От героизма до бандитизма: что говорят о Захарченко в Донецке и Москве
Убийство Захарченко: подробности и основные версии
31 августа глава самопровозглашенной Донецкой народной республики Александр Захарченко погиб в результате взрыва в кафе «Сепар» в центре Донецка памятном вечере, посвященном Иосифу Кобзону. Еще 11 человек получили ранения, в т.ч. глава министерства налогов и сборов ДНР Александр Тимофеев. По предварительным данным, взрывное устройство мощностью 800 г было заранее заложено над дверью кафе.
Советник убитого лидера ДНР Александр Казаков заявил, что организацией теракта в Донецке занимались Силы специальных операций Украины. Власти непризнанной республики также сообщили о задержании нескольких подозреваемых, которые «подтвердили причастность украинской стороны к преступлению».
При этом глава Службы безопасности Украины (СБУ) Василий Грицак отверг причастность Киева к убийству Александра Захраченко. Украинская сторона в качестве основных версий называет «зачистку тех, кто знает слишком много и у кого на руках кровь» или «криминальные разборки, связанные с перераспределением бизнеса».
«Такого вождя сейчас найти сложно»
«Эпоха Захарченко», начавшаяся в Донецке в ноябре 2014 года, и при его жизни, и после смерти вызывала как одобрение, так и жесткую критику. Сторонники обычно ставят ему в заслугу подписание Минских соглашений, которые, по сути, приостановили горячую фазу войны на Донбассе, а противники обвиняют в росте коррупции и произволе спецслужб, которые из-за всеобщей шпиономании месяцами держат в застенках случайных людей.
В своем официальном обращении президент России Владимир Путин назвал экс-главу ДНР «настоящим народным лидером, смелым и решительным человеком, патриотом Донбасса».
Глава «Союза Добровольцев Донбасса», экс-председатель Совета министров ДНР Александр Бородай, который в своё время передал власть Захарченко, уверен, что «колоссальные достоинства» бывшего главы ДНР перевешивали недостатки. Причинами же отдельных перегибов он считает условия гражданской войны, в которых приходилось принимать решения, и кадровый дефицит.
«Я считаю, что его не забудут. Захарченко много критиковали, но при этом любили, уважали и шли за ним, как за вождем. Он был харизматичен, такого вождя сейчас найти сложно», — прокомментировал Бородай в разговоре с РБК Краснодар.
Пресс-секретарь «Союза добровольцев Донбасса» Мария Коляда вспоминает Александра Захарченко, как «доброго, смелого человека» и ставит ему в заслугу то, что он сумел сформировать Донецкую Народную республику.
«Несомненно, Захарченко — человек выдающийся, хотя бы только потому, что смог построить крепкую республику, что не удалось руководству соседней ЛНР. В истории он он точно останется», — говорит украинский журналист Антон Розенвайн.
Однако, по его мнению, сейчас пришло «время других политиков». В качестве примера Розенвайн приводит активность на политической арене украинского политика Виктора Медведчука, выступающего за примирительную позицию по отношению к Донбассу. Захарченко уже никого не устраивал — ни Донецк, ни Киев, ни Москву, ни Вашингтон, говорит журналист.
По словам Розенвайн, убийство Захарченко не случайно произошло после смерти Иосифа Кобзона, который являлся главой донецкого землячества в Москве и был очень влиятелен среди региональных кланов. При жизни Кобзона такой теракт был невозможен, уверен он.
«Жулик, балабол и предатель»
С другой стороны, экс-министр обороны ДНР Игорь Стрелков при упоминании по телефону фамилии Захарченко в выражениях не стеснялся.
«Я считаю, что о мёртвых надо говорить, либо ничего, либо правду. Можете считать моё мнение субъективным, но Захарченко — жулик, балабол и предатель. Таким он был, таким он, к сожалению, и умер, не успев покаяться», — рассказал он РБК Краснодар.
Стрелков также рассказал, что при его отъезде из ДНР Захарченко дал ему несколько обещаний, которые нарушил на следующий день. Что это за обещания, экс-министр уточнять не стал.
«Захарченко — предатель, потом что, будучи главой ДНР поставил свои подписи под Минскими соглашениями, в которых его родная республика именовалась отдельными районами Донецкой области Украины», — заявил Стрелков.
Ещё более жёстко об Александре Захарченко высказывается Юрий Юрченко — русский поэт и драматург, проживший два десятилетия во Франции. В 2014 году он приехал в Славянск, вступив в батальон Игоря Стрелкова. Сейчас Юрченко убежден, что Захарченко сотрудничал со Службой безопасности Украины.
«Я это знаю по своим друзьям, попавшими в подвал министерства госбезопастности ДНР. На их допросах присутствовали и сотрудники СБУ. Знаю один случай, когда МГБ пыталась передать арестованного СБУ. Так, что поводы для ликвидации Захарченко были и у украинской стороны и в самом Донецке. Захарченко превратил республику в рассадник коррупции! Помню, когда я впервые попал в Донецк, выбравшись из окружённого Славянска. Я недоумевал, там люди гибнут, а здесь: наркотики, путаны, казино, отжимы», — рассказал он РБК Краснодар.
Военное государство и «серые зоны»
Массовые аресты — один из признаков «режима Захарченко». На Донбассе до сих говорят не «обвинили и задержали» или «оправдали и освободили», а «поехал на подвал» и «вернулся из подвала». Обвинение — не главное, «поехать на подвал» можно и в результате действий своих недоброжелателей, и просто не понравившись кому-то на блокпосту. Об оправдании речь вообще не идет: «вернулся из подвала» — хорошо, повезло остаться в живых.
Руководитель гуманитарного батальона «Ангел» Алексей Смирнов говорит, что Захарченко создал государство военных, которое совершенно не принимает в расчёт мирное население. Кроме того, в непризнанной республике фактически уничтожены благотворительные организации, а их руководители подверглись арестам и преследованиям. Самого Смирнова спецслужбы ДНР девять месяцев продержали в подвале по обвинению в незаконном хранении оружия.
Одной из главных проблем он называет «серые зоны» — ряд поселков в разделительной полосе Украины и ДНР, не относящиеся ни к одной стороне конфликта. Эти районы находятся на линии огня и подвергаются постоянным обстрелам.
«Только с начала этого года в ДНР погибло 200 человек. Люди в «серых зонах» привыкли к ежедневному кошмару: в четыре дня начинается обстрел, в одиннадцать вечера вступает артиллерия. Для них не было сделано ничего. Некуда отправлять раненых местных жителей — в России для них нет квот в медицинских учреждениях, потому что фактически они считаются гражданами другого государства. Не обустроены даже убежища, хотя министерству МЧС ДНР давно пора подготовить все подвали в приграничной полосе на тот случай, если украинские войска пойдут в наступление. Беженцев вывозить будет просто некому», — рассказывает Алексей Смирнов.
По его словам, в «серые зоны» вообще не доходит гуманитарная помощь.
«Я предлагал закрепить за работающими предприятиями населенные пункты «серых зон», чтобы их снабжали консервные заводы и другие предприятия. Все мои предложения были отвергнуты. Думаю, из-за личной неприязни», — поделился руководитель гуманитарного батальона «Ангел».
Смерть Захарченко однозначно повлияет на дальнейшие развитие ситуации на Юго-Востоке Украины, согласны собеседники РБК Краснодар. Большинство из них считают, что будущего главу ДНР негласно назначит Москва.