Битва за мороженое: почему «Кубаньмолоко» против киосков «Славицы»
Ассоциация предприятий молочной промышленности «Кубаньмолоко» обратилась в региональное управление Федеральной антимонопольной службы с требованием не допустить монополизацию рынка мороженого в Краснодаре.
Как заявляют в ассоциации, реализация мороженого в киосках под брендом «Славица» получила в последнее время широкое распространение. При этом производство этого мороженого находится далеко за пределами Кубани — в Набережных Челнах и Красноярске.
«Понимая, что целый ряд кубанских производителей предлагают мороженое по качеству не только не уступающее, но значительно превосходящее данную продукцию, «Кубаньмолоко» обратилась к главе Краснодар Е.А. Первышову с просьбой предоставить аналогичные преференции кубанским производителям мороженого, на что получила отказ», — говорится в сообщении ассоциации.
В своем иске к УФАС «Кубаньмолоко» просит устранить нарушение и привлечь к ответственности лиц его допустивших.
Кроме того, объединение напоминает, что в феврале 2018 года в Минсельхозе Краснодарского края прошло совещание, на котором было указано на недостаточную работу по продвижению молочной продукции, произведенной на Кубани.
Помимо этого, представители ассоциации заявили о якобы низком качестве мороженого «Славица».
«В одном из ларьков «Славица» было закуплено три образца мороженного и передано для исследования в аккредитованную лабораторию. В результате проведенных исследований установлено, что в одном из трех случаев под видом натуральной молочной продукции в реализации находился откровенный фальсификат с растительным жиром, а в двух других образцах занижена пищевая ценность продукта, т.е. технология производства упрощена», — говорится в обращении.
Что говорят в мэрии Краснодара
В администрации Краснодара претензии «Кубаньмолока» считают необоснованными. В ответе гендиректору ассоциации Константину Синецкому (есть в распоряжении РБК Краснодар) говорится, что органам местного самоуправления запрещается устанавливать запреты или вводить ограничения в отношении свободного перемещения товаров между субъектами федерации. Кроме того, им запрещено вводить ограничения продажи отдельных видов товаров и понуждать хозяйствующие субъекты к заключению договоров в приоритетном порядке, а также устанавливать для них ограничения выбора поставщиков.
«Администрацией Краснодара не может предоставляться и не предоставляется никаких преференций конкретным хозяйствующим субъектам, осуществляющих поставки товаров, как краевых, так и внекраевых товаропроизводителей», — заявили в мэрии Краснодара.
Кроме того, в администрации города подчеркнули, что 50 торговых объектов «Славица» на территории кубанской столицы размещены исключительно на коммерческих землях, находящихся в пользовании третьих лиц, а также на территориях многоквартирных домов, принадлежащих ТСЖ.
Что касается качества производимой заводами «Славица» продукции, то в администрации Краснодара пояснили, что направили письмо ООО «Мыс Южный», которое является представителем торговой марки «Славица» на территории ЮФО, для рассмотрения и принятия мер.
В компании пояснили, что провели независимую экспертизу мороженого, к которому предъявляли претензии. Она показала, что заявленных нарушений выявлено не было. Тем не менее, со стороны администрации Краснодара руководителю ООО «Мыс Южный» было указано на необходимость усиления контроля за качеством реализуемой продукции.
Начальник управления торговли и бытового обслуживания населения Ирина Косинкова считает, что говорить о конфликте с «Кубаньмолоко» неправильно.
«Есть диалог, который ни к чему не привел. «Кубаньмолоко» считает, что администрация Краснодара лоббирует интересы «Славицы», но с этим трудно согласиться. Основная претензия состоит в том, что весь город заполонили киоски «Славицы», но мы к этому процессу не имеем никакого отношения. Ни одного из 50 павильонов, о которых мы знаем, на муниципальной земле не расположено. И, самое важное, представители «Кубаньмолоко» ни разу не обращались в управление торговли с заявлением о включении их павильонов в схему НТО — по сути, карту торговых мест в городе», — пояснила она в разговоре с РБК Краснодар.
Начальник управления торговли также сообщила, что процесс размещения таких киосков, согласно действующему законодательству, достаточно сложный. В первую очередь необходимо обратиться в управление архитектуры, провести экспертизу участка: это не должна быть зеленая зона и участок, находящийся на коммуникациях, либо в охранных зонах. Затем нужно организовать конкурс, в котором может принять любой желающий — не только тот, кто вел поиск участка.
«К сожалению, бизнес сегодня уходит с муниципальной земли. В прошлом году Кореновский молочный комбинат пытался подобрать такие участки, но ни к чему пока это не привело», — сообщила Ирина Косинкова.
Чем известны «Кубаньмолоко» и фабрика мороженого «Славица»
Ассоциация предприятий молочной промышленности «Кубаньмолоко» была создана в 1992 году по инициативе молокоперерабатывающих предприятий Краснодарского края. Согласно информации на сайте организации, главной целью является «создание, а также содействие в создании и функционировании предприятий, профессиональных участников рынка молочной промышленности».
