Кадровый конфликт: «Таманьнефтегаз» выиграл суд с бывшими сотрудниками
В Краснодарском крае завершился судебный процесс между компанией «Таманьнефтегаз» и шестью ее бывшими сотрудниками, которые пытались оспорить свое увольнение. Темрюкский районный суд признал доводы истцов несостоятельными и вынес решения в пользу работодателя. Об этом говорится в материалах суда (есть в распоряжении РБК Краснодар).
Как следует из материалов дела, причиной конфликта послужило изменение определенных условий трудового договора работников транспортного подразделения в 2022 году. Истцы настаивали, что «Таманьнефтегаз» в нарушение трудового законодательства в одностороннем порядке изменила трудовую функцию работников и перевела их на повременно-сдельную форму оплаты труда. Так, должности машиниста грейдера и машиниста катка были замещены на машиниста строительных и дорожных машин (СДМ), а водители самосвалов, седельных тягачей и трубоплетевозов стали «водителями категорий C, E». Бывшие работники указали, что это добавило круг обязанностей, не свойственных указанной в трудовом договоре должности.
По мнению истцов, увольнение следовало признать неправомерным еще и на том основании, что с новыми должностными инструкциями их не знакомили, а в уведомлении работодателя были указаны не все пункты трудового договора, которые планируется изменить. В связи с этим истцы требовали признать незаконным и отменить расторжение трудовых договоров, восстановить их в должности, взыскать с ответчика размер среднего заработка за время простоя и моральную компенсацию в 20 тыс. рублей.
Представители «Таманьнефтегаза» опровергали доводы бывших сотрудников и просили отказать в удовлетворении иска. В компании объяснили, что изменения трудовых договоров потребовались для повышения эффективности транспортного подразделения и перераспределения нагрузки между должностями. Корректировки коснулись только названия должностей, структурных подразделений и системы премирования, при этом изменения трудовых функций, перевода на новую систему оплату труда и сокращения штата не было. В компании в связи с этим поясняли, что нововведения призваны повысить эффективность работы транспортного подразделения, часть сотрудников которого большую часть времени фактически простаивала.
«С целью проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда у ответчика возникла объективная потребность внести изменения в некоторые обязанности работников отдела спецтехники, не затрагивая сути их трудовой функции, в связи с чем было осуществлено перераспределение нагрузки на конкретные должности путем объединения нескольких подтипов спецтехники в один вид и, как следствие, были распределены по автоколоннам No 1 — 7, а должности соответственно переименованы по виду спецтехники. Перевод на другую должность не свидетельствует о сокращении штата», — говорится в документах суда.
Из материала дела следует, что сотрудников подразделения «Таманьнефтегаз» оповестили об изменении условий трудовых отношений за два месяца. Их также уведомили о введении новой системы премирования. После того, как истцы не предоставили письменного согласия на работу в новых условиях, «Таманьнефтегаз» предложил несколько вакантных должностей, соответствующих квалификации и состоянию здоровья.
Так как от этой работы сотрудники тоже отказались, ответчик после 31 мая 2022 года расторг с ними трудовой договор по истечении двухмесячного срока после уведомления.
Участвующий в делах помощник прокурора Темрюкского района Краснодарского края в судебном заседании пояснил, что требования истца не подлежат удовлетворению, поскольку процедура увольнения была соблюдена. Оснований для удовлетворения исковых требований нет.
Темрюкский районный суд, изучив позиции сторон и прокурора, признал доводы истцов несостоятельными и отказал бывшим работникам в удовлетворении всех требований по каждому из шести дел.
«Ответчиком представлены в суд доказательства, что изменение определенных сторонами условий трудового договора явилось следствием изменений организационных и технологических условий труда. Доводы истца и его представителя о том, что организационные изменения, которые прошли у ответчика, не могли привести к невозможности сохранить прежнюю систему оплаты труда, а переход на повременно- сдельную форму оплаты труда должен был осуществляться только по соглашению с работниками, суд считает несостоятельными», — указано в резолютивной части одного из дела.
«Сама эта ситуация со стороны выглядит странной, поскольку Таманьнефтегаз — один из ключевых работодателей не только в Темрюкском районе, но и далеко за его пределами. Каждое утро в порт Тамань приезжают сотни человек, например, из Анапы и Новороссийска. Для многих дорога в одну только сторону занимает 2-3 часа. Такие логистические неудобства компенсируются условиями — всех работников привозит и увозит корпоративный транспорт, а зарплата в компании на 60-70% превышает средние оклады по всему Краснодарскому краю», — комментирует политолог Филипп Грузин.
Генеральный директор Национальной юридической компании «Митра» Юрий Мирзоев считает, что в данном случае действия работодателя были верными. По мнению эксперта, в подобных спорах причиной конфликта редко становится непонимание условий и формулировок трудового договора, которые привели бы к заблуждению сотрудников.
По его словам, избежать конфликтов с кадрами бизнесу поможет соблюдение трудового законодательства, закрепление локальных трудовых актов.
«Если работник что-то не подписывает, необходимо все письменно оформлять, привлекать как минимум двух свидетелей, можно из числа сотрудников работодателя, чтобы они свидетельствовали те или иные факты. Но какого-то единственного совета не существует. Просто надо все делать в соответствии с трудовым кодексом», — прокомментировал Юрий Мирзоев.