Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Краснодар
В Приморье из-за снежного циклона отменили десятки авиарейсов Общество, 06:22 СМИ сообщили об экстренной посадке самолета Хиллари Клинтон в Нью-Йорке Политика, 05:48 Путин одобрил проект строительства моста через Лену Политика, 05:45 Немецкий депутат назвал американский СПГ ненужным для Европы Политика, 05:15 В Китае назвали четыре слабых места России Политика, 04:51 СМИ узнали об официальном признании погибшим захваченного ИГ казака Общество, 04:25 В ОНФ предложили сократить время продажи алкоголя в магазинах России Общество, 03:42 Президент Сербии приедет в Москву на празднование 75-летия Победы в ВОВ Политика, 03:16 Киселев назвал «настоящей революцией» законопроект о виноделии России Бизнес, 02:50 Моралес заявил об угрозе гражданской войны в Боливии Политика, 02:32 Глава ЦИК Белорусии назвала имена избранных в парламент страны депутатов Политика, 02:30 МИД Ирана осудил заявление Госдепа о протестах из-за роста цен на бензин Политика, 02:03 Минобороны рассекретило документы о Словацком восстании 1944 года Общество, 01:48 Депутаты предложили ставить российские вина на лучшие места в магазинах Бизнес, 01:09
Краснодар ,  
0 
На Кубани в 2015г. могут появиться первые котельные с частным капиталом
В 2015г. на Кубани первая ресурсная организация может быть передана в частные руки на правах концессии. Таким образом власти рассчитывают постепенно решить вопрос с катастрофическим износом теплосетей, который в некоторых районах Кубани достигает 90%.
Фото: ИТАР-ТАСС/Александр Алпаткин

"Отдать" функции тепловиков в руки частных инвесторов позволяет 115 ФЗ, который в своей обновленной версии вышел летом текущего года. Закон сделал более прозрачным участие частного капитала в концессионных соглашениях. Теперь инвестор может взять на себя роль поставщика тепла на 10-12 лет, при этом обеспечив полную модернизацию предприятия, поясняет заместитель руководителя ГКУ КК «Центр энергосбережения и новых технологий» Виталий Воронов.

В процессе модернизации инвестора поддержит государство - обеспечит софинансирование проекта в размере 30% расходов. При этом вся прибыль, полученная в период эксплуатации тепловой сети в полном объеме уйдет в руки инвестора. И несмотря на то, что рентабельность таких инвестиций невелика - от 5 до 15% - власти считают, что желающие так или иначе найдутся.

"Схема работы простая - инвестор обновляет сети и оборудование на предприятии на условиях государственно-частного партнерства. Этот процесс идет около 2-3 лет, оставшиеся по договору около 8 лет инвестор окупает свои затраты, выполняя функции "тепловика" и по окончанию срока соглашения передает уже обновленную организацию обратно на баланс муниципалитетов", - пояснил Воронов.

Однако процесс на практике получается сложнее. Дело в том, что до передачи инвестору теплоснабжающей организации у нее не должно быть долгов, а также учтено все имущество на балансе. И если первое решаемо в короткие сроки, то второе представляет серьезную проблему. "По сути передавая теплоснабжающую организацию инвестору мы создаем новое юрлицо. Перед передачей ему имущества должна пройти 100% инвентаризация существующего предприятия. Однако зачастую встречается ситуация, когда некоторые объекты теплового комплекса просто не имеют правоустанавливающих документов. По факту работающие котельные и сети де-юро оказываются бесхозными. Приведение всех документов в соответствие с законом - это значительный объем работы, связанный с полной, "ручной" проверкой фактически имеющегося оборудования" - рассказал Воронов.

Он добавил, что несмотря на всю сложность процесса, в одном из районов края теплоснабжающая организация уже в 2015г. перейдет в руки концессионера. "По сути произойдет смена собственника на более эффективного, который своим рублем будет заинтересован в прибыльности предприятия", - добавил Воронов.

Сейчас, по данным ГКУ КК «Центр энергосбережения и новых технологий», средний износ теплосетей на Кубани достигает 70%, при этом в некоторых районах этот показатель превышает 90%. При таком износе край ежегодно теряет до 3 млрд руб. из за утечки 20-25% производимой теплоэнергии. На снижение показателя износа хотя бы до 50% краю необходимо потратить около 25-30 млрд руб. В таком случае потери тепла снизятся до 15%.

При этом, как отмечает Воронов, не все работы по повышению энергоэффективности стоят дорого. Базовым мероприятием, без которого технические мероприятия по повышению энергетической эффективности не имеют смысла является организация учета на всех этапах - генерации, распределения и потребления энергоресурсов. "Уровень оснащения приборами учета объектов генерации и распределения остается низким. В таких условиях генератор тепловой энергии попросту не знает, сколько газа ему в действительности поставила газоснабжающая организация, сколько тепла они передали в сеть, сколько реально дошло до потребителя. Их подсчеты строятся так скажем расчетным способом, "на глазок" и зачастую далеки от действительности. В такой ситуации трудно говорить об энергоэффективности, ведь невозможно посчитать сколько мы сэкономили не зная, сколько мы реально тратим. Бесконечные долги потребителя перед поставщиком тепла, поставщика тепла перед газоснабжающей организацией зачастую возникают как раз из-за отсутствия объективного учета", - отметил Воронов. Помимо технических мероприятий, эффект приносят и организационные мероприятия, к коим относится обучение персонала и внедрение систем энергоменеджемнта на предприятии.

Так, например, увеличивает энергоэффективность обучение персонала, а также установка приборов учета поступающего газа. "Сейчас большая часть котельных не имеет приборов учета. То есть они не знают, сколько газа получают от "Газпрома", не знают, сколько тепла они отдают потребителю. Все их подсчеты строятся так скажем "на глазок" и исходя из данных газовиков. В такой ситуации трудно говорить об энергоэффективности. Отсюда бесконечные долги", - отметил Воронов.

Напомним, в Краснодарском крае сейчас работает около 2,7 тыс. котельных. Из них около 88-90% работают на газе. Федеральный закон N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" был обновлён 28 июня 2014г. Он призван обеспечить эффективное использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений.

Задайте вопрос Владимиру Мединскому
Министр ответит в прямом эфире 22 ноября на самые популярные вопросы читателей РБК