Вино другого уровня: как на Юге развивается производство премиум-сегмента

Виноделы Краснодарского края фиксируют активно растущий спрос на премиальные вина. Некоторые винодельческие предприятия планируют увеличить объемы производства данной категории на 15-20% в ближайшие несколько лет и довести долю сегмента до 35% в общем обороте компании, выяснил РБК Краснодар.
По данным Роскачества, развитие премиум-сегмента виноделия в России активно началось около 10 лет назад. Долгие годы категорию премиального вина в стране полностью контролировал импорт, но сегодня ситуация меняется, и отечественные производители стремительно занимают эту нишу. По словам статс-секретаря — замминистра финансов РФ Алексея Сазанова, росту потребления и производства российского вина способствуют меры по защите внутреннего рынка, в первую очередь, повышенные пошлины на импортный товар.
«Ассортимент премиальных российских вин расширяется, и объем продаж в этом сегменте также растет. Кроме того, проходят многочисленные фестивали, ярмарки, конкурсы, составляются рейтинги, развивается гастрономический туризм. Благодаря этому россияне могут убедиться, что наши вина не хуже, а порой гораздо лучше зарубежных по соотношению цены и качества. Виноделов вдохновляет растущий интерес к премиальной продукции, поэтому вин высокого качества становится больше», — в интервью «Ведомостям» рассказал генеральный директор «Фанагории» Петр Романишин.
Южные премиальные
Кубанская «Фанагория» является одним из первопроходцев премиального виноделия в России. Первая в стране премиальная линейка вин «Крю Лермонт», виноград для которых был собран с определенного участка и с ограничением урожайности, появилась в 2005 году. На сегодняшний день почти 30% продукции винодельни относится к премиум-сегменту, прокомментировал заместитель генерального директора по развитию премиального направления «Фанагории» Игорь Сердюк.
В 2025 году одна из крупнейших виноделен Краснодарского края «Кубань-Вино» намерена выпустить 4 млн бутылок премиального вина, что составит 4,5% от общего оборота компании, рассказали в пресс-службе предприятия.
«Этот план подразумевает прирост в 65% по сравнению с 2024 годом, что обусловлено как планомерным развитием нашего производства, так и растущим спросом потребителей на фоне изменения цен на импортные вина», — говорится в сообщении.
Для расширения географического покрытия и наращивания объема продаж вина в «Шато де Талю» разработали новую стратегию, предусматривающую ребрендинг существующих позиций и создание новых, следует из финансовой отчетности компании за 2024 год. На предприятии планируется увеличение средней цены продажи с 360 до 555 руб. за бутылку за счет наращивания доли реализации премиального вина и снижения доли эконом-сегмента.
Премиальные вина сейчас занимают около 20% от общего объема производства «Шато де Талю», это на 30% больше, чем в 2024 году, рассказал коммерческий директор компании Даниил Бачалов. По его словам, такой рост обусловлен стабильным спросом и расширением рынков сбыта.
Некоторые предприятия региона в 2025 году только готовятся представить свои премиальные вина. Так, винодельня «Olymp Winery» в Крымском районе планирует выпустить первую линейку к концу текущего года. В 2024 году на винодельне заложили виноградники для первой партии премиум-вин, из урожая которых планируется создать 10 тыс. бутылок и распространить их через канал HoReCa.
«Мы давно думали над внедрением премиального сегмента и постепенно шли к этому. Основной задачей предприятия было заполнить рынок массового сегмента, и в этом направлении проделана большая работа. Нам потребовалось реконструировать производство для улучшения качества продукции, и мы сразу организовали это с заделом на возможность выпускать премиальные вина», — поделился главный винодел «Olymp Winery» Вячеслав Зотин.
Доверие потребителя растет
Положительная динамика в премиальном сегменте для «Фанагории» имеет устойчивый и долгосрочный характер. Она прослеживается на протяжении последних 5-6 лет и связана с осознанным потребительским предпочтением «пить меньше, но лучше».
«Российский потребитель постоянно повышает свой уровень винного образования, расширяет кругозор, и в его поле зрения попадают новые интересные категории качественных продуктов. Благодаря обратной связи с конечным потребителем, мы быстро реагируем на запросы потребителей, и в нашем ассортименте появляются новые премиальные продукты», — сказал Игорь Сердюк.
По словам Даниила Бачалова, спрос на премиальные линейки стабильно увеличивается. По собственным оценкам «Шато де Талю», количество постоянных клиентов в данном сегменте возросло примерно на 25–30% за последний год. Это подтверждает тот факт, что потребитель принял ценовую и продуктовую политику и стал активнее выбирать продукцию предприятия среди других брендов, считает заместитель гендиректора по развитию премиального направления.
По мнению Стефании Майоровой, управляющего партнера винодельческих брендов «Mantra estate» и «Magnatum», выпускающих премиальное вино из урожая собственных виноградников в «Долине Лефкадия», интерес потребителя к этому сегменту обусловлен, в первую очередь, импортозамещением.
«Люди, которые разбираются в вине, ищут для себя хорошие качественные альтернативы. На сегодняшний день среди российских производителей уже можно найти достойные образцы данных категорий», — сказала она.
Производство премиального вина включает в себя многие технологические моменты, которые влияют на удорожание продукции, но оно оправдано, так как развитие данного сегмента является имиджевой историей для самого предприятия и способствует повышению культуры потребления, отметил Вячеслав Зотин.
