Южнороссийский рынок новых авто в июне впервые за 5 лет "рухнул" более чем на 30%
Продажи новых легковых автомобилей в Краснодарском крае и Ростковой области в июне 2014г. продолжили падение и снизились на 33% (до 5,3 тыс. авто) и 36,6% (до 3,8 тыс.) соответственно по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает «Автостат». При этом по данным ООО «Автостат-инфо» совокупные продажи авто на Кубани и в Адыгее сократились еще больше - на 41%.
Эти результаты оказались в разы хуже даже самых пессимистичных прогнозов, заявляют участники рынка. По их данным, так сильно региональные рынки не проседали с 2009г. Отметим, что общероссийское падение продаж в июне составило 17,3%.
Старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова говорит, что плохое настроение потребителей легко объясняется экономическим спадом в России. «Экономика страны находится не в самом лучшем своем состоянии, стагнация IV квартала 2013г. – I квартала 2014г. плавно перешла в рецессию, и кто знает, чем в конечном итоге обернутся для РФ все озвученные пакеты экономических санкций», - говорит Бодрова.
По ее словам, среди ключевых факторов, давящих на потребительский спрос: рост цен на автомобили, нестабильность экономики и политические игры. «В первом полугодии также сократилась и доля машин, покупаемых в кредит. Вероятно, для Ростовской области значение имеет и близость к украинской границе – сложно совершать такие покупки, когда под боком идут боевые действия», - считает Бодрова.
Кроме того по словам участников рынка, продажи заметно сократились после того, как в России была свёрнута программа субсидирования автокредитования. И хотя продавцы говорили о том, что отмена господдержки не будет иметь серьёзного значения, факты свидетельствуют об обратном. Скорее всего, без государственной поддержки автомобильного кредитования «перезапустить» сектор будет очень сложно.
Основатель стартапа «Автомобильный геомаркетинг», аналитик Сергей Алферов говорит, что помимо общих для российского рынка причин сокращения продаж на Кубани есть свои, специфические факторы.
«Сразу отметим, что в отличии от российского рынка на Кубани продажи автомобилей в 2013 г. росли, а сейчас - наоборот. Вполне очевидно, что экономику региона последние годы разогревали инфраструктурные проекты, связанные с «олимпийской стройкой». После ее завершения многие крупные подрядчики остановили выплаты по своим долговым обязательствам, часть из них инициировали процедуру банкротства. В следствии этого по региональной экономике пошла цепная реакция неплатежей, увеличилась просрочка по выплате заработной платы, многие граждане потеряли работу. На фоне этих событий население значительно снизило свои инвестиционные расходы, в частности, на приобретение автомобилей», - считает Алферов.
Эксперты отмечают, что сейчас не понятно, какой вектор развития ожидает рынок. Возможно, продажи достигли своего дна и в течении одного-двух месяцев произойдет частичное восстановление объемов продаж. Возможно некоторое время будет продолжаться падение, либо продажи стабилизируются на текущем уровне.
«При сценарии стабилизации продаж на текущем низком уровне, и особенно при сценарии их дальнейшего падения у значительной части автодилеров могут возникнуть серьёзные финансовые трудности. Если учесть фактор неравномерности изменения продаж по брендам и дилерам, то те автомобильные салоны, которым «не повезло» с брендом могут в самое ближайшее время столкнуться с опасным дефицитом ликвидности и убытками, что при условии перекредитованности может привести к требованиям со стороны банков срочного погашения кредитов и последующими банкротствами», - резюмировал Алферов.
С точки зрения покупателей подобная ситуация грозит тем, что внеся предоплату за автомобиль, можно его не дождаться ввиду банкротства конкретного автодилерского предприятия, поэтому следует отдавать предпочтение покупке автомобилей которые есть у автодилеров на складе и с ПТС, считают участники рынка.
По их словам, в зону риска попадают преимущественно независимые автосалоны (не входящие в холдинговые группы). Холдинговые группы, как правило, имеют диверсифицированный портфель брендов, что позволяет компенсировать убытки одних своих автосалонов прибылью с других, однако с учетом величины падения продаж проблемы могут возникнуть и у них.
«Если ситуация не изменится в ближайшие месяцы в лучшую стороны, мы увидим у автодилеров дальнейшие сокращения персонала, снижение уровня зарплат и прочие действия, направленные на минимизацию затрат. Инвестиционные расходы определенно будут заморожены, борьба за долю рынка будет идти в плоскости слияний и поглощений», - говорит Алферов.
В тоже время Анна Бодрова считает, что тенденция с падением уровня продаж и сокращением доли кредитных автомобилей сохранится как минимум до конца года. Самый пессимистичный прогноз предполагает, что спад в российском автопроме продлится до конца 2015г.
Напомним, что по итогам I полугодия 2014г. рынок новых автомобилей на юге страны продолжает падать: в Краснодарском крае продажи машин сократились на 12,5% - до 38,6 тыс. авто, в Ростовской области — на 11,8% - до 27,7 тыс., на Ставрополье — на 15,8% - до 16 тыс. авто по сравнению с аналогичном периодом прошлого года, сообщает агентство «Автостат». При этом падение общероссийского рынка оставило 8,9%.