Перейти к основному контенту
PROДвижение ,  
0 

В ожидании больших полетов: каким был рынок туризма на Юге РФ в 2023г.

Несмотря на успешный 2023 год в туризме и рост потока гостей, год способствовал напряжению всех внутренних мощностей отрасли и обнажил недостатки сферы туристических услуг на Юге России
Фото: Пресс-служба курорта Красная поляна
Фото: Пресс-служба курорта Красная поляна

Несмотря на успешный 2023 год в туризме и рост показателей потока гостей, год способствовал напряжению всех внутренних мощностей отрасли и обнажил недостатки сферы на Юге России

Туристический рынок Юга России в 2023 году был еще более успешным, чем годом ранее. Во-первых, он уже оправился от неопределенностей пандемийных лет и сложного 2022 года, а во-вторых, получил еще большую возможность работать с внутренними туристами.

В Краснодарском крае число туристов за год вырастет на 6% до 18,5 млн человек, согласно прогнозам. Такие данные РБК Краснодар сообщил председатель комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев.

Как прокомментировал спикер, 2023 год был хорошим для туризма: общестрановые показатели отрасли выросли на 19%.

«В Краснодарском крае по итогам года ожидается порядка 18,5 млн туристов — это рекорд для региона. В целом уже за предыдущие годы доля туризма в южных регионах страны в ВВП была довольно существенной. Если говорить про Северный Кавказ, то это порядка 4,9%, в ЮФО — это около 4,5%, в то время как общероссийский туризм вносит порядка 2,6%. Однако, стоит отметить, что мировые лидеры по вкладу туризма в ВВП — Китай и европейские страны находятся на уровне 10-11%. Поэтому и Краснодарскому краю, и остальным региона Юга есть куда расти, но факт, что уже сегодня ЮФО и СКФО опережают всю Россию по вкладу отрасли раза в 2-2,5 раза», — прокомментировал Сангаджи Тарбаев.

Главный итог 2023 года, считает Тарбаев, нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», который реализуется по всей стране, способствовал привлечению внимания к внутреннему туризму.

«Из федерального бюджета было выделено до 46 млрд руб., по сравнению с допандеймийными временами — это колоссальный бюджет. Туризм, как отрасль, переформатировался в глазах властей. Туризм сегодня на всех уровнях власти рассматривается, как реальный сектор экономики, а не как увеселительное мероприятие для того, чтобы выгодно и красиво показать регион», — сказал Сангаджи Тарбаев.

Лайфхак от Северного Кавказа

Позитивным год стал и для северокавказских республик, отмечают аналитики и экcперты. По данным СберАналитики, регионы Северного Кавказа стали лидерами по росту турпотока в России в 2023 году.

«За 9 месяцев 2023 года россияне совершили 115 млн поездок по стране. Популярность путешествий по России увеличилась на 25% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Больше всего турпоток вырос в регионах Северного Кавказа, в том числе на 103% — в Чеченской Республике, на 85% — в Дагестане, на 72% — в Карачаево-Черкесии, на 52% — в Северной Осетии-Алании. Ленинградская область также приняла значительно больше туристов — на 63%», — рассказали в СберАналитике.

По мнению вице-президента ассоциации «Альянс туристических агентств» Алексана Мкртчяна, главным локомотивом роста показателей северокавказских республик стал Дагестан, где по итогам года ожидается прирост около 30%.

«Только в 2023 году все регионы Северного Кавказа продавались по принципу Дагестан плюс какая-нибудь республика ЮФО. Все понимают, что море есть только у Дагестана, поэтому республики СКФО продавали свои экскурсии и добавляли обязательно Дагестан. В целом они отстают от Дагестана в 2 раза», — сказал Мкртчян.

Просадка сервиса

Удачный год стал одновременно вызовом для туристической отрасли Юга России, отмечают эксперты. Высокий турпоток требовал напряжения всех ресурсов объектов размещения и поиска новых решений.