Все дороги ведут в HoReCa
Одним из самых распространенных каналов сбыта премиального вина выступает HoReCa, где в настоящее время особо остро ощущается нехватка данного сегмента. Среди причин дефицита представители отрасли выделяют недостаточные объемы производства и конкуренцию между каналами продаж. Опрошенные РБК Краснодар винодельни используют сегмент HoReCa в качестве одного из основных путей распространения продукции и планируют расширять свое присутствие.
По данным пресс-службы «Кубань-Вино», ключевую роль в расширении географии поставок премиум-вина играют специалисты и ритейл с соответствующей продуктовой корзиной, а также сегмент HoReCa.
Винодельня «Фанагория» реализует большую часть премиальной продукции через бутики и винотеки собственной сети, число которых в совокупности превышает 200 точек по всей России. По словам Игоря Сердюка, компания сегодня активно осваивает сетевую розницу и сегмент HoReCa.
Среди основных направлений сбыта премиального вина коммерческий директор «Шато де Талю» называет рынки Москвы и Санкт-Петербурга, а также центральной части России. Кроме этого, в компании отмечают растущий интерес Урала к премиум-продукции.
«Калининград — стабильно активный рынок, на Юге нас давно знают, и регион остается для нас стратегически важным. Параллельно мы расширяем присутствие в специализированной рознице и HoReCa и усиливаем представленность в локальных бутиках», — отметил Даниил Бачалов.
Стефания Майорова в качестве каналов сбыта продукции выделяет три категории: HoReCa, выступающую основной точкой реализации, сегмент Prive, включающий в себя частных корпоративных клиентов, и винотеки — непосредственно премиальной категории и те, что соответствуют параметрам и запросам винодельческих брендов.
Удержать цены
Общий уровень цен на вино, в частности премиальное, неизбежно растет вместе с инфляцией, однако «Фанагория» старается сдерживать их рост, чтобы у потребителя сохранялся доступ к качественным российским винам. По словам Сердюка, это удается делать благодаря собственной масштабной сырьевой базе и полному циклу производства на предприятии.
Винодельня «Шато де Талю» несколько лет держала цены стабильными, чтобы потребители могли попробовать вина компании и оценить их качество и цену. Однако, по оценке Даниила Бачалова, в 2025 году премиальные вина подорожали примерно на 8–11% в зависимости от их типа.
В «Кубань-Вино» РБК Краснодар рассказали, что компания придерживается унифицированной ставки инфляции для всех выпускаемых продуктов, учитывая изменения в себестоимости.
По словам Стефании Майоровой, цены на премиум-вина за последний год никак не изменились. В «Mantra estate» и «Magnatum» не планируют увеличивать цены и постараются сохранить их в ближайшие два года с целью формирования доверительных отношений с потребителем.
«В случае роста инфляции, а также цен на комплектующие, оборудование и ряд других составляющих, мы будем вынуждены в небольшом процентном отношении расти вверх. Есть еще ряд факторов, который, вероятно, может подтолкнуть нас к увеличению цены, но мы постараемся сохранить ее неизменной максимально долго», — сказала Майорова.
Устойчивое развитие
Управляющий директор Luding Group, одной из крупнейших дистрибьюторских компаний в России, Гарегин Шахмеликян считает, что у сегмента российских премиальных вин большой потенциал развития.
«Россия активно занимает новые ниши, и, хотя премиум-сегмент у нас на сегодняшний день небольшой, он активно развивается — и новые винодельни, в том числе небольшие семейные, и крупные производители внедряют новые интересные вина. Вместе с нашим партнером «Olymp Winery» мы готовим новые продукты и уже думаем над линейкой премиальных вин», — сказал Шахмеликян.
По оценке «Фанагории», доля компании в премиальном сегменте российского виноделия уже сейчас превышает 20%. Успех в данной категории дает предприятию возможность реинвестировать прибыль от высокомаржинальной продукции в развитие новых направлений, что является залогом устойчивого финансового развития, убежден Игорь Сердюк.
«Мы планируем наращивать свое присутствие в данном сегменте, но темпы прироста будут во многом зависеть от макроэкономических факторов, в первую очередь, от роста покупательной способности населения», — сказал он.
В «Кубань-Вино» также заявили о планах активно развивать продажи вин премиальной категории, расширяя ассортимент действующих продуктов и внедряя новые проекты. Так, в 2026 году компания уже запланировала увеличение данного сегмента еще на 20%.
Согласно планам «Шато де Талю», доля премиального сегмента на предприятии будет ежегодно увеличиваться на 15–20%. Коммерческий директор компании рассказал о том, что целью на ближайшие годы является доведение доли премиум-вин до 35% в общем объеме производства путем обновления линеек, маркетинга и усиления присутствия в ключевых точках продаж.
«Рост премиального сегмента напрямую влияет на повышение рентабельности и общую выручку. Это позволяет эффективнее планировать производство, инвестировать в развитие бренда и качество продукта, а также формировать более устойчивую финансовую модель», — отметил Бачалов.
По словам Стефании Майоровой, в регионе в 2028 году планируется достроить винодельческое хозяйство, на базе которого будут производить бренды «Mantra estate» и «Magnatum». В рамках нового производства, считает она, станет возможно увеличение объема выпуска премиальных вин.
«В связи с тем, что мы используем виноград, выращенный собственными силами, мы будем делать вина исходя из объемов посадок наших виноградников. Будем надеяться на хорошие климатические условия, чтобы качество, структура и стабильность нашего вина только увеличивались», — резюмировала Майорова.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен