Made in Krasnodar: как краснодарский бизнес завоевывает Россию
«Краснодарский парень»
Первая бургерная «Краснодарский парень» открылась в кубанской столице в мае 2016 года. Ее создателями стали предприниматели Евгений Четвергов и Юрий Рой. Работу в сфере общепита они начали с 2015 году, вложив 400 тыс. рублей в открытие кафе Giro History.
«Однажды мы бросили насиженные офисы и метнулись в неизвестность создавать собственный бизнес. Променяли теплые места на фартук, поднос и чуть ли не на «Свободная касса!» Тогда это могло казаться безумием, но сейчас — нет», — рассказали РБК Краснодар бизнесмены.
Giro History проработало год, но так и не стало востребованным, после чего всего за одну ночь заведение переделали в «Краснодарского парня». В итоге проект оказался успешным — на оборот в 2 млн рублей «бургерная лавка» вышла уже через полгода. Создатели заведения решили ориентироваться преимущественно на мужскую аудиторию, позиционируя ресторан как «место, чтобы побыть собой». Основной упор делали на количестве мяса (в некоторых бургерах подается до четырех котлет), а также на их размерах и весе (самый большой бургер «Фёдор» весит 1 килограмм).
По словам Евгения Четвергова многие идеи, реализованные в «Краснодарском парне» в качестве эксперимента, стали впоследствии мейнстримом и получили распространение во многих других заведениях такого формата. Например, «Краснодарский парень» стал одним из первых заведений, где к бургерам начали подавать перчатки.
Развитие франшизы началось в 2017 году с Санкт-Петербурга. Как вспоминают партнеры, заведение там открыли «без рекламы, без франчайзингового пакета и даже без презентации».
«Мы не собирались делать франшизу. Мы с самого начала хотели сделать крутой местный проект, который станет легендарным. Но после статьи на одном из модных московских сайтов к нам начали обращаться люди с просьбой открыть заведения в своих городах, и мы поняли, что нужно запускать франшизу», — рассказал РБК Краснодар Юрий Рой.
После успешного запуска в Санкт-Петербурге в течение 2017 года партнеры открыли четыре заведения в городах России, а в следующем году — еще десять.
В настоящее время под брендом «Краснодарский парень» работают 17 заведений в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Архангельске, Кирове, Ульяновске, Ставрополе и других городах. Кроме того, в 2018 году франшиза запустилась в крупнейшем городе Казахстана — Алматы. По итогам 2018 года оборот компании достиг 100 млн рублей.
По собственным данным «Краснодарского парня», ежедневно им поступает не менее пяти заявок на открытие заведений. Многим приходится отказывать — чаще всего, из-за непонимания потенциальными франчайзи специфики проекта или его идеологии, а также из-за неготовности некоторых много и упорно работать.
Из Краснодара контролируют все, что связано с запуском и работой бургерной, — от выбора места и оформления заведения до меню, оказывая при этом всю необходимую помощь.
Одинакового качества блюд по всей было добиться непросто, признают создатели «Краснодарского парня». Для того, чтобы добиться полноценного контроля, пришлось заново переписать договоры франчайзинга и перезаключить их со «старыми» партнерами.
Сейчас «Краснодарский парень» планирует стать крупнейшей сетью «авторских» бургеров — для этого, в частности, был расширен отдел продаж и улучшена система автоматизации, которая должна свести к минимуму человеческий фактор.
В 2019 году Юрий Рой и Евгений Четвергов также открыли в Краснодаре первый гриль-бар «Ребра и цыпочки» — первое в городе заведение, сосредоточенное именно на ребрах и блюдах из курицы.
«Идея появилась после посещения подобных заведений в Петербурге, которые крайне востребованы. Мы увидели в этом что-то необычное. Ребра — интересная часть кухни, но в «Краснодарском парне» мы не могли полноценно реализоваться в их приготовлении. Бургерная у нас моноформатная, а здесь мы можем задействовать фантазию в полной мере», — отмечает Евгений Четвергов.
