Российские автостраховщики боятся кубанских юристов
На минувшей неделе на пресс-конференции в Краснодаре глава ООО "Росгосстрах" Данил Хачатуров отметил, что Краснодарский край является для страховых компаний одним из самых сложных регионов. В частности, в секторе автострахования - как каско, так и ОСАГО - компании несут серьезные потери из-за вмешательства не всегда чистых на руку посредников. Последние, предлагая автовладельцам услуги по взысканию ущерба со страховых компаний, кладут себе "в карман" до 70% выплат.
По сведениям спикера, в среднем по России при наступлении страхового случая владельцы автомобилей рассчитывают получить порядка 40 тыс. рублей. На Кубани эта сумма в разы больше. Это связано, преимущественно, с "агрессивной рыночной политикой" местных юристов, полагает Хачатуров.
"Порядка 70% денег может оседать в карманах таких посредников. Необходимо возбуждать уголовные дела, ведь это мошенничество. Мы уже подали несколько заявлений на особенно отличившихся", - рассказал Д. Хачатуров.
Глава "Росгосстраха" считает, что ситуацию некоторым образом оздоровит безальтернативное возмещение убытков по ОСАГО. "Эта схема предполагает, что автовладелец будет обращаться для урегулирования убытков в компанию, которая выдала ему полис. И не имеет значения, где застрахован виновник аварии. Таким образом, вы можете выбирать себе действительно надежного страховщика, который решит все вопросы", - сказал он. При этом Хачатуров отметил, что если страховщик будет ремонтировать поврежденное авто, а не выплачивать деньги, это позволит убрать с рынка агрессивных посредников.
К сожалению, Кубань - не единственный регион, где юристы обогащаются за счет страховщиков, отмечает заместитель генерального директора по правовым вопросам «БИН Страхования» Евгений Зайченко. "К городам негативной судебной практики следует отнести также Казань, Липецк, Ульяновск и некоторые другие", - отмечает собеседник агентства.
По мнению Зайченко, частными причинами сложившейся ситуации становятся, как правило, "нечистоплотность" работников страховых компаний на местах, неофициальное взаимодействие адвокатов и юристов с судьями в регионе. Также это могут быть указания вышестоящих региональных судов по жесткому рассмотрению требований к страховщикам.
"Однако главной причиной этого беспорядка, конечно же, является установленная Верховным Судом РФ практика применения специальных норм закона «О защите прав потребителя» к договорам страхования. Наступление негативной ситуации было абсолютно предсказуемо", - комментирует специалист.
Юристы, со своей стороны, признают наличие теневых схем и недобросовестных специалистов в своей среде, однако считают, что страховщики во многом сами усугубляют ситуацию. "Страховые компании очень часто сильно занижают стоимость ущерба, причиненного в ДТП. В моей практике был случай, когда ущерб оценили в 11 тыс. рублей, а независимая проверка - в 90 тыс.", - рассказывает руководитель правовой практики Консалтинговой группы "Ваш Актив" Ирина Калеева.
Безальтернативное возмещение убытков оздоровит рынок при условии, что страховая компания будет обращаться напрямую к официальным дилерам, считает она. Собственник, конечно же, заинтересован в том, чтобы автомобиль был отремонтирован специалистами. "Но все знают, что у официального дилера ремонт обходится дороже, чем у неофициальных СТО. И если страховщик будет привлекать каких-то частников, что сейчас практикуется по каско, кто сможет проконтролировать - какие запчасти поставлены? Совпадает ли краска по оттенку? Будет много споров о качестве проводимого страховыми компаниями ремонта", - считает Калеева.