Умная цифровизация: как малому и среднему бизнесу экономить с помощью IT
Новые возможности «умной» экономии и IT-интеграции бизнес-процессов обсуждались в рамках мини-конференции, организованной РБК Краснодар. Перед представителями малого и среднего бизнеса выступили руководители и сотрудники компаний, предлагающих современные комплексные IT-решения.
Сайт как коммерческий инструмент
По словам руководителя отдела маркетинга интернет-агентства Webformula Анны Шамсутовой, распространенными ошибками МСБ является недооценка возможностей сайта компании и неумение правильно использовать его коммерческие перспективы.
«Сейчас все рекламные каналы ссылаются именно на сайт — потребители знают, что именно там они получат развернутые сведения. Сайт является консолидатором информации о фирме и центром рекламной кампании. Кроме того, мониторинг активности на сайте позволяет непосредственно оценивать перспективы развития бизнеса — например, отслеживать необходимость расширения географии», — отмечает она.
При этом разработка интернет-представительства должна вестись вкупе с маркетинговой стратегией.
«Перед сайтом должны быть поставлены четкие коммерческие задачи, без этого нет смысла его разрабатывать. Также нужно определить сегмент аудитории, для которого он делается, выявить ее основные запросы и сценарии поведения на сайте. Кроме того, необходимо изучить информацию о рынке и конкурентах», — напоминает представитель веб-студии.
Важным является и наличие уникального контента, востребованного аудиторией. Полноценный сайт компании нужно обновлять не менее одного раза в неделю — клиенты не должны «натыкаться» на устаревшую информацию, это создает негативный имидж для компании, предупреждает Анна Шамсутова.
По оценкам специалистов, средний коммерческий сайт делается на 3-5 лет. Однако технологии меняются достаточно быстро, поэтому стоит заранее оценивать и возможность его модернизации. В частности, эксперты рекомендуют обязательно уделить внимание мобильной версии, т.к. трафик со смартфонов и планшетов постоянно растет.
Одним из эффективных онлайн-инструментов для малого и среднего бизнеса являются интернет-магазины — современные решения позволяют быстро запустить как сложный проект для большой аудитории, так и маленькую «лавочку» по продаже сувениров hand made.
По данным «Ассоциации компаний интернет-торговли» (АКИТ) онлайн-торговля с каждым годом прирастает на 25%. При этом, как отмечает директор компании-разработчика ReadyScript Артем Полторанин, рынок региональных интернет-магазинов недостаточно насыщен, что делает нишу привлекательной для бизнеса. Важную роль здесь играет и скорость доставки: региональные пользователи больше не хотят долго ждать при заказе товара из крупного столичного онлайн-магазина, а службы доставки уже вышли на тот уровень, когда ими уже удобно пользоваться на региональном уровне.
По мнению Артема Полторанина, для начинающих предпринимателей и небольших компаний подходят «облачные» решения — у них небольшая стоимость и ограниченный функционал с минимальным набором настроек. Проектам, нацеленным на дальнейшее развитие, больше подойдут коробочные решения, обеспечивающие широкие возможности для доработки и индивидуальной настройки.
Важной составляющей для качественной работы интернет-магазина является разработка мобильного приложения. «Приложение всегда доступно для пользователя, оно во многом удобнее в использовании, чем мобильная версия сайта. А для повторных продаж это вообще «золотой» инструмент», — говорит Артем Полторанин из ReadyScript.
Персонализация и комплексный подход
Важной составляющей использования современных IT-решений эксперты называют широкие возможности для индивидуализации подхода к клиентам.Так, механизмы интернет-магазина позволяют предлагать покупателями сопутствующие товары, формировать для них персональные предложения и скидки. А услуга «Мегафон Таргет» дает возможность осуществлять «умные» смс-рассылки, в т.ч. с привязкой к геолокации или с использованием данных big data об абонентах (пол, возраст, примерный доход, сфера интересов и т.д.). В качестве дополнительных факторов для фокусировки может применяться даже информация о посещаемых сайтах. Помимо экономии за счет отказа от «веерных» отправок сообщений, это позволяет значительно повысить эффект от рекламы с помощью четкого определения целевой аудитории.
