Винодельни Юга рассказали, как изменился спрос на кагор в период Пасхи
Основные производители — на Юге
По данным Роскачества, кагоры — вторая по объёму выпуска категория среди креплёных вин в России (на первом — портвейны). Спрос на кагоры в стране растет быстрее, чем в целом сегмент: если производство крепленых вин в 2023 году снизилось в объёме на 19,8%, до 8,679 млн литров, то кагоры прибавили за тот же период 19%, до 3 млн литров.
«В целом, категорию можно назвать «нишевой», хотя потребление в ней достаточно устойчиво. В общем объёме производимых в России наименований вина всех типов (более 5 тыс.) кагоры представляют всего 35 наименований (по итогам 2023 года). Есть небольшая положительная динамика расширения ассортимента (+2 позиции, по сравнению с 2022 годом), но она идет за счёт выпуска новых торговых марок теми же производителями, а не прихода в категорию новых виноделен», — рассказала РБК Краснодар Олеся Латышева, директор департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества, руководитель «Винного гида России».
Из более чем 200 лицензированных винодельческих предприятий страны кагоры делают только 7 предприятий. Это связано как с требованиями к производству — нужны спиртохранилища, дополнительное лицензирование, так и со сложностью самого процесса приготовления качественного кагора, объясняют в Роскачестве.
По данным информационного центра современной виноторговли WineRetail, кагоры в России производят такие компании как «Массандра», «Солнечная Долина», «Коктебель», «Кубань-Вино», «Фанагория», Дербентский коньячный комбинат и «Цимлянские вина».
Пасхальный спрос
Несмотря на узость сегмента, спрос на кагоры достаточно стабильный, отмечают игроки рынка. Однако пик популярности напитка приходится на Пасху. По данным информационного центра WineRetail, в этот период продается более 85% всего годового объема кагора, ассортимент дополнительно расширяется.
Один из крупнейших производителей вина в России «Кубань-Вино» производит около 600 тыс. бутылок кагора в год.
«Спрос на эту продукцию есть, но его нельзя назвать большим. Кагор — довольно сложный напиток. В классическом кагоре достаточно высокое содержание сахара и алкоголя, вкус терпкий, танинный — не всем нравятся такие плотные вина. Сегодня алкогольная мода смещается в сторону белых и игристых вин — более легких, менее спиртуозных, более изящных по вкусу. На волне популярности вина в стиле Vinho Verde, Glou Glou, вина с низким содержанием алкоголя. Спрос на кагоры и интерес к этому напитку в канун Пасхи, безусловно, увеличиваются, но какого-то ажиотажа не наблюдается», — отметили в компании.
На кубанской винодельне «Фанагория» в 2023 году произвели 33 тыс. дал десертных вин.
«Как и у любой продукции, у кагора есть почитатели. Такие потребители регулярно покупают напиток в течение всего года. Если говорить о распределении спроса, то около 70% продаж кагора приходится именно на Пасху», — рассказал Александр Волканов, заместителя генерального директора винодельни «Фанагория» по продажам.
«В течение года спрос на кагоры остается стабильным. Особые всплески спроса наблюдаются в апреле и перед майскими праздниками, объемы продаж в этот период вырастают более чем в 2 раза», — рассказал бренд-амбассадор донского хозяйства «Цимлянские вина» Алексей Матвеенко.
Самая массовая категория кагоров — ординарные, без дополнительный выдержки, которые поступают на рынок в следующий после года урожая год. По данным Роскачества, на них приходится более 85% выпускаемого объема.
«Понятие «ординарный» никак не связано с качеством, только с выдержкой. Недорогие кагоры последних лет урожая получают высокие оценки органолептики со стороны профессиональных экспертов-дегустаторов. Также Роскачеством ежегодно выпускается рейтинг кагоров. С этого года дополнительно акцентируется внимание потребителей на лидерах качества в каждой из категорий», — уточнила Олеся Латышева.