Эксперт: Рынок индустрии красоты Кубани восстановится к осени
Как чувствует себя индустрия красоты в период кризиса: снизился ли потребительский спрос, поднялись ли цены на оборудование и косметику, насколько?
У всех снизился спрос. Лучше сказать так: он переориентировался на более дешевые продукты, отечественные марки. Сейчас тенденция к тому, что рынок стабилизируется, возвращается к докризисному состоянию, курс доллара падает, поставщики снижают цены. Однако, для конечного потребителя мало что меняется, потому что составляющая косметики в структуре себестоимости не основополагающая. В конечном итоге все зависит от подхода руководителей конкретных салонов: кто-то снижает маржу на косметику, сохраняя стоимость услуги, кто-то наоборот повышает цены на услуги.
Стоит ли ожидать ухода игроков с рынка индустрии красоты на юге из-за кризиса? Если нет, то почему? Насколько рынок может сократиться? Вообще в период кризиса можно говорить об усилении конкуренции в отрасли?
Кто-то успел подстроиться под новые условия, а кто-то — нет, остался на более дорогом продукте и может уйти с рынка. Передел рынка существует всегда в этой сфере. Такова специфика бизнеса. Мастера работают в салоне, «вырастают» и открывают свои салоны. Конкуренция в индустрии красоты высокая. В Краснодаре зарегистрировано более 250 салонов красоты более или менее крупных. Есть еще более мелкие, также на дому работают мастера и т. д. Раньше был комбинат бытовых услуг, ориентированный на конкретный район. Сейчас в каждом спальном районе в одном «кубике» может быть по 3-4 небольших салона. Я думаю, что количество салонов красоты закрывает потребность в их услугах в городе.
Но в то же время можно ли говорить сейчас о нестабильности рынка?
Нестабильность на рынке присутствует, но индустрия красоты такой бизнес: волосы же все равно растут, люди хотят ухаживать за собой. Это бытовая услуга, от которой не избавишься. Женщины, как ухаживали за собой, так и будут: возможно, конечно, перейдут из дорогих салонов в дешевые или на дом к мастерам. Рынок как развивался, так и развивается, многие бренды сейчас заходят на него. Я думаю, что к осени этого года рынок восстановится.
Сильно ли отрасль зависит от импорта? Как решается эта проблема? Есть ли возможность сотрудничать с отечественными производителями в области индустрии красоты? Может быть поворот в сторону азиатских брендов?
Азиатских брендов мало, все-таки красители и косметика , например — это европейское качество. Наши красители есть неплохие. Как минимум есть 2-3 бренда российских хороших (с оговоркой, что некоторые фасуются в РФ). Среди оборудования для салонов красоты тоже есть отечественные производители достойные. В целом все сориентировались, безболезненно перешли на отечественное производство, так что замещение произошло автоматически. Тут уже салоны смотрят индивидуально: отечественное оборудование, как правило дешевле, но зато к нему больше претензий по качеству, чем, скажем к китайскому или европейскому. Салоны тоже ориентированы на разных клиентов, но проблем с отечественным оборудованием нет.
В кризис, как правило, ощущается падение спроса у среднего класса. В то же время бизнес, ориентированный на эконом и премиальный сегменты растут. Как с этим обстоит дело в индустрии красоты?
У индустрии красоты есть своя специфика, он узкопрофильный. Я не вижу проблемы среднего класса, падения спроса именно там нет. Скорее наоборот, дешевые услуги не пользуются спросом. Парикмахеры всегда были самыми активными на рынке индустрии, наращивание ногтей сейчас, например, проседает. Могут поменяться какие-то тенденции, подверженные моде, а в целом на парикмахеров спрос будет.
В целом же кризис повлиял на объем предоставляемых услуг: народ в замешательстве (денег стало меньше), люди перестали, может быть, пользоваться услугами дорогостоящих салонов. В итоге салоны, конечно, страдают. Также мастера уходят на дом, салон недополучает прибыль, растет аренда — все это, конечно, негативно влияет на рынок.
Есть ли проблема с кадрами в индустрии красоты?
Да, дефицит мастеров есть. У нас в городе 5-6 крупных центров обучения, есть еще и небольшие. Обучение длительное от 3 месяцев до 2 лет. Но, с другой стороны, от общего числа обучившихся работать парикмахерами будет около 20%.
Не секрет, что в текущих экономических условиях выросли процентные ставки по кредитам. Как компании индустрии красоты решают эту проблему, где привлекают средства?
Кредит требуется для запуска салона или его расширения. Сейчас не очень хорошая конъюнктура для открытия новых салонов, учитывая ставки по кредитам.
В Краснодаре наблюдается открытие большого числа барбершопов (сугубо мужских парикмахерских). Насколько вы считаете это направление перспективным?
Мужское направление всегда было перспективным. Проблема в том, что «затянуть» мужчин в такие салоны всегда было сложно. Это уже не первый бум таких открытий, они волнообразно возникают. Мужчины намного проще относятся к тому, чтобы постричься сегодня или через месяц, например. Возможность заработать у женского мастера больше: взять деньги за покраску, укладку и т. д. Поэтому в исключительно мужских салонах нужно брать за счет большего оборота. Если барбершопы смогут привлечь большой поток мужчин, будут процветать. Тут нужно использовать какие-то креативные моменты. Или же ориентироваться на определенные сегменты: молодежь или бизнес-класс.
Помогают ли власти (федеральные, региональные) пережить кризис? Есть ли какие-то меры господдержки, легко ли их получить? Если нет, то какие меры, на ваш взгляд необходимым? Как в целом у индустрии налажен диалог с властью по вашему мнению?
Главное, чтобы государство не мешало, тогда и проблем не будет в бизнесе, особенно в нашем. Однако и сказать, чтобы прямо мешали нам развиваться, нельзя. С проверками проблем нет, только по жалобам.
Ожидаете ли вы в целом снижение оборотов, прибыли по продажи оборудования для салонов и в учебном центре по итогам 2015 года? Какие антикризисные меры посоветуете?
Если грамотно подстраиваться под рынок, то снижения на любом предприятии не будет. Надо понимать пределы существующих возможностей. Для учебного центра наоборот сейчас время расцвета, люди уходят с работы, стремятся переквалифицироваться.
Что касается кризиса, то нужно не лениться — изучать рынок, оперативно следовать его изменениям, делать акции, добавлять услуги. Те салоны, которые работали у них цель одна сейчас — удержать существующего клиента.
Проблемы индустрии в Краснодаре обсудят 14 мая. Круглый стол «Индустрия красоты: как использовать кризис для новых возможностей» пройдет в рамках выставки Beauty Show Krasnodar. Организаторы мероприятия: Информационное Агентство «РБК-Юг»; Департамент потребительской сферы Краснодарского края; ООО «КраснодарЭкспо». Генеральный финансовый партнер Круглого стола краснодарский филиал Банка "Центр-инвест».