«Например, вы открыли пекарню и делаете рассылку о свежем хлебе в радиусе 2-3 км или зовете на бизнес-ланч в свой ресторан сотрудников близлежащих офисов. Можно рекламировать косметологические услуги женщинам старше 60 лет с айфонами и высокими расходами на связь, предлагать туры тем, кто в прошлом году уже выезжал за границу», — поясняет менеджер по сопровождению продаж новых услуг корпоративного бизнеса Кавказского филиала ПАО «МегаФон» Родион Нестеров.
Эффективность «умных» рассылок легко контролируется — в смс можно вставить ссылку на сайт, переходы по которой фиксируются в личном кабинете. Также сотрудники заказчика могут отследить количество использованных промокодов, разосланных индивидуально каждому абоненту.
Также специалисты советуют использовать тригерные рассылки, ориентирующиеся на последние действия покупателя на сайте компании или в мобильном приложении. «Если пользователь долго не заходил на сайт или забыл товар в корзине, ему можно об этом напомнит и побудить к определенным действиям», — приводит пример Артем Полторанин, из ReadyScript.
Персонализация с помощью IT возможно не только для покупателей, но и для сотрудников. Так, решения в области CRM (Customer relationship management — система управления взаимоотношений с клиентами) дают возможность отследить эффективность каждого менеджера, проанализировав его работу: количество заключенных сделок, скорость работы и т.д. Дополнительные инструменты предоставляет и «Виртуальная АТС», с помощью которой можно не только управлять потоком входящих звонков (принимать и переадресовывать на стационарные и мобильные номера сотрудников), но и оценивать качество каждого контакта.
«Одним из преимуществ «Виртуальной АТС» от «МегаФона» является грамотная интеграция с любой CRM-системой. Благодаря этому, общение с клиентами переходит на новый уровень: при входящем звонке менеджеру доступна необходимая о клиенте информация: история обращений, его предпочтения. А если в компании есть филиалы, «умная» переадресация направит звонок на сотрудника из соответствующего города», — поделился Родион Нестеров.
Одна из проблем МСБ при внедрении IT-решений — сложность интеграции разных продуктов в бизнес-процесс и выстраивания единой «бесшовной» системы. Особенно это касается небольших разработчиков, чье программное обеспечение может быть настолько уникально, что не стыкуется больше ни с чем, отмечают специалисты.
«Гораздо практичней — а порой и дешевле — использовать комплексные решения, которые позволяют на одной платформе получить все необходимые услуги», — говорит Родион Нестеров из «МегаФона».
Экономия на «принуждении к онлайну»
Комплексный подход к цифровизации бизнеса позволяет даже сэкономить при выполнении новых требований государства к предпринимателям — например, при обязательном внедрении онлай-касс, отмечает заместитель генерального директора компании «Мистер Чек» Александр Жаринов.
С 1 июля 2018 года в силу вступают новые требования закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» 54-ФЗ. Подключить онлайн-кассы должны организации, которые занимаются торговлей, общественным питанием и работают со специальными режимами налогообложения (ЕНВД, патент для ИП) при наличии наемных сотрудников.
По сути, онлайн-касса — это модуль, который автоматически в онлайн-режиме отправляет информацию о покупке в налоговую систему через фискальный накопитель.
В настоящее время для предпринимателей есть несколько вариантов. Дешевле всего — установить модуль на обычный кассовый аппарат, однако в этом случае его возможности будут довольно ограничены.
Кроме того, можно купить современную онлайн-кассу с дополнительным функционалом. Комплексное решение этого уровня, подходящее для малого и среднего бизнеса, предлагает, например, компания «МегаФон»: сама онлайн-касса, фискальный накопитель, услуги по передаче данных в налоговую инспекцию и SIM-карта со специальным тарифом.
Более сложное решение — аппаратно-программный комплекс, позволяющий гибко настраивать отчетность. Подобная товаро-учетная система позволит не только выполнить требования законодательства, но решить те задачи, до которых раньше не доходили руки: вести потоварный учет, учитывать закупки и товарные остатки, контролировать кассиров и оптимизировать ассортимент.
«Главный враг внедрения таких систем — кассиры и товароведы, которые часто выкладывают на прилавки магазинов свои товары, присваивая всю прибыль. Когда есть товаро-учетная система, это просто невозможно, никто не сможет лишить собственника прибыли», — поясняет Александр Жаринов.
Кроме того, формат фискальных данных постоянно меняется, а комплексные системы позволяют в будущем добавлять новые позиции для учета — в отличие от простых решений.