Крупные винодельни Кубани намерены расширять сеть собственных винотек
В конце сентября 2025 года стало известно о том, что винодельня «Галицкий и Галицкий» из Краснодарского края откроет собственный винный бутик на Кузнецком Мосту в Москве. Как объяснил представитель компании, такое решение принято с целью налаживания прямого диалога с потребителем и получения обратной связи. В новой точке будут представлены редкие и коллекционные вина от производителя.
Создание собственных винотек остается стратегическим инструментом продвижения отечественной алкогольной продукции в России, рассказали опрошенные РБК Краснодар представители крупнейших кубанских виноделен. Такие специализированные магазины предоставляют возможность конечному покупателю познакомиться с брендом компании и полным ассортиментом производимых товаров, включая редкие и эксклюзивные позиции, которые не всегда представлены в широкой рознице.
Винотеки также выступают площадкой для проведения дегустаций, мастер-классов и других мероприятий, направленных на повышение культуры осознанного потребления, а обратная связь от потребителя позволяет совершенствовать и разрабатывать новые продукты, отвечающие потребностям современного рынка.
Стратегический шаг в развитии виноделен Юга
Запуск фирменных магазинов не является новым инструментом продвижения для российских виноделен. Так, в 2009 году ГК «Абрау-Дюрсо» открыла собственную винотеку «Ателье вина» в Москве, что стало началом развития собственного ритейла группы компаний. Как отметила вице-президент по туризму и специальным проектам ГК «Абрау-Дюрсо» Ирина Гончарова, открытие винотеки было «логичным шагом в развитии стратегии продвижения продукции и укрепления связи с потребителем».
На сегодняшний день сеть «Ателье вина» насчитывает 23 бутика в 13 городах России. Винотеки работают в Москве, Воронеже, Краснодаре, Тюмени, Анапе, Ростове-на-Дону, Иркутске, Сочи, Новороссийске, Абрау-Дюрсо, Красноярске, Омске и Геленджике. В них представлена продукция «Абрау-Дюрсо», включая безалкогольные товары, а также редкие тиражи и лимитированные коллекции. Помимо собственной продукции, здесь представлены несколько десятков позиций других виноделен России.
Мнение о том, что винотеки выступают площадкой для коммуникации с покупателем, выразила и директор по продукту «Кубань-Вино» Елена Мельникова. Кроме этого, магазины сети дают возможность тестирования и позиционирования новых продуктов на рынке РФ. По данным официального сайта, число розничных точек «Кубань-Вино» к 2023 году достигло 12, все они расположены в Краснодарском крае. В том же году стало известно о запуске франшизы винотек под брендом Chateau Tamagne, первая из них открылась в Севастополе.
«В ЮФО мы принимаем гостей со всей России и имеем моментальную обратную связь потребителя о продукции компании. Помимо мощной маркетинговой опции, собственные винотеки — это профильный канал сбыта с солидной долей товарооборота на одну торговую точку», — пояснила она.
Еще одно из крупнейших винодельческих предприятий Кубани, «Фанагория», запустило сеть собственных винотек в 2010 году. Сегодня она насчитывает более 200 магазинов в разных регионах России. В магазинах представлен ассортимент продуктов собственного производства «Фанагории», а также продукция других предприятий, общая доля которой не превышает 5-7%. Как пояснила гендиректор сети винотек «Фанагория» Татьяна Барышникова, это в первую очередь не вина, а дополняющий ассортимент крепкого алкоголя, который «Фанагория» не производит.
Подбор площадки
Основные сложности в развитии фирменной сети связаны с поиском качественных локаций, рассказала Татьяна Барышникова. Для выбора места будущего магазина в ключевых регионах «Фанагория» ориентируется на высокий трафик, возможность легкой парковки, площадь помещения. Кроме этого, при выборе локации важно соблюдать нормы по допустимому расстоянию от различных учреждений — школьных, дошкольных, медицинских и спортивных.
«При выборе вина в винотеках покупатели проводят в среднем 15-20 минут, и покупают обычно 4-5 SKU [уникальный складской идентификатор товара — при. ред. РБК Краснодар]. Вход в винотеку должен быть удобно расположен. Немаловажен и хороший обзор здания с проезжей части и с пешеходной зоны — винотеку должно быть хорошо видно. Необходимо, чтобы рядом с магазином были удобные остановки общественного транспорта и пешеходные переходы», — отметила Барышникова.
По словам Елены Мельниковой, для винотек предпочтительны трафиковые локации со своей парковочной зоной, однако есть и примеры успешных курортных локаций в зоне променада. Также максимально популярны и объекты при винодельне.
«Традиционно гости считают предложение в этих локациях широким и доступным. Площадь не менее 200 м, где не менее 30% отводится под складские помещения. Торговое оборудование используем типовое, в соответствии формату по площади и структуре ассортимента. Мы стараемся следить за тем, чтобы независимо от региона формат объекта соответствовал брендбуку компании и работал в рамках стандартов, единых для всех магазинов. <...> Пока продажи на домашнем рынке заметно превышают продажи региональных объектов, но имеют очень выраженную сезонность курортного периода», — поделилась директор по продукту «Кубань-Вино».
Она добавила, что, несмотря на большое количество свободных площадей, бывает сложно сделать правильный выбор. В зависимости от миссии объекта важно обращать внимание на инфраструктуру, конкурентное окружение, прямое соседство, количество свободных объектов в соседних локациях, подчеркнула Мельникова.
«Редко винотека выстреливает и уже в первый год справляется со своей коммерческой миссией. Чаще требуется время на раскрутку локации, и в течение нескольких сезонов миссия объекта носит имиджевый характер. И, несмотря на возможные коммерческие сложности, этот имидж нужно выдерживать, от этого зависит репутация», — прокомментировала она.
Локальный регион или столицы?
Как отметила вице-президент по туризму и специальным проектам ГК «Абрау-Дюрсо», развитие собственной розничной сети остается приоритетным направлением для группы компаний. По словам Гончаровой, «Абрау-Дюрсо» продолжает рассматривать новые локации в разных регионах России.
Основной фокус дальнейшего развития фирменной розницы «Фанагория» сосредоточила на городах-миллионниках, преимущественно Москве и Петербурге, а также на Черноморском побережье, куда потребители приезжают отдыхать из разных уголков страны, поделилась Татьяна Барышникова.
В «Кубань-Вино» также регулярно проводят мониторинг интересных локаций с целью развития сети собственных винотек. «Пока для собственных объектов мы рассматриваем только локальный регион. Также мы открыты к проектам франчайзи. В ближайшее время планируем запуск проекта в Иваново», — резюмировала Мельникова.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен