — отмечает он.
Большой разрыв между себестоимостью продукции, оптовой стоимостью и ценой в супермаркетах отмечает и руководитель центра отраслевой экономики НИФИ Инна Рыкова. По ее словам, по ряду позиций производителей были отмечены тенденции к снижению стоимости.
Ранее Николай Щербаков рассказывал РБК Краснодар, что за 2021 год рентабельность в этой сфере уже снизилась вдвое и составила 30%. При этом для того, чтобы отрасль развивалась, она должна составлять около 60%, считают кубанские садоводы. Если показатель снизится до 20%, то сегмент ждет стагнация.
Объемы и акценты
Участники форума отметили, что на фоне выделения значительных субсидий имеет значение не только общий объем, но и его правильное распределение. По мнению Инны Рыковой, в отрасли требуется провести комплексный анализ.
«Когда мы говорим про цепочку производства, минсельхоз смотрит на производителей, минпром создает оптово-продовольственные рынки, другие ведомства стимулируют выпуск оборудования. Но пока мы не будем иметь оценку полного цикла, от питомников до конечного сбыта, то не увидим тех узких мест, где необходима господдержка. Где проседает себестоимость и где субсидии нужны больше всего. В итоге, все ведомства помогают, действовуют узко и точечно, но отрасль в целом будет страдать», — считает Рыкова.
По мнению Щербакова, производителям в текущих условиях необходим новый вид поддержки — субсидии на каждый килограмм выращиваемой плодовой продукции.
«Затраты в 2021 году выросли до 50%, а цена осталась на прежнем уровне, даже упала по сравнению с 2020 годом. Некоторые садоводы, особенно фермеры, находятся на грани банкротства. Если бы была субсидия, компенсирующая часть затрат, было бы легче», — комментировал ранее Николай Щербаков.
Все в рост
Для того, чтобы закрыть потребность страны в плодово-ягодных культурах и достичь показателей самообеспеченности, необходимо высадить 90 тыс. га садов, подсчитали в минсельхозе. По темам роста в настоящее время лидируют ЮФО и СКФО. В частности, в 2022 году Кубань и Кабардино-Балкария на первом месте с плановым показателем в 1500 га, далее идут Дагестан (1450 га) и Ставропольский край — 600 га.
«При этом, если еще пять лет назад в стране на сады интенсивного типа приходилось лишь 40%, то сейчас — уже 70%. Аграрии поняли, что это более экономически выгодно. Хотя сегодня темпы закладки таких садов уже снижаются, что связано в первую очередь с большими объемами, которые мы видели в последние годы», — прокомментировал заместитель директора департамента механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ Артем Коровин.
Обеспеченность собственными саженцами в РФ составляет 73%, свидетельствуют данные минсельхоза. При этом, в Краснодарском крае проблема с импортозамещением посадочного материала минимальная — завезенные саженцы занимают всего 18%. Хуже всего ситуация обстоит в Ленинградской области (100% импорта), Липецкой области (85%), Калининградской (64%).
Притом, в этой сфере сохраняются определенные проблемы — часть саженцев продолжает ввозиться из-за рубежа. По мнению Игоря Муханина, отчасти это связано с коррупционными схемами — поэтому некоторые производители отдают предпочтение иностранному посадочному материалу несмотря на то, что отечественная продукция конкурентоспособна как по качеству, так и по ценам.
По словам Николая Щербакова, даже в Краснодарском крае, который полностью обеспечивает себя саженцами, часть предприятий закупает импорт. Притом, что при ежегодной потребности в 4,5 тыс. саженцев в регионе их производится порядка 7,5 тыс.
Помочь в развитии также мог бы реестр питомников, который позволил бы создать общую базу производителей посадочного материала, считает Рыкова. По ее словам, из заявленных 320 питомников в стране активными являются 160-180. Притом, запрос на их продукцию может идти в том числе и из-за рубежа — например, садоводство активно развивается в странах Евразийского союза.