Будущее гостеприимства: как будет развиваться туристская отрасль на юге
Динамичное развитие туризма на юге России требует развития соответствующей инфраструктуры. В условиях, когда зарубежные направления остаются недоступными для большинства россиян, отечественные курорты расширяют предложение и запускают крупные инвестиционные проекты, реализация которых позволит в несколько раз увеличить турпоток в регион. Какие новые виды туризма будут востребованы помимо традиционного пляжного отдыха, вместе с экспертами разбирался РБК Краснодар.
Безусловным лидером юга в сфере туризма является Краснодарский край, принявший в 2023 году более 18 млн туристов. По итогам первого полугодия текущего года турпоток составил уже 8,3 млн человек — на 7% больше, чем годом ранее, сообщает министерство курортов и олимпийского наследия региона.
Рост турпотока стимулирует инвестиционную активность на Кубани. В текущем году инвестпортфель региона в сфере туризма должен увеличиться до 700 млрд руб., сообщил РБК Краснодар вице-губернатор Краснодарского края Александр Руппель. Ряд соглашений о реализации проектов в санаторно-курортной сфере был подписан властями региона и в рамках ПМЭФ-2024.
Согласно «Концепции развития санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края до 2030 года», в число приоритетных направлений отрасли входят пляжный, санаторно-оздоровительный, культурно-познавательный, горноклиматический, олимпийский, круизный, а также аграрный туризм. Со своей стороны инвесторы готовы не только вкладываться в традиционные и понятные им активы, такие как отели и гостиницы, но и развивать новые направления, например, винный или сельский туризм. Также на юге активно строятся яхтенные марины и горнолыжные курорты.
Горнолыжные инвестиции
Помимо традиционного пляжного отдыха, одним из перспективных направлений туризма на юге является горный и горнолыжный отдых. Сегодня в этой сфере функционируют три крупных курорта: ГТЦ «Газпром», «Роза Хутор» и «Красная Поляна», однако инвесторы готовы к развитию новых локаций на карте региона. Так, компания «Интеррос» намерена до конца текущего года приступить к строительству нового курорта «Турьев хутор» в горном кластере Сочи. К 2030 году на курорте будет построено несколько канатных дорог общей протяженностью 6,5 км, около 50 км горнолыжных трасс, а также отели вместимостью более 2 тыс. номеров. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 80 млрд руб.
В следующем году строительству круглогодичного курорта «Лагонаки» в Адыгее приступит ГК «Мантера». Реализация масштабного проекта позволит к 2032 году создать в республике не менее 2,5 тыс. гостиничных номеров, проложить 35 км трасс для катания и построить 10 канатных дорог. Общий объем инвестиций, по оценкам инвестора, составит около 60 млрд руб.
С запуском проекта регион ожидает увеличение турпотока в 2 раза, появление более 2 тыс. новых рабочих мест и развитие сопутствующих отраслей экономики.
Агротуризм: с опорой на село
Сельский, или аграрный, туризм является довольно новым направлением, однако на фоне активного строительства гостиниц на селе поток агротуристов будет расти. По прогнозам РСХБ, при развитии инфраструктуры и реализации мер поддержки к 2027 году число сельских туристов удвоится и составит порядка 7 млн человек в год.
Сейчас, по оценкам банка, сельский туризм — это порядка 3-3,5 млн путешествующих в год. Более 35% спроса на агротуризм сосредоточено на сельских территориях Краснодарского края, еще около 30% — на Северном Кавказе.
По подсчетам регионального министерства курортов и олимпийского наследия, в Краснодарском крае находится более 100 объектов сельского туризма, их количество с 2015 года выросло более чем в два раза. В 2023 году регион принял около 1 млн агротуристов.
Интерес к данной сфере стимулирует и новые инвестпроекты. Так, в рамках ПМЭФ-2024 было заключено соглашение о создании сельскохозяйственно-туристского кластера в Туапсинском районе с общим объемом вложений 2 млрд руб. Инвестором выступило ООО «Георгиевский сельскохозяйственно-туристический кластер» (учредитель АО «Турбаза «Волна»).
По планам инвестора, на территории кластера к 2032 году будет расположено более 200 объектов, обеспечивающих всесезонный туристский трафик. Сейчас проект проходит стадию анализа и подготовки территории, а в конце лета будут запущены конные прогулки. К маю 2025 года будут построены глэмпинги, и кластер примет первых туристов. В дизайне домиков для гостей будут использованы национальные мотивы и орнаменты, характерные для распространенного в XIX—XX веках типа жилища в кубанских станицах — турлучной хаты (мазанки).
Центр винного туризма
Краснодарский край занимает первое место в стране по выращиванию винограда и производству вин, а также является лидером по числу лицензированных фермерских винодельческих хозяйств. По данным краевого минсельхоза, виноделием в регионе занимаются 95 хозяйств, туристов принимают 30 из них. По итогам 2023 года их посетило около 1 млн человек, что в пять раз больше, чем годом ранее.
