Два Тимофеева: земельный бизнес отца 1-го вице-спикера Гордумы Краснодара
По итогам 2016 года первый заместитель председателя Городской думы Виктор Тимофеев стал одним из самых обеспеченных недвижимостью краснодарских депутатов. В частности, ему принадлежат шесть земельных участков (598, 1500, 1771, 2593, 4000 и 629 тыс. кв.м), два жилых дома (18 и 43 кв.м) и квартира (52 кв.м), а также моторная лодка «Казанка 5 М4».
Кроме того, в аренде находятся еще три участка (3462, 6910 и 7682 кв.м), а в бессрочном безвозмездном пользовании – комната площадью 17 кв.м. Супруге первого вице-спикера Госдумы принадлежит квартира (38 кв.м).
На сайте администрации Краснодара указано, что до избрания депутатом Гордумы Краснодара в 2005 году Виктор Тимофеев был мастером ремонтного цеха многопрофильного предприятия «Кубаньгрузсервис». Однако известно, что в депутатское кресло он пересел с должности заместителя гендиректора этой компании, которую возглавляет его отец Виктор Антонович Тимофеев.
Будучи депутатом Гордумы, Тимофеев владел ООО «Кубань – М.А.Н» (торговля автотранспортными средствами) и ООО «Дизель-деталь-Юг» (торговля автомобильными деталями). Впоследствии эти компании были переписаны на отца.
Тимофееву-старшему также принадлежат ООО «Мото Мир» (торговля мотоциклами), управляющая компания «КГС Групп» (деятельность в области права и бухгалтерского учета), компании-перевозчики «Спецтрансавто», «КГС-Транс» и «Кубань-Транспортная экспедиция», а также доли в ООО «Дерус Краснодар» (обработка металлов, 50%) и ООО «Экохарвест» (производство удобрений, 49%).
Кроме того, он является руководителем и основным владельцем (75%) ООО «Кубаньгрузсервис», одного из крупнейших автотранспортных предприятий Краснодарского края. В июне 2016 года Виктор Антонович Тимофеев стал почетным гражданином Краснодара – за это проголосовала Городская дума, первым вице-спикером которой является его сын Виктор Викторович Тимофеев.
По данным СПАРК, в 2016 году выручка ООО «Кубаньгрузсервис» превысила 400 млн руб., при этом чистый убыток составил 19,99 млн рублей.
Также внутри группы ведут финансовые взаиморасчеты аффилированные компании: «КГС-Мол», «КГС-Агро», «КГС-Темрюк», «Управляющая компания КГС Групп», а также «Кубаньгрузстрой», «Китайторгсервис», «Кубань-Мир Автомобильных новинок», «Дизель-Деталь-Юг», «Лайнэкс-К» и «Дубрава».
В 2015-2016 компания получила по госконтрактам более 0,5 млрд рублей, в этом году –почти 200 млн рублей. Часть из контрактов непосредственно связана со столицей Кубани: так, более 470 млн. руб. в 2015-2016гг. поступило от МКУ «Центр по обеспечению деятельности учреждений департамента образования администрации муниципального образования город Краснодар».
Также в сентябре 2009 года мэрия Краснодара подписала соглашение с компанией «Кубаньгрузсервис» о строительстве на Восточном обходе города большого торгово-сервисного центра по обслуживанию грузовых машин.
По данным источников в органах власти, успехи «Кубаньгрузсервиса» на краснодарском рынке объясняются в т.ч. и непосредственным покровительством первого вице-спикера Гордумы Виктора Тимофеева.
Земля в обмен на претензии
На протяжении последних лет компания «Кубаньгрузсервис» Тимофеева-старшего неоднократно участвовала в судебных разбирательствах, связанных с получением земельных участков. При этом Тимофеев-младший в Городской думе является председателем комитета по собственности, приватизации, землеустройству, градостроительной и архитектурной деятельности.
Судебная практика с участием «Кубаньгрузсервиса» отличается тем, что администрация Краснодара не защищает свои интересы и не обжалует решения краевого арбитражного суда, который регулярно становится на сторону перевозчика (например, в делах №№ А32-40748/2015, А32-40748/2015, А32-7966/2017, А32-6897/2012, А32-29116/2017)
Так, в августе 2016 года Арбитражный суд Краснодарского края в рамках дела № А32-40748/2015 утвердил мировое соглашение, в результате которого «Кубаньгрузсервис» получил в аренду без проведения торгов земельные участки в ст. Елизаветинской площадью более 968 тыс. кв.м.
Первоначально администрация Краснодара намеревалась взыскать с компании Тимофеева-старшего задолженность в 1,44 млн рублей по договору аренды земельного участка площадью 29 га с кадастровым номером 23:43:0112001:18 (земли населенных пунктов). Годовая арендная плата за участок, предназначенный для размещения гаражей, составила 12,28 млн рублей.
Однако «Кубаньгрузсервис» подал встречный иск о взыскании с краснодарских властей убытков в размере 12,4 млн рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами (2,46 млн рублей). По версии компании, использование по целевому назначению арендованного участка было невозможным из-за наличия охранных зон инженерных коммуникаций.
