«Сумма», ГК «Дело» и арабский DP World претендуют на акции НМТП
Пакет акций НМТП выставляется на продажу через объединение госпакета и акций, принадлежащих «Транснефти» и ОАО РЖД.
По оценкам «Коммерсанта», контрольный пакет пакет может стоить примерно 100 млрд руб., но его оценка сильно зависит от дальнейших действий ФАС как в отношении портовой отрасли в целом, так и конкретно НМТП. Все названные претенденты свой интерес к активу подтверждают.
Государственные 20% НМТП стоят в списке активов на продажу в 2017г., 29 ноября Минэкономики объявило организатором приватизации «Сбербанк КИБ». «Транснефть», через паритетное совместное предприятие с группой «Сумма» контролирующая 25,05% НМТП и 10,5% напрямую (входит ли этот пакет в сделку — неизвестно), приняла решение о выходе из актива летом.
Замминистра транспорта Виктор Олерский уточнил, что Минтранс не возражает против продажи пакета, в сентябре о том же говорили в Минэнерго. Первым о возможности консолидированной сделки упоминал в начале ноября экс-министр экономики Алексей Улюкаев. Вице-президент ОАО РЖД Андрей Старков в середине ноября подтверждал готовность монополии продать ее 5,3% акций порта в общем лоте. Таким образом, в целом речь идет о продаже 50,35-60,85% акций НМТП.
Напомним, 50,1% акций НМТП принадлежат «Транснефти» и «Сумме» Зиявудина Магомедова через кипрскую компанию Novoport Holding Ltd. Кроме того, 10,5% акций принадлежат структуре «Транснефти» — «Транснефть-Сервис». Государство через «Росимущество» владеет 20% НМТП, еще 5,3% акций принадлежат РЖД. Остальные акции находятся в свободном обращении.
В 2013г. в отношениях между акционерами НМТП возникли сложности: «Транснефть» высказала претензии из-за «игнорирования» ее интересов в управлении группой и инициировала смену менеджмента и главы совета директоров. «Транснефти» и «Сумме» удалось договориться. В дальнейшем они обсуждали раздел активов НМТП, но в 2015г. остановили переговорный процесс.
Группа НМТП является третьим в Европе и крупнейшим в России портовым оператором по объему грузооборота. В состав группы входят два крупнейших порта России — порт Новороссийск на Черном море и порт Приморск на Балтийском море, а также порт Балтийск в Калининградской области. По данным компании, в 2015 году рыночная доля НМТП составила 20,6% от грузооборота всех морских портов России.
Грузооборот Группы «Новороссийский морской торговый порт»за январь-октябрь 2016г. вырос на 5,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 122,6 млн тонн.
Согласно данным на сайте Группы «Сумма», холдинг работает в сегментах портовой логистики, инжиниринга, строительства, телекоммуникационном и нефтегазовом секторах. Основатель и акционер компании - Зиявудин Магомедов. В ноябре стало известно, что владелец группы «Сумма» Зиявудин Магомедов инвестировал $50 млн в проект вакуумного поезда и вошел в совет директоров стартапа Hyperloop One.
Группа компаний «Дело» – транспортно-логистический холдинг, оказывающий комплекс услуг по перевалке грузов и бункеровке судов в порту Новороссийск, организации железнодорожных и мультимодальных контейнерных перевозок, экспедированию, таможенному оформлению экспортно-импортных грузов, доставке нефти и нефтепродуктов.
Президентом ГК «Дело» и владельцем 100% управляющей компании «Дело» является Сергей Шишкарев, член Совета директоров ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК). Ранее руководство компании заявляло, что намерено не только развивать экспорт зерна, но и наращивать земельные активы и заниматься переработкой пшеницы.
В настоящее время группа «Дело» владеет 50% ООО «Мирогрупп Ресурсы», которое является активным игроком на российском экспортном рынке зерна, осуществляя поставки в более 20 стран мира. Вторым соучредителем является Андрей Долуда – сын вице-губернатора Кубани и атамана Кубанского казачьего войска Николая Долуды.
DP World (Dubai Port World) – один из ведущих мировых портовых операторов. Находится под управлением крупнейшего мирового инвестора и девелопера компании Dubai World, принадлежащей правительству ОАЭ.