«Не стреляй»: поможет ли водителям запрет ручных радаров на Кубани и Дону
По мнению экспертов, запрет на ручные радары сократит возможности для сотрудников ГИБДД «договариваться» с водителем на месте нарушения, что особенно актуально для южных регионов
По данным «Коммерсанта», решение принято в связи с письмом главы МВД Владимира Колокольцева о необходимости борьбы с коррупцией в рядах сотрудников Госавтоинспекции.
В отделе пропаганды ГИБДД по Ростовской области РБК Юг подтвердили информацию о запрете устройств для фиксации дорожных нарушений, позволяющих вручную стирать данные.
«Сотрудники ГИБДД по региону не пользуются такими устройствами. С 10 июля 2016 г. на них установлен запрет. Сейчас на территории Ростовской области действуют 19 стационарных автоматических пунктов фиксации нарушений», — рассказал представитель ведомства.
В Краснодарском крае запрет на использование ручных радаров установлен распоряжением замначальника регионального управления МВД Юрия Кузнецова.
Теперь за использование приборов, данные с которых можно стереть вручную, инспектора ГИБДД могут привлечь к дисциплинарной ответственности и даже уволить с работы. Такое решение принято в связи с указанием главы МВД РФ Владимира Колокольцева «О мерах по профилактике и пресечению коррупционных преступлений среди личного состава подразделений Госавтоинспекции».
По мнению опрошенных РБК Юг автоэкспертов, запрет на «стрелять скорость» для регионов Юга России особенно актуален. Его важность резко возрастает в летний период — вместе с увеличением трафика в сторону Черного и Азовского морей.
По словам координатора российского общественного движения «Общество синих ведерок» Петра Шкуматова, использование мобильных устройств для фиксации нарушений стало «массовым способом развода водителей на деньги» со стороны сотрудников ГИБДД.
«Через Ростовскую область и Краснодарский край к морю едут автомобилисты со всей страны. Поток идет огромный, и дороги там просто облеплены гаишниками. Причем тотально контролируются именно дороги в направлении к морю, в обратном направлении патрулей ГИБДД почти нет», — рассказал РБК Юг Петр Шкуматов.
По его словам, водитель, который едет на курорт, как правило, располагает определенной суммой денег и не настроен тратить время и силы на доказательства собственной невиновности. Этим зачастую и пользуются сотрудники ГИБДД.
«Схема такая — ставится временный дорожный знак, ограничивающий скорость якобы при ремонте дороги. На самом деле никакой ремонт в этом месте не ведется, и многие водители, которые едут с круиз-контролем, не снижают скорости. Неподалеку от знака стоит патруль — он останавливает водителя и показывает зафиксированное превышение скорости. А дальше предлагает варианты „решения“ проблемы», — пояснил автоэксперт.
По мнению Шкуматова, запрет на использование ручных радаров позволит существенно снизить коррупционную составляющую в работе инспекторов ГИБДД. «Быстро придумать такую же массовую схему будет сложно. Думаю, автомобилисты, едущие на море, смогут вздохнуть свободнее», — заключил Петр Шкуматов.
С тем, что южные регионы являются одними из лидеров по коррупционным проявлениям среди сотрудников ГИБДД, согласен и региональный представитель «Федерации автомобилистов России» в Краснодарском крае Виктор Клепиков.
«По количеству фактов «развода» и различных «автоподстав» Краснодарский край чуть ли не на первом месте. Возможно, это связано с большим количеством отдыхающих, которые едут на юг. Есть вариант, что недорабатывает собственная служба безопасности ГИБДД», — отметил он.
Однако, по его мнению, запрет на ручные радары не способен радикально изменить ситуацию.
«Таких устройств осталось не так много. В основном, сейчас используются стационарные радары. Кроме того, существует достаточно много мобильных приложений, позволяющих отслеживать дорожную ситуацию — для подкованного водителя не составит проблемы с их помощью доказать, что он не нарушал правила и не превышал скорость», — напоминает Клепиков.
По мнению ростовского автоэксперта Александра Коваленко, в настоящее время в использовании ручных радаров патрулями ГИБДД для повышения безопасности движения нет никакой необходимости.
«Практика показывает, что стационарные радары и видеокамеры фиксируют за сутки в десятки раз больше фактов превышения скорости, чем патрули ГИБДД. На дороге есть множество других ситуаций, в которых участие сотрудников Госавтоинспекции гораздо более оправдано — например, помощь при ДТП. Что же касается приборов фиксации превышения скоростного режима, то они должны быть стационарными, причем на дороге должен стоять предупреждающий знак о том, что скорость движения контролируется радаром», — рассказал Александр Коваленко.
По данным «Коммерсанта», на данный момент на дорогах России применяется более 10 тыс. стационарных и мобильных камер, и их количество растет. Кроме скорости они фиксируют выезд на встречную или выделенную полосы, проезд через железнодорожные переезды и другие нарушения. За шесть месяцев 2016 года было выписано 26,2 млн штрафных постановлений на основании данных с камер — на 17% больше, чем годом ранее.