Перейти к основному контенту
Краснодар ,  
0 

Будь как Илон Маск или умри: что ждет рынок электромобилей на Кубани

Кратное увеличение электромобилей в ближайшие 5-6 лет неизбежно на Кубани, считают эксперты. Пока что процесс тормозит отсутствие инфраструктуры

Власти Краснодарского края заявили о планах до конца 2022 года построить более 120 быстрых зарядных станций для электромобилей.

«Мы провели большую работу по подбору перспективных земельных участков для таких быстрых станций. Автомобилисты должны заряжать свой транспорт в комфортных для них условиях. Поэтому и места размещения выбирали с наличием придорожной или внутригородской инфраструктуры. Теперь необходимо проработать все возможные варианты технического присоединения и установки оборудования», — прокомментировал в конце ноября 2021 года вице-губернатор Кубани Александр Трембицкий.

В настоящее время в регионе функционируют 53 быстрых зарядных станции. Для строительства еще 124 в адрес министерства экономического развития РФ подали заявку на получение субсидии.

Зеленая повестка рулит

Резкий поворот в сторону зеленой повестки — общероссийская тенденция. В 2021 году на федеральном уровне была ускоренными темпами принята концепция развития электротранспорта, предусматривающая не только расширение эксплуатации электромобилей, но и их производство. При том, пока что рынок как в масштабах страны, так и региона, по факту не существует.

По данным «Автостата», в России в 2021 году продажи электромобилей выросли в 2,2 раза — до 845 единиц. Для сравнения, только в октябре в стране купили 125 тыс. новых авто. Автопарк Кубани насчитывает более 1,8 млн легковых машин, а электромобилей поставлено на учет всего около 1,5 тыс., свидетельствуют данные регионального министерства ТЭК и ЖКХ.

«Продажи электромобилей растут значительно быстрее, чем рынок в целом, данный сегмент находится в стадии развития. Однако если смотреть на объем продаж, то абсолютные цифры небольшие — всего 0,7% от всего автомобильного рынка Краснодарского края», — рассказала РБК Краснодар директор по развитию ГК «Ключавто» Юлия Овчинникова.

В ближайшем будущем показатели резко вырастут, считают эксперты. Общий фокус на экологичность и переориентация производства не оставят покупателям альтернатив. Руководитель комитета по развитию электротранспорта при Ассоциации цифрового развития Кубани Сергей Бураков считает, что постепенный рост спроса на электромобили является закономерной тенденцией.

«Так диктуют мировые тренды. Все крупные производители называют конкретные сроки — 2030-2035гг. — период прекращения выпуска бензиновых автомобилей. Если сейчас не изменить свое отношение к электромобилям, то в скором времени просто не на чем будет ездить», — сказал Бураков.

Камень преткновения

Одним из факторов, тормозящих развитие сегмента, долгое время являлось практически полное отсутствие инфраструктуры. Существующих в регионе зарядных станций недостаточно для того, чтобы обеспечить беспрепятственное передвижение на электромобилях — в других субъектах федерации ситуация обстоит также или немногим лучше.

О планах развивать инфраструктуру заявлялось неоднократно — в 2014 году Кубань планировала стать первым регионом страны, где будет реализована концепция развития экологически-безопасной транспортной системы. Завершить разработку документа хотели к маю 2015 года.

Через 3 года власти Краснодарского края предложили в качестве пилотного проекта определить «зеленые зоны» в пределах Сочи, Адлера или Олимпийского парка. Совместно с Renault Россия и ПАО «Россети» администрация края планировала на этом месте развивать проекты аренды и каршеринга электромобилей, привлекать электросетевые компании края для создания необходимой зарядной инфраструктуры для электротранспорта.

В 2017 году сообщили, что на Кубани появится сеть заправок для электромобилей, включающая 100 станций на основных магистралях. Соглашение об этом администрация Краснодарского края подписала с АО «Объединенная приборостроительная корпорация» и ООО «Электо». Размер инвестиций оценивался в 1,3 млрд рублей, сроки реализации не были названы.

Спустя полгода в 2017 году после обращения вице-премьера РФ Аркадия Дворковича к губернаторам субъектов РФ стимулировать развитие инфраструктуры для электромобилей губернатор Кубани Вениамин Кондратьев сказал, что в Краснодаре в июле на парковках появятся первые зарядные станции для электромобилей.

В настоящее время зарядная инфраструктура Краснодарского края представлена 53 зарядными станциями. Они размещены на действующих АЗС, парковках ТРЦ, в местах парковочных площадок Сочи, Краснодара и других муниципалитетов. Общее количество быстрозарядных станций в крае — 12, медленных — 41.

В министерстве ТЭК и ЖКХ Кубани подчеркивают, что существующая логистика размещения зарядных станций способна лишь частично обеспечить передвижение электромобилей по территории края без дозарядки.

«До конца 2022 года в регионе планируется удвоить количество быстрых заправок, рассчитанных на две и более машин каждая», — заявили в пресс-службе ведомства.

