Перейти к основному контенту
Экономика впечатлений⁠,
0
Эксклюзив

На курорт как на работу: как в Сочи растет сегмент делового туризма

Число ночевок деловых туристов выросло на 10-15% в 2024 г.
Объем российского рынка делового туризма увеличился на 25% в 2024 году, следует из данных Минэкономразвития РФ. Как Сочи и Краснодарский край могут улучшить свои позиции, узнал РБК+Юг в диалоге с экспертами
Фото: пресс-служба курорта «Роза Хутор»
Фото: пресс-служба курорта «Роза Хутор»

Сегодня в России деловой туризм становится все более востребованным направлением, ввиду общего экономического роста, развития корпоративной культуры компаний, а также переориентации на внутренние путешествия по стране. Эксперты относят к деловому туризму не только обычные командировки, но и направление MICE*.

В целом, рынок делового туризма в России по итогам 2024 года достиг объема в 1 трлн руб., сообщает Союз агентств делового туризма (САД). Спрос на отечественную гостиничную инфраструктуру со стороны деловых путешественников в 2024 году увеличился на 17% по сравнению с 2023 годом и на 40% относительно допандемийного уровня.

«Деловой туризм и командировки всегда идут в фарватере динамики экономического развития. Если экономика растет, то корпорации увеличивают бюджеты на командировки своих сотрудников. В 2024 году количество командировок выросло, по разным оценкам, на 8-12%», — пояснил вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) по деловому туризму, заместитель генерального директора компании «Академ-Онлайн» Александр Курносов.

На карте России в числе регионов-лидеров в сегменте делового и MICE-туризма выделяется Краснодарский край. Так, согласно данным исследования рынка корпоративных мероприятий в РФ, проведенного Выставочным научно-исследовательским центром R&C (ВНИЦ R&C) совместно с MICE Excellence в 2024 году, Кубань заняла третье место среди самых популярных регионов для проведения мероприятий, уступив только Москве и Санкт-Петербургу.

В Краснодарском крае наиболее востребованным для делового туризма и MICE является Сочи. По подсчетам САД, в 2024 году численность ночевок и деловых туристов в Сочи выросла на 10-15%. В 2025 году эксперты прогнозируют рост рынка делового туризма в городе на 10%. Продолжит свое развитие и формат поездок «бизнес + отдых» (bleisure*-туры), поскольку современные гости стремятся получить от путешествия максимум, убеждены в САД.

Чтобы отвечать на растущий спрос, Сочи необходимо сохранять темпы развития инфраструктуры и расширять свою представленность на рынке деловых мероприятий. В целом, значительно усилить позиции Краснодарского края позволило бы создание полноценного конгрессного бюро, считают эксперты.

Деловые туристы выбирают Сочи

По данным САД, среди распространенных целей деловых поездок в Краснодарский край — открытие новых производств, решение вопросов развития аграрного сектора, виноделия, строительство транспортной и портовой инфраструктуры.

«По информации некоторых отелей Сочи, в 2024 году количество деловых мероприятий выросло по сравнению с 2023 годом от 5% до 28%. По сравнению с 2023 годом стоимость ночи в отеле для деловых туристов выросла на 23,78%, а число бронирований — на 74%. Спрос в регионе стабильно высокий. Отметим, что деловые туристы готовы рассматривать и глэмпинги, и гостевые дома, которые сейчас активно развиваются», — рассказал редакции журнала РБК+Юг исполнительный директор Союза агентств делового туризма Павел Васин.

По словам заместителя генерального директора по маркетингу и продажам горного курорта «Роза Хутор» Рушана Сабирова, в 2024 году курорт принял 50 тыс. гостей в рамках различных корпоративных мероприятий.

«Это рекордный показатель с 2018 года, и он стал наглядным подтверждением того, что бизнес все чаще выбирает горные ландшафты как вдохновляющую площадку для встреч, где рождаются сильные идеи. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество участников корпоративных мероприятий выросло на 20%, что свидетельствует о растущем интересе со стороны компаний к этому уникальному месту», — сказал Сабиров.

О росте направления сообщили и в сети отелей Mirror Hotels. Так, в первом квартале 2024 года средняя заполняемость отелей сети за счет корпоративных клиентов составляла 65%, в то время как в первом квартале 2025 года этот показатель достиг 82%.

