Перейти к основному контенту
PROтуризм ,  
0 
Эксклюзив

Деньги из праздника: как Олимпиада повлияла на событийный туризм в Сочи

Эксперты считают, для развития событийного туризма в Сочи нужен комплекс новых решений, связанных с транспортной доступностью курорта, маркетингом и наращиванием спортивных мероприятий
Фото: РБК Краснодар
Фото: РБК Краснодар

После Олимпиады Сочи продолжает развиваться и привлекать гостей со всего мира. По официальным данным администрации города-курорта, за последние 10 лет Сочи принял 64 млн туристов. Турпоток в 2014 году составлял 5,6 млн человек, а в 2023 году уже на 40% больше — 7,6 млн.

Еще до 2014 года в Сочи проводились форумы, фестивали и мероприятия различного уровня. Как отмечают эксперты, оставшаяся после проведения XXII Олимпийских зимних игр инфраструктура позволила увеличить количество и масштаб таких мероприятий. Важную роль в этом сыграли расширение дорожной сети, строительство новых современных площадок и кратное увеличение номерного фонда.

10 лет спустя

«Достижение этого периода — Красная Поляна задала нам новые стандарты горнолыжного отдыха. Это вполне европейский курорт. Многие люди, которые катались в Европе сейчас с удовольствием едут кататься на Красную Поляну и чувствуют себя почти как в Европе. Важно, что за эти 10 лет сформовался формат летнего отдыха в горах. Если раньше Красная Поляна не воспринималась как летняя локация, то теперь мы видим, что загрузка отелей летом превышает загрузку тех же отелей зимой», — рассказывает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Сергей Ромашкин.

Объекты, построенные к Олимпийским играм в Сочи, стали главными достопримечательностями и популярными местами для проведения различных мероприятий, многие из которых были преобразованы и адаптированы под концерты, фестивали, выставки, спортивные соревнования и другие события, говорит вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. Это позволяет привлекать как местных жителей, так и туристов, которые приезжают специально для посещения таких мероприятий, уверен эксперт.

«Уникальную базу инфраструктуры и в Сочи, и в Сириусе сегодня можно рассматривать, как единый туристический кластер. Он наиболее востребован. Мы это видим. В марте здесь пройдет крупнейшее международное мероприятие — Всероссийский фестиваль молодежи. До ковида мы были свидетелями Чемпионата мира по футболу, Формулы-1. Как спортивные, так и деловые мероприятия нашли прописку на Юге России, для этого здесь есть все условия», — сказал Барзыкин.

Современные и технологичные транспортные объекты, гостиничный фонд, спортивные объекты — все это позволяет сегодня проводить спортивные, развлекательные и MICE события мирового уровня, считает исполнительный директор Ассоциации операторов индустрии развлечений и событийного туризма (АИРИС) Дмитрий Анфиногенов.

«В Сочи появилось 11 крупных олимпийских объектов, которые сами по себе стали местными достопримечательностями. И это, не считая выросшего объема средств размещения, сети транспортной инфраструктуры и рекреационных зон. Спортивные комплексы используются как тренировочные базы, на стадионе «Фишт» и во Дворце Спорта регулярно проходят соревнования различного уровня. Не забудем про период проведения в России Чемпионата Мира по футболу в 2018 году, когда олимпийская инфраструктура Сочи снова была задействована для проведения спортивных мероприятий мирового уровня», — сказал председатель комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев.

В 2024 году власти Сочи намерены закрепить статус города как столицы событийного туризма страны, курорт примет масштабные музыкальные и молодежные фестивали.

«Полным ходом идет подготовка к знаковым для нашего города мероприятиям — в феврале вместе со всей страной отпразднуем десятилетие Зимних Олимпийских игр в Сочи, а в марте состоится Всемирный фестиваль молодежи. Наш курорт продолжим и дальше развивать как крупный центр событийного туризма в России», — комментировал мэр Сочи Алексей Копайгородский.

Больше всего выиграли отели

Эксперты отмечают, развитие событийного туризма в Сочи особенно сказалось на развитии гостиничного бизнеса. При объявлении каких-то крупных мероприятий выигрывают не сами олимпийские объекты, а прежде всего, отели, считает председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов.

По данным администрации Сочи, в период 2007-2014гг. номерной фонд города-курорта вырос с 53,6 тыс. человек до 94,7 тыс. (в 1,7 раз), в период 2014-2024гг. — до 200 тыс. (более чем в 2 раза).