Ассоциация участвует в решении задачи импортозамещения, организовывает подготовки и повышение квалификации кадров, оказывает помощь методического и консультативного характера в вопросах организации производства и переработки молочной продукции, участвует в работе государственных контрольно-надзорных органов по выявлению фактов поставки фальсифицированной продукции в торговые сети Краснодарского края.
В декабре 2017 года СМИ сообщили, что бывшее руководство ассоциации может быть причастно к махинациям с недвижимостью — в частности, к продаже по заниженной стоимости здания бывшего молокозавода на ул. Мира, 28 в Краснодаре.
В мае 2018 года гендиректор «Кубаньмолока» Константин Синецкий заявил, что 96% молокосодержащих продуктов произведено без присутствия молока.
ООО «Фабрика мороженого «Славица» зарегистрировано в Красноярске. Согласно данным СПАРК, юрлицо существует с 1997г. Владельцами являются частные лица, Надежде Абдурахмановой принадлежит 47% уставного капитала, Вадиму Сулакову — 23,1%, Балакерим Магомедов и Олег Моисеев владеют по 10,4%, еще 6,4% принадлежит Игорю Рачкову, и 2,7% — Евгению Марсавину.
Фабрика мороженого «Славица» начала работать в 1994 году. Компания является одним из крупнейших производителей мороженого в Западной Сибири. «Славица» имеет предприятия в Красноярске (мощность производства 1400 тонн в месяц) и Набережных Челнах (720 тонн).
Как сообщал РБК Краснодар, в феврале 2017 года было объявлено, что «Славица» вложит 500 млн рублей в запуск предприятия по производству мороженого в кубанской столице. Мощность фабрики по производству мороженого мощностью 40 тонн в сутки. Ожидается, что производство заработает в 2019г. и позволит создать 300 новых рабочих мест.
В 2016 году завод «Славицы» в Набережных Челнах выпустил экскимо «Обамка» с темнокожим кудрявым мальчиком на упаковке. Продукция была снята с производства после резкой критики в западных СМИ, обвинявших компанию в расизме и эксплуатации стереотипов. Сам производитель заявлял, что партия «Обамки» был экспериментальной, а название мороженого никак не связано с президентом США Бараком Обамой.
В марте 2018 года прокуратура Набережных Челнов заявила, что проведет проверку в связи с поступлением в продажу мороженого «Бедный еврей», выпущенного местной фабрикой «Славица». По словам представителя ведомства, проверка будет касаться законности использования названия и израильской государственной атрибутики.
Агентство «Татар-информ» сообщало, что глава городской еврейской общины Леонид Штейнберг возмущен названием новинки.
«Во-первых, где они видели бедного еврея? Во-вторых, кто им позволил задевать национальные чувства? У нас только в Челнах проживают более 500 еврейских семей. Маркетинг маркетингом, но надо же иметь и уважение к окружающим», — заявлял он.
В итоге, в Госсовете Татарстана призвали руководство «Славицы» внимательно подумать над стратегией продвижения товаров.
Борьба за ларьки
В Краснодаре в соответствии с федеральным законодательством была разработана схема размещения нестационарных торговых объектов. По данным мэрии, в настоящее время она включает 2305 объектов (1095 — сезонные точки, 77 — летние кафе, 1133 — несезонные нестационарные торговые объекты).
В мае 2014 году власти Краснодара заявили о начале масштабной работы по перераспределению нестационарных объектов торговли из центра города в другие районы.
По словам мэра Краснодара Евгения Первышова, в 2017 году в столице Кубани снесли 119 незаконно установленных ларьков и киосков.
Кроме того, в октябре 2017 года были внесены изменения в правила благоустройства, запрещающие установку нестационарных торговых объектов на придомовых территориях. По информации мэрии, таких объектов в Краснодаре насчитывается более 300.
В 2018 году мэрия Краснодара начала судиться с владельцами 33 незаконно установленных павильонов и ларьков, которые были оформлены как капитальные строения. Во многих местах торговые точки установлены на зеленых зонах и тротуарах.
«Цель всей этой работы — демонтаж установленных на самых оживленных перекрестках, на тротуарах и зеленых зонах несанкционированных конструкций. Нам ни в коем случае нельзя сбавлять обороты в борьбе с незаконной торговлей. И по этим 33 адресам, и по всем остальным работы еще очень много. Ларьками и палатками Краснодар переполнен. У нас нет цели «задавить» бизнес — важно, чтобы все работали легально, по закону. Возможностей именно так развиваться в столице Кубани предостаточно», — заявлял мэр Краснодара Евгений Первышов.
5 июня 2018 года мэрия Краснодара выиграла в суде дела о погашении права собственности по 25 самовольно построенным ларькам. По 6 незаконным объектам решения уже вступили в законную силу, поданы заявления в Росреестр на погашение права собственности для демонтажа. Еще по одному адресу право собственности уже погашено.