«Общая выручка от проведения конференций, семинаров, тренингов и тимбилдингов в наших отелях выросла на 35% по сравнению с аналогичным периодого прошлого года», — прокомментировала руководитель корпоративных продаж Mirror Hotels Елена Баранова.

По ее мнению, рост спроса на корпоративный туризм обусловлен несколькими факторами: стремлением компаний укреплять корпоративные связи и повышать мотивацию персонала, а также повышением конкуренции в кадровой сфере. Это стимулирует компании инвестировать в развитие персонала и использовать выездные мероприятия как инструмент повышения лояльности и привлечения сотрудников.

Отель «Жемчужина» в 2024 году принял порядка 20 тыс. деловых туристов, прирост по отношению к прошлому году составил около 15%. В первом квартале 2025 года здесь побывало более 7,5 тыс. туристов — участников деловых мероприятий, динамика также сохраняется на уровне 15%.

По словам директора девелопера ГК «Точно» Анастасии Маслехи, MICE-мероприятия предоставляют участникам платформу для общения с коллегами, обмена опытом и укрепления деловых связей. Их основная ценность в том, что они представляют возможность для неформального общения.

«Качество деловых мероприятий для профессионального сообщества строителей за последние два года значительно возросло. Это в полной мере относится и к Всероссийскому Жилищному конгрессу, который является очень полезным для нашей компании. ГК «Точно» регулярно участвует в подобных форумах: для нас это возможность устанавливать новые деловые связи, демонстрировать проекты профессиональному сообществу риелторов и, как следствие, увеличивать продажи», — отметила Маслеха.

Конкурентные преимущества

По мнению экспертов, компании чаще всего выбирают именно регионы Юга России для проведения мероприятий, потому что большинство субъектов здесь обеспечены необходимой инфраструктурой. Так, во ВНИЦ R&C выделили несколько преимуществ Краснодарского края.

«Краснодарский край располагает сильной материальной базой для организации мероприятий любого масштаба. Это создает комфортные условия для приема участников крупных событий и туристов. [...] Также Краснодарский край активно продвигает себя в качестве событийной дестинации: созданы четыре узнаваемых территориальных бренда, утверждена концепция развития туризма до 2035 года, регион регулярно участвует в крупнейших российских отраслевых мероприятиях событийной индустрии», — пояснила генеральный директор ВНИЦ R&C Дарья Островская.

Отмечается и богатый опыт края в проведении масштабных международных мероприятий, таких как гонки Формулы-1, международный форум «Античное наследие России», Всемирный фестиваль молодежи, форум БРИКС, Совет глав правительств СНГ и др.

По словам генерального менеджера отелей Golden Tulip Rosa Khutor 4* и Tulip Inn 3* Rosa Khutor Владимира Шуванова, основными клиентами в сегменте MICE являются крупные федеральные и международные компании.

«Компании совмещают деловую часть с возможностями для отдыха и тимбилдинга. Тренд bleisure сегодня особенно популярен, и «Роза Хутор» соответствует этим ожиданиям: здесь современные площадки для конференций, комфортные отели, горные и природные активности», — подчеркнул Шуванов.

Коммерческий директор ГК «Семья» Ангелина Радько рассказала, что для крупных компаний участие в различных мероприятиях, таких как конференции, выставки и форумы, важно по двум причинам: это позволяет развивать имидж компании, также такие события сами по себе являются элементом тимбилдинга.

«Сочи — это интересная локация для деловых мероприятий благодаря южному субтропическому климату, наличию инфраструктуры для размещения участников мероприятий. Например, в Сириусе прекрасно развиты гастрономические заведения, крупные площадки расположены близко, что очень удобно», — пояснила Радько.

По словам Рушана Сабирова, сегодня корпоративный туризм — это не только залы и проекторы, но и эмоции, связи. Компании ищут не просто локацию, а новый опыт. Повышенный спрос на MICE-пространства подтверждает, что корпоративная культура переживает перезагрузку, убежден эксперт.

«Увеличение числа корпоративных мероприятий на курорте «Роза Хутор» в 2024 году на 33% по сравнению с 2023 годом говорит о переменах в настроениях деловой среды. Компании уходят от стандартных конференц-залов и выбирают живые, вдохновляющие пространства. Здесь легко совместить утренний брифинг с вечерним подъемом на вершину или деловой ужин с созерцанием захватывающих видов гор», — сказал Сабиров.

Новые вершины для MICE в Сочи и на Кубани

По мнению вице-президента АТОР по деловому туризму Александра Курносова, чтобы расти и дальше в части развития событийного делового туризма, Сочи необходимо наращивать номерной фонд, количество новых площадок для мероприятий, а также расширять границы туристического сезона.