Партнеры рассматривают возможность превращение «Ребер и цыпочек» в сеть с выходом в другие города Краснодарского края и регионы России, но планируют развивать ее не по франшизе, а самостоятельно.
«Опыт работы нам показал и плюсы, и минусы франчайзинговой модели. Новый проекты мы хотим масштабировать своими силами, оставив все филиалы под личным управлением», — пояснил Юрий Рой.
Smile Time
Проект экспресс-фотосессий Smile time, также появившийся в Краснодаре, можно назвать одним из самых быстро растущих в сегменте малого бизнеса: за два года работы географию его присутствия удалось расширить до 50 городов России.
Создатели проекта — сестры-близнецы Софья Бойченко и Анастасия Байтулина. Идея открытия сервиса появилась у них, когда девушки находились в декретных отпусках по уходу за детьми. При этом обе никогда ранее не занимались профессиональной фотосъемкой.
«На тот момент это оказалось новое направление, такого нигде не было в Краснодаре. Были небольшие фотопроекты или фотографы, которые проводили съемки по 10-20 минут. Но такого масштаба, чтобы компания работала по всей России, не было. Нам хотелось людям пользу принести, хотели дать клиенту то, чего нет на рынке фотоуслуг», — рассказывали создатели проекта сайту «Деловая газета.Юг».
По словам Бойченко и Байтулиной, никаких вложений на старте проекта им не понадобилось. Клиенты появились почти сразу: сначала они просто пригласили несколько человек на фотосессию, в следующем месяце клиентов было уже около двух десятков. Так как в большинстве городов компаний, занимающихся экспресс-фотосессиями не было, уже со второго месяца проект стал прибыльным. Все, что удавалось зарабатывать, создатели Smile Time вкладывали в рекламу и продвижение — первый поток клиентов пришел через Instagram, а потом сработало сарафанное радио, утверждают создатели проекта.
Всего через три месяца после запуска проекта в Краснодаре Софья Бойченко и Анастасия Байтулина запустили первый филиал в Екатеринбурге, а спустя полгода работы — задумались об открытии франшизы.
«Мы сразу знали, что мы будем работать по всей России. У нас была возможность самим развивать бренд во всех городах, но это занимает очень много времени. Мы выложили предложение о франшизе, и со временем нам начало писать очень много людей. За два года у нас было примерно 150 заявок на франшизу, но в итоге у нас сейчас работает 50 городов», — рассказали они.
В среднем в каждом городе в команду входит 5-7 человек — руководитель, а также 2-4 фотографа, у каждого из которых есть координатор — человек, который помогает на съемках.
«Мы контролируем все филиалы, все руководители с нами на связи, а мы с ними — 24 часа в сутки. Все новые руководители проходят обучение. Первый месяц мы каждый день занимаемся, отрабатываем все наши технологии, тщательно все разбираем. Спустя месяц они находятся в более свободном плавании. Полностью всех фотографов набираю я, отправляю руководителю города фотографа только после собеседования со мной», — рассказывает Софья Бойченко.
По словам создателей Smile Time, почти в каждом городе присутствия проект приносит своим руководителям не меньше 50 тыс. прибыли ежемесячно. В крупных городах, таких как Краснодар и Екатеринбург, прибыль в среднем составляет около 100 тыс. рублей.
При этом владельцы фирмы признаются, что конкурировать с полноценными фотостудиями они не собираются.
«Экспресс-фотосессии — это, скорее, для семейного архива, соцсетей, чтобы оставить в памяти какие-то свои мгновения, счастливые моменты. Много мам с детьми, которые приходят к нам каждый месяц. Мы ни в коем случае не сравниваем себя с многочасовыми съемками в студии, где подбор образов, макияжа, прически, где на выходе получаются фото в ретуши. Это не наш вариант. У нас живые фотографии, эмоции людей не постановочные», — говорят Бойченко и Байтулина.
