Эксперты: Развитие новых брендов создает точки роста для экономики Юга
Российская промышленность выросла в 2023 году на 3,5%, а её обрабатывающий сектор — на 7,5%. На рынок выходит все больше отечественных брендов, уверенно замещающих импортные, причем серьезная роль в обновлении российской экономики принадлежит югу России, считают эксперты. Общий вызов, который стоит как перед южной экономикой, так и перед экономикой РФ в целом, — нарастающий кадровый дефицит.
В прошлом году российские компании подали 123 тыс. заявок на регистрацию товарных знаков. Годом ранее таких заявок, по данным Роспатента, было 90 тыс., а в 2021 году — около 79 тыс.
«Это достаточно серьезная динамика. Наш конкурс растущих российских брендов «Знай наших» тоже ее подтверждает: когда мы проводили конкурс первый раз в 2023 году, было около 5 тысяч заявок, в этом году их в 2,5 раза больше — 12 тысяч. Запросов в Яндекс, связанных с российскими брендами, становится все больше и больше. Это то, о чем сейчас все говорят, к чему приковано внимание», — сказал объединенной редакции РБК Юг и Северный Кавказ директор специальных проектов Агентства стратегических инициатив (АСИ) Михаил Хомич.
При этом, по его словам, юг России на втором конкурсе брендов продемонстрировал настоящий рывок. «В «квартире Путина» — мы так стали называть выставку брендов-участников конкурса, которую посещал президент, — были бренды из Краснодарского края, из Ростовской области. К слову, о примерах удачного продвижения товаров. Тот самый бушлат, который подарили президенту, тоже из Ростова — это бренд «ДНК». Что касается других отраслей (АПК, промышленности), то очевидно, что эти бренды уже есть и в Краснодарском крае, и в Ростовской области. Сейчас это преимущественно крупный бизнес, но мы видим огромный потенциал у среднего и малого бизнеса», — отмечает Хомич.
Важно, что рост собственных брендов происходит не только в сфере креативных индустрий, где он традиционно более заметен, но и в других отраслях, в том числе в ИТ, производстве продуктов питания, потребительских товаров в целом. В регионах активно развивается практика создания «зонтичных» брендов, под которыми продвигаются самые различные группы товаров, а порой создаются или возрождаются целые отрасли.
«Если смотреть на Кубань, сейчас очень активно растет бренд «Выбирай сочинское». В рамках этого зонтичного бренда создается возможность для роста не только курортной составляющей, но и компаний в сфере промышленности, АПК. В том числе можно говорить о развитии субтропического сельского хозяйства, которое сейчас фактически получает новый системный стратегический старт и отчасти начинает развиваться в новом качестве, потому что появляется ниша агротуризма, появляется спрос на специфику территорий», — приводит пример президент AV Group, руководитель Совета Стратегов Алексей Крыловский.
Эксперт отмечает, что на юге в целом с 2021 года идет бурное развитие сразу нескольких направлений обрабатывающих производств. «Одну из самых ключевых моделей роста показали пищевые продукты (рост отгрузки составил около 212 млрд руб.) и напитки (плюс 75 млрд). Во многом это связано с тем, что мы научились создавать в рамках производственных процессов конечную продукцию: не просто выращивать, а обрабатывать, упаковывать, брендировать и продавать как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В частности, Ростовская область удивляет ростом и высокой долей обрабатывающей промышленности в общем экономическом росте. При этом речь идет о синергии больших проектов и малых, потому что если, например, усиливается «Ростсельмаш», то он становится заказчиком большого количества смежных продуктов, которые используются на производстве», — говорит Крыловский.
Активное развитие промышленного потенциала юга продолжится в ближайшие годы, считает председатель комитета Госдумы РФ по промышленности и торговле, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.
«Нынешние тенденции показывают, что в ближайшей перспективе драйверами промышленного роста юга будут авиастроение, транспортное и сельхозмашиностроение, пищевая и химическая промышленность, фармацевтика, производство стройматериалов, выпуск оборонной продукции. Этот макрорегион обладает значительным потенциалом, чтобы сохранять статус Южного полюса промышленного роста», — отмечает он.
Большие перспективы, по его словам, связаны с развитием юга страны как транспортно-логистического узла. «По оценкам экспертов, грузопоток на Азово-Черноморском направлении вырастет к 2030 году на 70% — до 300 млн тонн. Конечно, потенциал данного бассейна полностью не реализован. В процессе формирования технологической независимости страны наращивается выпуск новых наименований продуктов промышленности и сельского хозяйства. В ближайшее время будет значительно увеличиваться экспорт нашей конкурентоспособной продукции. Это надо учитывать в планах дальнейшего развития инфраструктуры», — считает Гутенев.
Еще одна точка роста юга — технологический кластер. По мнению Алексея Крыловского, именно юг с его курортами сегодня наиболее привлекателен для новых российских технологических компаний — сегодня условия для их развития создаются на государственном уровне.
«Во всем мире такие компании тяготеют к курортам, а не к каким-то загруженным технологическим мегаполисам — они будут разрабатывать технологическую составляющую там, где им хорошо. Так развиваются Калифорния, Барселона, Лазурный берег, Дубай и так далее. Поэтому для юга развитие технологических направлений — это просто колоссальная возможность роста на перспективу ближайших 20-30 лет», — отмечает эксперт.
При этом главной задачей новой российской экономики, без решения которой реализация новых возможностей затруднительна, становится нарастающий кадровый дефицит. «Кадры — это проблема номер один, мы столкнулись с ней на огромной скорости лоб в лоб. Нам очень долго казалось, что у нас есть свободные кадровые ресурсы, но все это осталось в прошлом. Прямо сейчас перед нами стоит вызов — повышать качество собственных кадров и максимально эффективно их использовать. Для этого нужно менять подходы на каждом уровне: во власти, в бизнесе, в образовании», — констатирует Крыловский.