Интерес к отечественному вину стимулирует развитие отрасли и объем инвестиций в данную сферу. Самый масштабный проект — одноименный туристский кластер — реализует компания «Абрау-Дюрсо». Согласно планам инвестора, в рамках проекта будут построены гостиницы, глэмпинги, рестораны, спортивно-развлекательный и аквакомплексы, обновлен центр поселка и видовая набережная. Общий объем инвестиций в проект в течение 10 лет составит 15 млрд руб.
В компании отмечают, что спрос на винные маршруты и экскурсии активно растет: если в 2022 году Абрау-Дюрсо посетило более 500 тыс. гостей, то в 2023-м — на 20% больше. «О результатах 2024 года говорить пока рано, но есть все предпосылки для того, чтобы этот год стал рекордным», — пояснила Ирина Гончарова.
Яхтенный туризм: волна вложений
По данным Российского союза туриндустрии, спрос на яхтенный туризм в России за последние три года ежегодно удваивался. Однако на юге развитие данного направления по-прежнему сдерживает нехватка мест для размещения судов. Согласно информации властей Краснодарского края, сегодня в регионе девять объектов яхтенной инфраструктуры, способных вместить до 600 судов. Из них только два — Sochi Grand Marina и Имеретинский порт — являются полноценными маринами. Чтобы расширить возможности региона по приему маломерных судов, власти разработали концепцию развития яхтенного туризма в регионе, которая предусматривает строительство 23 яхтенных марин общей вместимостью 7 тыс. судов. Из них 19 будут расположены на Черном море и четыре — на Азовском. Две марины уже работают, две — «Порт Геленджик» и «Русское море» — строятся.
К проработке проекта сети марин и морских рекреационных объектов в начале года приступила администрация Сочи. На строительство четырех марин («Южный риф», «Коста Марина», «Каньон Прохладный» и «Водопадная»), по предварительной информации, потребуется порядка 500 млрд руб.
Еще один крупный проект — реконструкция береговой инфраструктуры в морском порту Геленджик и строительства многофункционального рекреационного комплекса «Геленджик Марина». Согласно планам инвестора, работы по проекту в микрорайоне Тонкий мыс начнутся уже летом 2024 года, а полное завершение морской и береговой части проекта запланировано к концу 2027 года. Инвестиции оцениваются в 100 млрд руб.
«На текущий момент получено значительное количество заявок на аренду стояночных мест в марине, что позволяет сделать вывод о формировании устойчивого спроса», — рассказали РБК Краснодар представители команды проекта.
Ксения Титова, руководитель проектного офиса ООО «ПроГород» (группа ВЭБ.РФ):
«Один из наиболее популярных на юге России — это пляжный туризм, на него приходится около 30% общего турпотока. Следом идет познавательный туризм. Это и памятники археологии, и места, связанные с историческими личностями, которые являются выходцами из регионов. Также я отдельно выделю винный туризм, который набирает обороты. В прошлом году, по нашим оценкам, 1 млн туристов посетил винодельни восточного юга.
Интересный трек — сельскохозяйственный туризм. Потенциал направления пока недостаточно раскрыт из-за нормативных сложностей. Сельхозпроизводители на данный момент не могут строить объекты размещения у себя на территории, а 70% совокупной выручки должно достигаться за счет сбыта сельхозпродукции, а не оказания туристских услуг».
Вадим Трукшин, генеральный директор ГК «Мантера»:
«В настоящее время внутренний и въездной туризм получили серьезный импульс к развитию. Горные кластеры, которые создаются сегодня в России благодаря синергии государства и бизнеса, могут конкурировать с крупнейшими курортами мира. Горнолыжный комплекс «Лагонаки»— один из немногих в России курортов, который строится в непосредственной близости от Кавказского биосферного заповедника, поэтому одним из главных условий реализации проекта является минимальное воздействие на окружающую среду и максимальное сохранение природных достопримечательностей, экоконтроль и обустройство пеших маршрутов».
Эдуард Балмашев, генеральный директор ООО «Георгиевский сельскохозяйственно-туристический кластер»:
«Отдых в сельской местности, проживание в условиях, приближенных к деревенским, вовлечение в работу на ферме — все это способствует формированию связи с родной землей и повышению интереса к национальной кухне, традициям, местным праздникам. В итоге растет спрос на внутренний туризм в целом, что является одним из важных векторов развития страны до 2030 года. Поэтому государство, с одной стороны, будет оказывать определенную поддержку агротуристскому бизнесу, а с другой — предпринимать меры для просвещения граждан и популяризации данного вида туризма».
Ирина Гончарова, вице-президент по туризму и специальным проектам ГК «Абрау-Дюрсо»:
«Краснодарский край обладает природными ресурсами, историческими достопримечательностями, разнообразным культурным наследием, а также сильными винодельческими традициями, что позволяет развивать туризм в этом направлении. Однако для более динамичного развития энотуризма на юге России необходимо принять ряд мер, которые поспособствуют привлечению большего числа туристов. Прежде всего следует улучшить инфраструктуру и сервис на территориях, где развивается виноделие. Это включает в себя строительство комфортабельных гостиниц, обустройство туристских маршрутов, создание информационных центров и организацию экскурсий».
В рамках проекта «Место под солнцем» Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ рассказывает о том, как меняются города в ответ на современные вызовы, какие драйверы станут фундаментом для развития южных регионов, как территории становятся привлекательными для отдыха и постоянной жизни.