«Три-З» / 3Z
История сети офтальмологических клиник «Три-З» началась в 2003 году с открытия одного из первых в Краснодаре частных многопрофильных медицинских центров. По словам его соосновательницы Инны Гамзаевой, идея открытия частной клиники появилась в свое время потому, что хотелось предложить жителям города и края новый уровень сервиса в медицинских учреждениях.
Со временем владельцы бизнеса решили создать первую в Краснодарском крае узкоспециализированную частную офтальмологическую клинику европейского уровня. В 2006 году единый медицинский центр разделился на клинику «Три-З» и клинику семейного здоровья «Сити-Клиник».
Клиника «Три-З» в Краснодаре пользовалась большим спросом у жителей региона, однако не все имели возможность приезжать в краевой центр. Поэтому руководство задумалось о расширении географии присутствия. Начиная с 2009 года в городах Кубани стали открываться диагностические центры — сначала в Армавире и Новороссийске, затем в Тихорецке и Сочи.
В 2011 году открылось первое диагностическое отделение в Пятигорске. Оно оказалось настолько востребованным у жителей Ставропольского края, что год спустя было принято решение открыть в Ессентуках офтальмологическую клинику с полноценным хирургическим отделением.
«Ессентуки считаются одной из ведущих здравниц России и Ставропольского края в частности, поэтому у нас не было сомнений, где открыть наш первый филиал за пределами Краснодарского края», — пояснила медицинский директор ГК «Три-З» Инна Злотникова.
Уже год спустя «Три-3» вышла за пределы Юга России — третья по счету клиника открылась в Перми, где по результатам исследования рынка обнаружилась острая нехватка офтальмологической помощи.
К этому времени еще несколько диагностических центров открылись в Майкопе, Нальчике, Минеральных Водах, Черкесске, а также нескольких городах Краснодарского края — Ейске, Приморско-Ахтарске, Славянске-на-Кубани и Анапе.
Получив опыт работы в нескольких регионах России, руководство «Три-З» приняло решение открыть полноценную клинику в Москве.
«Для нас это было естественной частью эволюции. Быть федеральной сетью клиник означает в т.ч. и присутствовать в столице. Сначала мы опробовали силы в Ессентуках и Перми, изучили организацию процессов и особенности работы. Затем, когда почувствовали, что обладаем достаточными технологиями и квалифицированным персоналом, приняли взвешенное решение выходить в Москву. Многие московские клиники оперируют по одной методике коррекции зрения, они уже работают на большом и высокодоходном рынке и часто не имеют амбиций для дальнейшего роста», — говорит медицинский директор «Три-3».
В Москве клиника работает под брендом 3Z, в 2020 году планирует провести ребрендинг и в других регионах своего присутствия.
В настоящее время сеть насчитывает 30 диагностических центров и четыре хирургические клиники. Сеть функционирует по матричной системе управления: в регионах работают руководители структурных единиц, им подчиняются главные врачи и коммерческие службы.
В Краснодаре находится центральный офис и функциональное руководство, здесь также определяют стратегию развития, которую потом доносят до всех регионов присутствия. Также в кубанской столице работает централизованный отдел закупок, бухгалтерия и единый контактный центр.
«Мы не осуществляем руководство непосредственно по телефону или по электронной почте: конкретные задачи определяются и выполняются на местах, а стратегические — обсуждаются на общих встречах», — говорит Инна Злотникова.
Для развития в регионах изначально была выбрана модель филиалов, а не франшиз. В клинике объясняют это тем, что сфера офтальмохирургии предполагает высокий уровень ответственности за качество обслуживания.
«Сделав операцию в «Три-З», пациент в течение определенного времени может проходить диагностику зрения бесплатно, потому что мы на 100% отвечаем за результат процедуры. Франшизная модель в этом смысле несет в себе определенные риски. При этом мы не исключаем ее для себя полностью — это возможно, когда внутри компании будут сформированы и утверждены строгие критерии контроля компаний, работающих под нашим брендом», — прокомментировала директор по маркетингу и стратегическому развитию ГК «Три-З«Светлана Городина.