«Сдерживающие факторы в развитии делового туризма на Юге в целом — это закрытые аэропорты, необходимость в появлении новых MICE-площадок и гостиниц, недостаточно высокое использование инфраструктуры в межсезонье», — рассказал Курносов.

Гендиректор ВНИЦ R&C Дарья Островская отметила, что повысить привлекательность Кубани как региона для MICE-туризма позволило бы создание конгресс-бюро, которое бы не только продвинуло регион как локацию, но и выступало бы инициатором событий.

«Как показывает опыт, наличие таких структур в регионе существенно улучшает их позиции на рынке. В качестве примера можно привести Свердловскую область с Уральским конгресс-бюро и Санкт-Петербург, где одним из первых в РФ было создано Конгрессно-выставочное бюро. Регион мог бы добиться еще большего успеха при активизации усилий по продвижению своего туристического и событийного потенциала на международном уровне», — рассказала Островская.

В САД также отметили, что для Сочи стало бы большим преимуществом возобновление здесь крупных деловых мероприятий финансовой тематики, например, Российского инвестиционного форума (РИФ), который не проводился в городе с 2019 года.

По мнению коммерческого директора «Метрикс Development» Юлии Сидоровой, в целом сегодня для индустрии MICE точкой роста является грамотное распределение деловых ивентов в рамках программы одного масштабного мероприятия.

«Из-за слишком плотного расписания часто не получается попасть на большее количество сессий. Но нам максимально интересны выставки разного формата, где мы находим партнеров и можем рассказать о своих проектах», — пояснила Сидорова.

Каким будет деловой 2025 год для Сочи

Отельеры Сочи ожидают в 2025 году стабильный рост в сегменте MICE-туризма. Так, отель «Жемчужина» рассчитывает принять на 15-17% больше деловых туристов по сравнению с прошлым годом.

«В 2025 году мы ожидаем дальнейший рост корпоративного потока. Уже сейчас на второй и третий кварталы забронировано более 60% доступных дат. Возвращаемость клиентов растет: на 30% больше компаний провели у нас повторные мероприятия. Это результат качественного сервиса, гибкого подхода и высокой клиентоориентированности команды», — отметил генеральный менеджер отелей Golden Tulip Rosa Khutor 4* и Tulip Inn 3* Rosa Khutor Владимир Шуванов.

В cети отелей Mirror Hotels зафиксировали увеличение количества запросов от корпоративных клиентов на организацию мероприятий на 42% в 2025 году по сравнению с 2024 годом.

«С января по май 2025 года мы наблюдали увеличение количества групповых бронирований для корпоративных мероприятий на 28% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года», — отметила руководитель корпоративных продаж сети Елена Баранова.

*MICE (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions) — отрасль делового туризма, связанная с различными корпоративными мероприятиями

Другие материалы читайте в свежем выпуске журнала РБК+Юг и Северный Кавказ

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 9 декабря
EUR ЦБ: 89,71 (+1)
Инвестиции, 01:36
Курс доллара на 9 декабря
USD ЦБ: 77,27 (+1,18)
Инвестиции, 01:36
Все новости Краснодар
Путин обновил состав СПЧ Политика, 01:44
Axios сообщил о попытках США отдалить Зеленского от европейских союзников Политика, 01:31
В Netflix раскрыли позицию Трампа насчет выкупа студии Warner Bros. Бизнес, 01:13
Трамп заявил, что «ничего» не дал Украине Политика, 01:02
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
В трех аэропортах Северного Кавказа ограничили полеты Политика, 01:00
Трамп оценил статью о «бессильной» Европе в стороне от мира на Украине Политика, 00:46
Подведите итоги года правильно
с интенсивом от РБК
Пройти интенсив
Конец эры в «Формуле-1». Почему гонщики опасаются нового сезона Спорт, 00:30
В ЮАР радиоведущей предъявили обвинение в вербовке в армию России Политика, 00:25
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Белоруссия поставила рекордный объем бензина в Россию. Что это значитПодписка на РБК, 00:01
Глава СК предложил расширить применение конфискации в делах о коррупции Политика, 00:00
Александр Бастрыкин: «Борьба с коррупцией – это марафон» Мнение, 00:00
В аэропортах Краснодара и Волгограда ограничили полеты Политика, 08 дек, 23:38