Турист не проедет: бизнес ЮФО и СКФО — о законе, разрешающем рекламу вина
Комитет по экономической политике 29 ноября внес в Государственную думу законопроект, предлагающий разрешить наружную рекламу российских винодельческих хозяйств, конкретных районов и зон, где выращивают виноград и производят вино. Данные об этом представлены в карточке проекта.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, речь идет о разрешении размещения рекламных конструкций на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий и сооружений, а также вдоль автомобильных дорог общего пользования. Такую рекламу предлагается разрешить только на территориях тех субъектов РФ, в границах которых расположены рекламируемые винодельческие зоны, районы, терруары и хозяйства.
Депутат Госдумы и один из авторов законопроетка Сергей Алтухов, считает, что такой закон в случае его принятия способен поддержать инвестиции виноделов в отрасль, и призван привлечь туристов к изучению специфики технологий производства и уникальных виноградо-винодельческих терруаров.
Кроме того, указатели винных маршрутов, позволят увеличить узнаваемость региональных вин и будет способствовать развитию гастрономической культуры и аграрного туризма, рассказал Алтухов.
Что предлагали раньше для продвижения
Напомним, власти уже предпринимали попытку расширить возможности виноделов в энотуризме.
В июне 2022 года в Госдуму от сенаторов Краснодарского края поступил проект, который разрешал размещение на виноградопригодных землях объектов энотуризма. На сегодняшний день законопроект так и не принят. Предложенная ранее редакция была отозвана авторами, сейчас идет подготовка нового текста законопроекта.
В июне 2023 года Сергей Алтухов комментировал РБК Краснодар, что власть и дальше будет стараться развивать инфраструктуру винодельческих предприятий, а также создавать возможность для проведения дегустаций и принятия туристов.
Редакции РБК на Юге и Северном Кавказе опросили игроков субъектов федерации и узнали, как законопроект, в случае его принятия, в перспективе скажется на отрасли энотуризма.
О результатах — рано
Пока о влиянии потенциального закона на отрасль говорить рано, сначала поправка в закон о рекламе должна быть принята и вступить в силу, считатет заместитель генерального директора по маркетингу «Фанагории» Анастасия Шамрицкая. В тоже время она подчеркивает, что рынку сегодня необходима любая поддержка в борьбе с импортом за внимание потребителя.
«Только по прошествии времени после того, как такая реклама появится, можно будет судить о ее влиянии на развитие винного туризма в стране. Но, конечно, отечественному виноделию необходима популяризация, поэтому любая инициатива, которая расширяет возможности производителей говорить о себе, для нас позитивна. Это позволит рассказать нашим покупателям о винной культуре и показать, что у нас в стране есть виноградники, собирается богатый урожай для создания качественных вин, а на отечественных винодельнях работают увлеченные и российские агрономы и виноделы. И именно благодаря им создаются вина, ничем не уступающие зарубежным», — прокомментировала Анастасия Шамрицкая.
Она отмечает, что внесение документа в Госдуму — это пока первый шаг на пути инициативы и выражает надежду, что она послужит толчком в развитии всей законодательной базы, связанной с популяризацией культуры вина.
Опрощенные РБК Краснодар виноделы уверены, давно назрела необходимость в инициативе, которая бы не спорила с правилами рекламе винодельческой продукции. Российский рынок вина в этом контексте слишком зарегулированный, считают игроки рынка.
«Если этот закон будет принят, то винодельческое сообщество получит новые инструменты популяризации отдельных предприятий или локаций, а также продвижения культуры вина в целом. Это важный этап, который позволит информировать потенциальных туристов и любителей вина о винодельческих хозяйствах и регионах, уникальных локациях и эногастрономических маршрутах, не привязываясь к вину как к продукту и не вступая в конфликт с законом о рекламе алкоголя», — прокомментировала руководитель WINEPARK (Республика Крым) Евгения Константинова.
Инициатива не будет эффективна в отрыве от остальных мероприятий поддержки, но как канал информирования он будет интересен, считает генеральный директор «Вина Арпачина» (Ростов-на-Дону) Екатерина Малик.
«На примере Воронежской области, если вы там были, то могли заметить, что на трассе везде стоят щиты с рекламой локальных достопримечательностей. Там нет вин, поэтому это немного другой пример, но все же, когда вы едете по Воронежской трассе вы можете понять, что здесь можно съехать и попасть в монастырь, здесь во дворец, а здесь в известную усадьбу или имение. Естественно, что специально эту информацию вы не всегда будете искать, но, при этом, когда она у вас перед глазами вы на нее реагируете», — сказала Малик.
Законопроект требует обсуждения, в том числе с производителями, считает Игорь Зубков, совладелец фермерской винодельни «Фервино». По его мнению, если на расстоянии 0,2-1 км от объекта будет размещен знак винодельни, привлекающий внимание потенциального потребителя, тогда инициатива будет работать, в ином случае билборды не будут способствовать развитию малых виноделен, а будут работать исключительно в интересах крупных игроков отрасли.
Лучше Интернет
По большому счету закон не имеет смысла, поскольку, информация о винодельнях в открытом доступе есть в интернете, считает представитель винодельни «Гунько Вайнери».
«Все сейчас есть в интернете, в таком объеме, что я не вижу необходимости выносить это на билборды и прочие конструкции. В принципе увеличение возможно. <…> Наша аудитория специфична, обычно это люди, которые погружены в винную тему, они этим занимаются, они подготовленны, они приезжают специально к нам. <…> В основном, мы делаем ставку на социальные сети, но и такие каналы информации не будут лишними и могут помочь нам развиться в более широкой мере», — рассказала представитель винодельни Светлана Короткова.
Управляющий партнер винодельни Lucky Winery (Республика Крым) Евгений Петров к законодательной инициативе относится положительно, но также считает, что большая часть гостей узнают о предприятии из сети Интернет и социальных сетей.
«Практика показывает, что большая часть «новых» покупателей и клиентов узнают о нас через интернет (сайт, аккаунты в соцсетях)», сказал Петров.
Большие надежды
По мнению игроков рынка, законопроект, позволяющий рекламировать производство, сможет повлиять на рост количества энотуристов на винодельческих предприятиях от 20% до 2-х раз.
Закон укрепит позиции бренда «российское вино» и расширит возможности винодельческих предприятий в своем позиционировании, считает руководитель ресторанно-дегустационного комплекса Château de Talu Александр Константинов.
Он уверен, что законопроект кратно увеличит интерес россиян к отрасли, а дополнительная стимуляция внутреннего туризма и популяризация возможностей региона скажется на росте гостей на винодельческих предприятиях, предположительно вдвое.
До 30% может вырасти турпоток на винодельнях Кубани, что послужит основой для дальнейшего продвижения локальной винодельческой продукции, уверен коммерческий директор винодельня «Шумринка» в Краснодарском крае Карен Кукосян.
«Законопроект может служить хорошим подспорьем, к увеличению трафика, потому что динамика в Краснодарском крае сегодня и так достаточно положительная. Думаю, что конструкции могут увеличить поток туристов чуть ли не на 20-30%», — сказал Кукосян.
В Дагестане также считают инициативу назревшей и ожидают окончательного принятия.
«Инициатива, безусловно, хорошая и мы бы хотели, чтобы такой законопроект был принят. Это позволит гостям региона узнать об экскурсиях и других мероприятиях, происходящих на винодельне, а учитывая растущий с каждым годом туристический поток в Дагестан, это особенно актуально», — сказала директор по маркетингу «Дербент Вино» Юлия Обухова.