«Когда мы говорим об инфраструктурном наследии Олимпиады-2014, это, прежде всего, отели и дороги», — уверен Сергей Ромашкин.

Мероприятия — это один из наиболее эффективных инструментов стимулирования турпотока, особенно в межсезонье, считает заместитель генерального директора по маркетингу и продажам горного курорта «Роза Хутор» Рушан Сабиров.

«Это позволяет увеличить загрузку отелей и инфраструктуры, значительно повысить средний чек, в целом раскрыть потенциал курорта и сформировать его положительный имидж. Во время этих мероприятий рост среднего чека составлял от 2,92% до 116,92%, а заполняемость отелей увеличивалась до почти 90%, что для межсезонья довольно высокий результат», — прокомментировал Рушан Сабиров.

По словам Сабирова, число фестивалей и число их участников растет. Так осенью 2022 года на курорте впервые прошел Фестиваль New Star Weekend. В 2022 году в нем участвовали 2,3 тыс. человек, в 2023 году — уже 7 тыс. человек.

«Ежегодно у нас проходит более 200 различных MICE мероприятий и их количество также растет минимум на 50% в год. Курорт очень популярен среди российского бизнеса, а также является постоянной локацией для таких крупных отраслевых мероприятий как: Форум «Движение», Фестиваль «Новый сезон», Форум «Этажи», Фестиваль «Протанцы», Фестиваль «От винта» и других. Большую популярность набирает и формат Bleisure — сочетание бизнеса и отдыха в рамках корпоративных мероприятий», — рассказал Сабиров.

Как рассказали в пресс-службе курорта «Красная Поляна», MICE вносит весомый вклад в общий турпоток курорта: развлекательные и деловые мероприятия посещают более 100 тыс. человек ежегодно. Выручка от событийных мероприятий на курорте, по словам директора по продажам курорта «Красная Поляна» Анастасии Молочковой, в 2023 году выросла в 1,5 раза к прошлому году и составила полмиллиарда руб.

Дмитрий Анфиногенов подчеркнул, трендом последних лет является круглогодичная заполняемость курортов горного и прибрежного кластеров, на что, главным образом, влияют события, организованные на курорте.

«Вне зависимости от месяца, туристы находят себе занятие. Следствием этого становится увеличение среднего чека на развлекательные услуги и питание. Чем больше ярких и разнообразных событий проходит, тем больше туристов стремится в локацию их проведения. Можно обратить внимание на успешный кейс Red Arena. В списке мероприятий арены уже есть: ледовые шоу, турниры ведущих бойцовских промоушенов, концерты звезд эстрады, а также деловые мероприятия, такие как: Форум туристических территорий, встреча «Клуба 500», Urban форум и многие другие», — сказал Анфиногенов.

Событиям не хватает дорог и места

По словам Богданова, развитие событийного туризма в Сочи спустя 10 лет после Олимпиады продолжает активно развиваться и привлекать туристов различных возрастных групп. Это, в свою очередь, требует решения новых задач, связанных с транспортной доступностью курорта.

«Сейчас возможности аэропорта, вокзала или автомобильных дорог не позволяют обеспечить стопроцентную заполняемость тем объектам, которые существуют. В ближайшие 1-2 года прибавится много новых объектов размещения. И, соответственно, логистику необходимо подтягивать, а с этим пока большие сложности. Это процесс не быстрый, а отели нужно заполнять уже сейчас», — отметил председатель экспертного совета АМОС.

Кроме того, по мнению Богданова, сегодня событиям в Сочи и Сириусе элементарно не хватает конференц-залов.

«Не хватает конференц-залов, хороших, грамотных, когда есть общая площадка, залы для занятий по группам, когда есть большая зона для кофе-брейка и когда все это по нормальной доступной цене. Когда есть парковками и возможность смонтировать хорошую сцену или, наоборот, убрать ее. Хорошее освещение, хороший, звук, хорошая шумоизоляция — вот таких качественных площадок Сочи и Сириусу сильно не хватает. Те, что есть загружены, или нуждаются в масштабной серьезной реновации», — отметил эксперт.

Переоценка ценности событий

Олимпиада подтолкнула развитие массового туризма в регионе, но он не связан с событиями, считает вице-президент АТОР Сергей Ромашкин.