«Главный вызов 2022 — 2023гг. — это растущий турпоток в Сочи и на Кавказские Минеральные Воды. Для Анапы и Геленджика он тоже растет, но в меньших объемах. В Крыму снизился показатель. Успевает ли отрасль адаптироваться, успевает, но с задержкой. Это выражается в том, что очень много бронирований и туристов происходило на фоне нехватки персонала и в таких объектах наблюдается просадка сервиса. Пока эта ситуация решается личными подвигом администраторов и управленцев, но скоро ситуация начнет набирать критичный вес», — прокомментировал сопредседатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов.

По его мнению, для того, чтобы решить эту задачу, большую работу предстоит провести отелям совместно с представителями системы образования.

«Если ситуацией не заниматься, она станет критической и уровень сервиса намного просядет. Это не будет нарушением безопасности. Но будет меньше улыбок и внимания к гостям и будет создаваться ситуация, когда гость просто не захочет второй раз вернуться. Чего мы не может допустить», — пояснил Богданов.

Эмоциональные цены

Главный негативный тренд 2023 года — это рост цен, отмечают все эксперты туристического рынка.

«Качество предоставляемых услуг не поспевает за ростом цен и в ресторанах, и в отелях. Динамика стоимости услуг в 3-5 раз превышает динамику по росту качества этих услуг. И я не вижу оснований, чтобы этот тренд переломился в 2024 году. Он сохранится и в будущем», — сказал Мкртчян.

Ценообразование на Юге России не всегда адекватно, считает Сангаджи Тарбаев.

«Возможно, такое ценообразование адекватно с точки зрения рынка, когда есть спрос, то и цена растет. Но, с точки зрения покупательской способности и соотношения цены-качества, не всегда цены, которые предлагает Юг для россиян, адекватны. Это один из негативных трендов 2023 года. Это, безусловно, негативно сказывается на отношении и впечатлении россиян. Цена, которая сегодня выстраивается в Сочи, Краснодарском крае, Крыму, она больше эмоциональная с точки зрения тех, кто зарабатывает деньги. А те, кто получают услуги, даже если они и готовы платить такие деньги, то они ждут в ответ адекватного сервиса и адекватной инфраструктуры, чего зачастую нет, поэтому появляется негатив», — сказал Тарбаев.

Транспортный коллапс

Несмотря на планы по открытию одной из закрытых авигаваней на Юге России, аэропорт «Пашковский» в Краснодаре так и не заработал. По словам экспертов, отсутствие дополнительного аэропорта сказывается на нехватке билетов на Ж/Д-транспорт.

«В РЖД существует непонятная никому традиция продавать билеты за 90 дней, это никому непонятно. Ранее даже была практика продажи билетов за 45 дней, которую резко раскритиковали. В то время как билеты нужно продавать как минимум за 6 месяцев, чтобы люди смогли как-то планировать в течение года свой отдых, но РЖД, к сожалению, не хотят меняться», — говорит Алексан Мкртчян.

Проблему пробок на дорогах так и не смогли решить ни в Краснодарском крае, ни в Ростовской области, говорит Мкртчян.

«Ремонт дорог все равно идет с июня по август, хотя не должен был, пробки колоссальные. В двух субъектах федерации, к сожалению, с пробками ничего поделать не смогли», — сказал Мкртчян.

По словам экспертов, открытие аэропорта в Краснодаре могло бы способствовать решению транспортного вопроса.

«Открытие аэропорта «Пашковский», если это произойдет, позитивно повлияет на ситуацию с транспортным коллапсом на Юге России и частично разгрузит главных аэрохаб в регионе — аэпорорт Сочи, а также позволит транспортным компаниям чаще использовать мультимодальную перевозку и не загружать дороги. Сложно прогнозировать, как вырастет турпоток региона, если будет принято решение о возобновлении работы аэропорта, нужно понимать в каком объеме будет восстановлена эта работа. Но, между тем, на примере Крыма могу сказать, что авиагавань вносит от 40% до 50% туристического потока в регион», — прокомментировал Сангаджи Тарбаев.

