«Аборигенный» виноград и ручной труд: как на Дону вели хозяйство в XX в.
На протяжении практически всей истории мужчины, состоявшие в Войске Донском, были воинами, все время находились в военных походах. Им некогда было заниматься возделыванием земли, выращиванием скота и воспитанием детей. Но в конце XIX века Россия перестала вступать в вооруженные конфликты с соседними государствами. Как изменился быт, РБК+Юг рассказала Лариса Егупова, директор этнографического музея под открытым небом «Тихий Дон» в этно-хуторе Старозолотовском.
Ручной труд
В Войске Донском было заведено, что каждый казак, принимавший участие в военной службе, получал «военный надел», состоявший из земельного пая (до 30 га пахотной земли на каждого члена семьи мужского пола), земель для покоса (лугов) и делянки (лесов для заготовки дров).
Механизация сельского хозяйства пришла на Дон только во время коллективизации. До этого момента казаками использовался труд быков. Позволить себе приобрести даже маленький трактор или уборочную машину могли лишь очень состоятельные люди, коих в те времена на Дону было мало.
Казаки пользовались обычном плугом и сеялками, жали «хлеб» серпами. Труд был очень тяжелым и ответственным. Люди понимали, что каждое упавшее на землю зернышко — это потеря урожая. Часть собранного «хлеба» шла для обмена на другие продукты, необходимые в быту. За вырученные же деньги покупались скобяные изделия, ткани и рыболовные сети.
«Аборигенные» сорта винограда
Даже обработка виноградников была ручной: виноград сидел в донских чашах, которые требовали ручного ухода. Нужно отметить, что донские казаки были ориентированы на возделывание виноградников. Некоторые донские сорта винограда являются «аборигенными», местными. Достаточно назвать сорта «красностоп золотовский», «кумшацкий» и «пухляковский». Аналогов таким виноградникам нет нигде в мире, но они очень близки по своему генетическому значению к виноградникам Дагестана. А некоторые виноградники Испании имеют в своей основе гены «красностопа золотовского».
Все вина, приготовленные из автохтонных сортов винограда, сухие. Среди казаков существовало некое соревнование: если у хозяина вино осталось после Рождества и не было выпито, то считалось, что оно плохого качества: плохо подавил виноград, плохо приготовил, плохо выдержал…
К слову, сейчас в этно-хуторе Старозолотовском посажено почти 25 тыс. кустов винограда сорта «красностоп золотовский». В настоящий момент производится закладка еще такого же количества высадок, что подтолкнуло руководство этно-хутора к строительству винодельни и дегустационного зала.
Натуральное хозяйство
Наши предки старались возделывать землю так, чтобы она кормила ее владельцев в течение всей жизни. Казаки делали посадку всех культур, включая бахчевые — дыни и арбузы. Они сеяли озимую пшеницу и даже табак.
Казаки были замкнуты на своем подворье, вели натуральное хозяйство, в связи с чем донской казак очень редко ходил в магазин с целью приобретения продуктов. Недостаток каких-либо товаров восполнялся натуральным обменом.
Но в начале XX века казаки полюбили кофе, а потому стали приобретать зеленые кофейные зерна в магазинах колониальных товаров и обжаривать, превращая их в благородный напиток.
Урожай — с поля, рыба — из Дона
Нельзя сказать, что праздничные столы в доме у казаков были скудными. Писатели и художники во все времена описывали казачьи столы, которые ломились от обилия яств. В казачьей кухне при приготовлении блюд использовались те продукты, которые выращивались здесь же, в поле. Очень часто казачки готовили тыкву.
В домашнем хозяйстве казаков всегда водилась птица, утки, гуси, овцы и свиньи, которые также шли на стол в том или ином виде.
Рыба из реки Дон была обязательным блюдом на казачьем столе. Дон раньше была полноводным, в нем водилось огромное разнообразие видов рыбы — сети казаков всегда были полны рыбы. Но фирменными блюдами донских казачек были жареная селедка с кислой капустой, кулеш из пшена с салом и, конечно, донская уха.
Женщина — в поле, казак — в седле
У казаков было принято разделение труда: мужчина никогда не занимался женской работой, какой бы тяжелой она ни была. А в зоне ответственности женщин было ведение домашнего хозяйства, воспитание детей и работа в поле.
Так как казачка на протяжении длительного времени оставалась без хозяина, который участвовал в боевых действиях, то тяжелое бремя ухода за скотиной и возделывания поля ложилось на женщину. Донская казачка часто обладала дородными формами, которые демонстрировали ее физическую силу и способность к рождению детей.
В первый год жизни отец усаживал маленького казака на коня — мальчик хватался за гриву и старался удержаться на лошади. Считалось, что если ребенок сползает или проявляет неловкость, то он проживет недолгую жизнь и погибнет в первом же бою. А если ребенок проявлял цепкость и старался усидеть на лошади, то он будет отважным воином. В три года мальчишки уже могли самостоятельно скакать на лошади без седла и амуниции.
В 18 лет казака впервые призывали на военные сборы, где он проходил обучение. Казаки являлись в лагеря уже обученными: владели несколькими видами оружия, были прекрасными наездниками, военная дисциплина у них была в крови — с семи лет они привыкали к суровой жизни на мужской половине дома: спали на жесткой подстилке, питание было ограничено. Всей своей жизнью казак показывал, что сможет выжить в любых условиях. И при голоде, и при сытой жизни всегда будет готов выступить в защиту Отечества.
Доморощенный жеребец
Обязательным элементом домашнего хозяйства казаков было коневодство. Казаки разводили лошадей, поскольку часто пользовались доморощенными скакунами на военной службе. Военным приходилось служить на своих домашних лошадях.
Казачонок рос вместе с жеребенком — тот становился для него лучшим другом и боевым товарищем. Этот конь не подводил в бою и понимал с полуслова. В домашних условиях специально никто селекцией не занимался, порода стала постепенно вымирать, терять свойства строевого коня.
В 1906 году российский император принял решение, что военная служба на доморощенных лошадях — это неправильно. Это дало толчок развитию коневодства на Дону и выведению на специализированных заводах донской породы, в частности на конезаводе имени Буденного.
Ярмарки как выход в свет
У донских казаков было очень много православных праздников, связанных с окончанием полевых работ. Особо широко 14 октября отмечался праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Считалось, что сельскохозяйственные работы на селе окончены — можно проводить разные празднества и свадьбы. Именно в это время в станицах организовывались сельскохозяйственные праздники, казаки старались выехать на ярмарки и посетить людные места.
Общение в хуторах было достаточно ограниченным, поэтому такой выезд расценивался как выход в свет. По этому случаю взрослые надевали свою самую праздничную одежду, а дети получали деньги на сладости. Молодая казачка могла купить себе средство обихода для использования его в качестве приданого.