«Наши туристы, когда едут в Сочи, никогда не интересуются, будет ли там что-то происходить в это время. Они едут просто отдыхать. Но если случайно так совпадет, что в городе будет какая-то активность, то они могут стать участниками этого события, но не наоборот. Российские туристы не выберут какие-то события, чтобы специально поехать в Сочи. То же самое относится и к другим городам. В Москве, например, мега-событие — это день города. Оно очень близко москвичам, но совершенно не близко туристам. Они избегают приезжать в Москву в день города, потому что заполнены улицы, это поражение движение транспорта, невозможность попасть в какие то интересные локации без очереди, музеи переполнены», — пояснил Ромашкин.

По мнению эксперта, в России в целом не существует сегодня таких событий, которые бы привлекали значительный поток туристов.

«Нет такого события, который бы заставил туриста прилететь, например, из Владивостока в Сочи. Проблемы не в локации и не в инфраструктуре, а в том, что супер-события невозможно поставить на поток. Сегодня таким событием может стать, например, концерт Мадонны. Такое событие привлекает, и люди готовы потратили 30 тыс. руб. на билеты в Сочи, чтобы посетить концерт Мадонны. Вопрос только, почему Мадонна должна приехать в Сочи», — рассуждает эксперт.

По мнению Ромашкина, властям для привлечения туриста нужно отталкиваться от его интересов и того, что заставит специально приехать в город.

«Участников туристической отрасли нужно регулярно информировать о событиях, которые происходят в городе, вести календарь событий. Я такой календарь не видел года три, при том, что являюсь активным участников этого рынка. Если администрация Сочи хочет развивать событийный туризм, то нужно информировать население и формировать афишу, планировать ее. Если нет информации, то туристам трудно спланировать свой отдых именно в этом городе», — заключил Ромашкин.

Неспортивные

Объекты спортивной инфраструктуры, в отличие от отелей, загружены по-разному, говорит Богданов.

«Где-то в режиме нон-стоп. Но главный стадион «Фишт» работает не так часто, как потенциальным зрителям хотелось бы. Спортивные объекты, такие как санный комплекс, например, не сильно загружены, керлинг переформатировали под другие виды активностей. Ситуация гибкая и подстраивается под события, которые быстросменяемы. Но спортивных мероприятий хотелось бы больше. Причем и зимой и летом», — сказал Богданов.

Несмотря на усилия заполнить спортивные объекты мероприятиями, они все равно остаются не задействованными и становятся финансовым и пространственным бременем для города, считают эксперты.

«Если мы говорим о спортивных объектах, то конечно судьба их довольно печальна. Что-то происходит в Ледовом дворце и на стадионе «Фишт», но событий не хватает. Нельзя сказать, что эти спортивные объекты в полной мере освоены. Все-таки большую часть года они пустуют. Да, наверное, экономика этих объектов не очень хороша. В условиях какого-то стабильного развития можно было бы попытаться наполнить их событиями, но сначала ковид подорвал все выставочные мероприятия по всему миру, потом СВО сократила спрос со стороны компаний на такие события», — сказал Сергей Ромашкин.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Краснодар
В ДТП с маршруткой в подмосковном Щелково пострадали 10 человек Общество, 20:05
Слишкович рассказал о целях на посту и.о. главного тренера «Спартака» Спорт, 20:04
Политолог Суздальцев назвал провокацией сообщение о своем задержании Политика, 20:02
В Тверской области бывший кандидат в депутаты признался в убийстве жены Общество, 19:55
В Сербии увидели угрозу для ООН из-за резолюции о геноциде в Сребренице Политика, 19:52
В Калужской области ПВО сбила несколько дронов Политика, 19:41
Финляндия попросила у ЕС денег на поддержку граничащих с Россией регионов Политика, 19:10
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Акинфеев впервые с августа 2023 года остался в запасе ЦСКА в матче РПЛ Спорт, 19:01
На Украине попытка вручить повестки привела к конфликту со стрельбой Политика, 18:50
В Липецкой области нашли обломки двух летательных аппаратов Политика, 18:44
В «Спартаке» отреагировали на информацию об интересе к Юрану Спорт, 18:40
Гол на последних секундах принес «Балтике» победу над «Крыльями Советов» Спорт, 18:28
Макрон встретился с экс-главредом «Новой газеты» Муратовым Политика, 18:21
Премией Russian Hospitality Awards отмечены 6 отелей Сочи и Краснодара Краснодар, 18:02