По оценкам Сергея Буракова, в данный момент темп установки новых станций подзарядки составляет 15-20 единиц в год. В отношении развития инфраструктуры в ближайшем будущем в Краснодарском крае эксперты сходятся в двух основных моментах, которые требуются при распределении квоты в 124 станции на регион.

Во-первых, необходима и неизбежна установка быстрых электрозарядок на трассах региона для обеспечения возможности комфортного перемещения электромобилей между населенными пунктами и транзитного трафика. По мнению Буракова, оптимальным будет расстояние между станциями от 60 км до 100 км.

Во-вторых, требуется распространение быстрых станций в городах, что позволит развивать корпоративные парки электромобилей: электротакси, каршеринги, сервисы доставки и корпоративные автопарки.

Большие перспективы

Эксперты и игроки рынка подчеркивают, что хотя продажи электромобилей в Краснодарском крае все еще остаются незначительными, спрос на них с каждым годом растет, а выбор моделей продолжает расширяться. По оценкам российского автодилера «Ключавто», спрос на электромобили в России в 2021 году вырос в 1,5 раза. Жители Краснодара чаще выбирают электрокары с пробегом — их стали покупать почти в 2 раза чаще, чем в 2020 году.

Стимулировать рынок будет и позиция властей. Так, правительство РФ заложило оптимистичные цели по росту доли электромобилей с 0,1% до 15% рынка в 2030 году. Пилотными регионами для реализации концепции предполагается сделать Москву, Санкт-Петербург, Севастополь, Калининград и Казань, а также Сочи (в минэке считают, что у курортных городов высокий потенциал развития электрокаршеринга).

Развитие сети электрозаправок, рост спроса и числа электрокаров вызывают интерес бизнеса, считают эксперты. В текущей ситуации и число электротранспорта и существующая сеть обслуживающей инфраструктуры пока что не позволяют зарабатывать, но этого достаточно для начала.

«Сейчас нет корпоративных такси, шерингов и т.д. Сегодня зарядная сеть действительно не является бизнесом для частников. Там никто не зарабатывает. Инвесторы есть. Они готовы вкладываться в зарядную инфраструктуру. Но если назначать адекватную цену на услугу, то электроводы тут же начинают заряжаться дома, т.к. в этом случае тариф дешевле в несколько раз», — поясняет Бураков.

По его мнению, в ближайшей перспективе краю необходимо развитие корпоративных парков. «В Краснодаре, например, около десяти машин сейчас ездит — такси, а также в Сочи. И именно такие истории будут обеспечением возврата инвестиций для компании, готовой вкладываться в зарядную сеть. И они сейчас появляются», — говорит эксперт.

По мнению Буракова, если развитие зарядной инфраструктуры сегодня подпитать субсидиями и 124 станции грамотно распределить по городам и трассам края, то это станет хорошим подспорьем для начала.

«Эта инициатива подстегнет развитие сети и в Краснодаре. Например, на базе созданных 20-30 станций можно будет уже организовывать шеринги, электротакси и прочий бизнес», — уверен руководитель комитета.

Директор по развитию ГК «КлючАвто» прогнозирует, что однозначно спрос потребителей на автомобильном рынке будет продолжать смещаться в сторону электрокаров.

«Есть мнение, что «электрички» — это такой переходный момент. А будущее в итоге за водородными машинами. Но этот переходный момент запустился в таком объеме сейчас, что его никто не проскочит. Этот период придется пройти», — заключил Сергей Бураков.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 июля
EUR ЦБ: 93,26 (+0,09)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Курс доллара на 27 июля
USD ЦБ: 85,57 (+0,16)
Инвестиции, 26 июл, 18:01
Все новости Краснодар
Власти Белоруссии изменили механизм выплат по спорным евробондамФинансы, 07:00
Украинский дрон упал рядом с жилым домом в Липецкой областиПолитика, 06:53
Трамп анонсировал большой митинг в городе, где произошло покушениеПолитика, 06:33
Новостройка с собственным пляжем: жилой район City BayРБК и City Bay, 05:54
Напарник Трампа вызвал недовольство однопартийцев словами о «кошатницах»Политика, 05:52
В Липецкой области ввели режим воздушной опасностиПолитика, 05:49
Подорвавшего железную дорогу под Рязанью обвинили в девяти преступленияхОбщество, 05:33
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Песков заявил, что «о мобилизации вообще никто не разговаривает»Политика, 05:08
В Госдуме анонсировали повышение размера детских пособий в 2025 годуОбщество, 04:58
Более 20 человек отравились хлором в бассейне в ВаршавеОбщество, 04:37
Bloomberg узнал, какой вопрос спас Ferrari от мошенничества с дипфейкомБизнес, 04:29
Глава Минюста допустил повышение предельного возраста нотариусовПолитика, 03:58
Американский банк наказали за «вопиющее» нарушение санкций против РоссииПолитика, 03:36
Уровень воды в реке снизился после прорыва дамбы в Челябинской областиОбщество, 03:34