«Магнит» в 2016г. показал рекордно низкие за 11 лет темпы роста выручки
ПАО «Магнит», по предварительным данным, нарастило чистую неаудированную розничную выручку за 12 месяцев 2016г. на 12,81% по сравнению с 2015г. — до 1,069 трлн рублей. Об этом сообщается в материалах компании.
Это ниже прогнозов, которые давал основной акционер и основатель компании Сергей Галицкий. Согласно скорректированным данным, по итогам 2016г. ожидался рост выручки в 14-16%.
Наибольшие темпы роста показали магазины дрогери, торгующие непродовольственными товарами повседневного спроса (косметика, парфюмерия, гигиенические товары), где показатель увеличился на 60% — с 40 до 62 млрд рублей. Гипермаркеты показали падение показателей за год со 161 млрд руб. до 157 млрд рублей.
При этом чистая розничная выручка в долларах США увеличилась за год на 2,58% и составила $15,9 млрд. В 2015г. показатель из-за падение курса рубля рухнул на 21,7% (до 15,5 млрд. долларов).
Количество покупателей сети в 2016г. достигло 3,8 млрд человек, что на 13,04% больше, чем годом ранее. Общая торговая площадь за 12 месяцев 2016г. увеличилась на 14,82% — с 4,4 млн кв.м. до 5 млн кв.м. С начала 2016г. «Магнит» открыл 1,9 тыс. магазинов (в прошлом году 2 378 магазинов).
Крупнейший российский ретейлер замедляется уже второй год подряд – в 2015г. компания впервые за 10 лет показала рекордно низкие для себя темпы роста выручки в рублях, которые составили порядка 24%. Для сравнения – даже в кризисный 2009г. «Магнит» прирос на 28%, а в 2011г. увеличение достигло пиковых 42%.
Тогда старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева связывала падение показателей по итогам 2015г. с общей ситуацией на рынке. По ее оценкам, уменьшение реальных доходов населения привело к сокращению потребления в физических объемах.
Рост за счет роста
На фоне замедления темпов роста выручки другие финансовые показатели ретейлера в 2016г. продемонстрировали падение. Например, в III квартале 2016г. согласно неаудированным результатам, чистая прибыль компании «Магнит» сократилась на 17,63% по сравнению с аналогичным периодом 2015г. и составила 4,816 млрд рублей. А по итогам первых девяти месяцев прошлого года чистая прибыль «Магнита» упала на 5,39% (до 40,923 млрд рублей).
Как следует из отчета компании за указанный период, рост чистой выручки связан, в первую очередь, с увеличением числа магазинов в сети. В частности, выручка объектов, которые были открыты до 1 сентября 2015г., за январь-сентябрь 2016г. выросла в годовом исчислении лишь на 0,09%. За тот же период сеть «Магнита» увеличилась на 1275 торговых точек (до 13 364 магазинов), а общая торговая площадь компании выросла на 16,13%.
Для того, чтобы поддержать магазины, работающие уже 12 месяцев, в первом квартале 2016 года ретейлер снизил наценку примерно на 3 процентных пункта.
По прогнозам старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, в ближайшее время операционные показатели «Магнита» останутся, как минимум, на прежнем уровне, а в худшем случае продолжат снижение.
В декабре, отмечает старший аналитик «Альпари» Роман Ткачук, «Магнит» показал слабые операционные показатели.
«Чистая розничная выручка «Магнита» в декабре 2016 года выросла на 6,9% г/г. Декабрь — традиционно месяц высоких продаж, поэтому такая ситуация настораживает. Темпы роста торговой сети «Магнит» за последние годы заметно снизились. Еще в 2014 году выручка компании росла на 25-30% в год, в первой половине 2016 года темпы роста составляли 14-16% годовых. Но в последние месяцы прошлого года они упали ниже 10%», — прокомментировал он.
По темпам роста в последние месяцы в лидеры в масштабах страны вышла Х5 Retail Group, напомнил аналитик. По словам Ткачука, выручка компании в последние месяцы росла в среднем на 25% г/г.
«Если Х5 сможет сохранить темпы, то по абсолютному размеру выручки она обойдет «Магнит» уже в этом году. Стратегия развития Х5 Retail Group, делающая ставку, в том числе на сегмент дискаунтеров (магазины «Пятерочка»), в условиях снижения потребительской активности оказывается более выигрышной», — рассказывает эксперт.
После публикации отчетности, стоимость акций «Магнита» за два дня уже снизилась на 4%. «По сравнительным показателям акции компании выглядят переоцененными по сравнению с бумагами Х5 Retail Group. На наш взгляд, арбитражная стратегия “long X5 - short Magnit” может быть интересной», — считает Ткачук.
«Магнит» является крупнейшей розничной сетью по торговле продуктами питания в России. Головной офис располагается в Краснодаре.
По состоянию на 31 декабря 2016 г. в сети насчитывалось 10,5 тыс. магазинов в формате магазин у дома, 237 гипермаркетов, 194 магазинов «Магнит Семейный» и 3,1 тыс. магазинов дрогери, расположенных в 2 495 населенных пунктах Российской Федерации. Также в структуру компании входят 35 распределительных центров и автопарк, состоящий из 5,7 тыс. автомобилей.
В 2016г. «Магнит» вошел в такие рейтинги Forbes, как «Крупнейшие частные компании России-2016» (3 место), «100 самых инновационных компаний мира» (46 место), «10 крупнейших ритейлеров России — 2016» (1 место).