Однако в извещении о проведении торгов по лоту 758-3 явно указано на имеющиеся ограничения (кабель ВОЛП «Москва – Новороссийск», трасса волоконно-оптическая связь ВОЛС и т.д.), из-за которых эта земля частично относится к охранным зонам с особыми условиями использования территории.
Имелась информация об этом и в кадастровом паспорте, который является обязательным приложением к аукционной документации.
Однако администрация Краснодара предпочла не отстаивать свои права в суде, а заключить с «Кубаньгрузсервисом» мировое соглашение. В результате мэрия получила 1,35 млн рублей задолженности (с учетом пени). А взамен отказа Тимофеева-старшего от претензий ему во временное пользование без проведения торгов были переданы четыре земельных участка в Елизаветинской общей площадью 968 634 кв.м. Подписи под документом поставили гендиректор ООО «Кубаньгрузсервис» Виктор Тимофеев и мэр Краснодара Владимир Евланов.
Здесь будет город-сад
На данный момент кадастровая стоимость переданных Тимофееву-старшему участков, предназначенных для сельскохозяйственного использования, составляет около 15 млн рублей. Однако, по словам экспертов, их реальная рыночная цена гораздо больше.
Исходя из Правил землепользования и застройки и Генерального плана г. Краснодара, полученная «Кубаньгрузсервисом» земля находится в зоне Ж-2 (Многоэтажные жилые дома). Кроме того, сам факт расположения участка внутри населенного пункта – ст. Елизаветинская – говорит о невозможности его использования для целей сельскохозяйственного назначения.
По предварительным подсчетам, рыночная оценка данного участка с учетом потенциального использования может достигать порядка 678-968 млн (из расчета 7-10 млн за 1 га для многоэтажной застройки). Кадастровая же стоимость может превышать 11,93 млрд рублей (12 322,72 руб. за 1 кв. м) – при условии изменения вида разрешенного использования для размещения среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки, как это предусмотрено документами территориального планирования.
Помимо несоответствия реальной стоимости участков сумме встречного иска, есть и другой важный момент, связанный с развитием города. Разработка плана по освоению земель в станице Елизаветинской была инициирована администрацией муниципального образования город Краснодар еще в 2012 году (постановление №10366). На основании муниципального контракта ООО «ПроектИнжТеррПланирование» разработало документацию по планировке территории, включая арендованные «Кубаньгрузсервисом» участки.
Здесь предлагалось построить 4 общеобразовательные школы на 3000 учащихся, 9 детских садов на 2700 мест, больницу, поликлинику и станцию скорой помощи, спортивный открытый комплекс, кинотеатр на 700 мест, комплекс предприятий торгового и бытового обслуживания, парк аттракционов, детские игровые и спортивные площадки.
Соответствующие документы проходили через Гордуму и, в частности, через комитет по собственности, приватизации, землеустройству, градостроительной и архитектурной деятельности, возглавляемый Тимофеевым-младшим. Передачу участков в аренду коммерческой компании, аффилированной с высокопоставленным чиновников, не остановило даже то, что там планировалось строительство школы-интерната для детей, больных ДЦП.
Мнение экспертов
По оценкам юристов, мировое соглашение мэрии Краснодара с «Кубаньгрузсервисом» противоречит как Земельному кодексу РФ, так и Арбитражному процессуальному кодексу РФ.
Право получения земельных участков без торгов для ряда юридических и физических лиц оговаривается ст. 39.6 ЗС РФ, однако данный случай не попадает ни под один из указанных в законодательстве случаев.
«В результате передачи этих участков в аренду ООО «Кубаньгрузсервис» были нарушены права третьих лиц, которые могли бы арендовать их по результатам публичных торгов. Кроме того, в случае проведения торгов на землю городской бюджет смог бы получить существенные суммы за счет продажи права аренды и последующих арендных поступлений, рассчитывающихся от кадастровой стоимости», – прокомментировал РБК Юг адвокат Роман Святной.
Эксперты также обращают внимание на то, что изначально предметом иска мэрии Краснодара и встречного искового заявления компании «Кубаньгрузсервис» являлось урегулирование спора вокруг аренды конкретного участка.
«Предоставление других земельных участков не может являться предметом спора, а также определяться сторонами в рамках мирового соглашения, поскольку администрация муниципального образования город Краснодар является публичным лицом, волеизъявление которого и распоряжение своим имуществом отличаются от прав обычного юридического лица», – пояснил Святной.
По мнению юриста, в данном случае администрация МО Краснодар напрямую нарушила статьи федеральных законов о порядке предоставления участков, которые не предусматривают предоставление земли в аренду без торгов в виде компенсации за допущенные нарушения. При этом «Кубаньгрузсервис», получив около 100 га земли в качестве компенсации, не отказался от того участка, аренда которого, по заявлениям представителей компании, причинила убытки в размере более 12 млн рублей.
«Вся ситуация напоминает некий «междусобойчик», в результате которого коммерческая компания получила в аренду землю на выгодных условиях. Муниципальному образованию это не было выгодно, т.к. городской бюджет лишился дополнительных поступлений», – заключил адвокат Роман Святной.