Нехватка аэропортов ощущается достаточно сильно, хотя принимаются компенсационные меры, рассуждает Юрий Бырзыкин.

«Да, Анапа, Геленджик, Ростов, Краснодар — потери были, но здесь есть и возможность использования трасс федеральных автомобильных и Ж/Д дорог, но и авиамаршрутов через Сочи и Минеральные Воды. Благодаря этому всетаки удалось компенсировать потери. Однако они были — максимальные у Крыма — 30%, в остальном — порядка 10%», — сказал Барзыкин.

Господдержка и инвестиции

Успех регионов Юга России и Северного Кавказа неслучаен и обусловлен, в том числе, беспрецедентной поддержкой властей федерации, подчеркнул Сангаджи Тарбаев.

«В период с 2021-го по 2023 год всего было выделено около 150 млн. руб. Т.е. ежегодно порядка 49-50 млрд руб. выделялось на развитие инфраструктуры, средств размещения. Только на отели в этом году было за счет льготного кредитования создано 27,5 тыс. номеров. Конечно, Юг России это почувствовал. Краснодарский край и Северный Кавказ получили и гранты, и финансовую поддержку на развитие глэмпингов. Такая господдержка конвертировались быстро в течение года, были введены дополнительные места, в том числе, модульные средства размещения», — сказал Барзыкин.

По словам Сангаджи Тарбаева, в 2024 году будет формироваться новый нацпроект, под задачи которого также разработают новую программу по развитию туризма. И программа и нацпроект будут учитывать те меры поддержки, которые будут признаны самыми эффективными по итогам 2023 года. По словам Тарбаева, будет продолжена поддержка строительства коллективных мест размещения и проектов, связанных со строительством тяжелой инфраструктуры.

«Тяжелую инфраструктуру, такую как дороги, инженерных коммуникаций, морские и речные порты, укрепление берегов, укрепление дна, это все не по силам бизнесу сделать самостоятельно. Вот здесь должно включаться государство. Там, где начинается планирование территории, в части маркетинга, строительства гостиниц, объектов общепита включается бизнес. Для того, чтобы все это строилось необходимо подведение тяжелой инфраструктуры либо расширение тяжелой инфраструктруктуры», — сказал Тарбаев.

По словам президента ОСИГ Алексея Волкова, учитывая ограничения и санкции в отношении России, оптимистических прогнозов относительно твердых решений и соглашений по строительству отелей или управлению отелями на Юге России иностранными инвесторами пока нет. Однако, большие перспективы ожидают крупные мегапроекты, которые поддерживаются государственными корпорациями и институтами развития. Так,

«Туризм.РФ» предлагает мегапроект «Новая Анапа» иностранным компаниям к участию в качестве инвесторов, ожидаем высокий интерес компаний из стран СНГ, ведь корпорация предоставляет беспрецедентные условия: инвестор может зайти в проект с 15-20% суммы от стоимости проекта, все остальное государство профинансирует благодаря различным инструментам институтов развития и банков. Таких предложений нет нигде или почти нигде в мире. Поэтому мы рассчитываем на то, что это будет неким положительным триггером для компаний, больше инвестировать в российский туризм, особенно в южные регионы, где в этом году побиты все рекорды по турпотоку. По нашей информации каких-то подписанных договоров еще нет, но мы рассчитываем на то, что в новом году интересанты появятся. Много соглашений по развитию гостиничных проектов подписано в рамках Восточного экономического форума, ожидаем будущий питерский международный форум. Я думаю, что здесь как раз инвестиционный портфель корпорации значительно увеличится, так как ситуация в экономике стабилизируется, а санкции не чувствуются, так как иностранных туристов очень много в Москве и других городах», — заключил Волков.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 16 апреля
EUR ЦБ: 99,79 (+0,07)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Курс доллара на 16 апреля
USD ЦБ: 93,59 (+0,15)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Все новости Краснодар
Россиянка проиграла 204-й ракетке мира на турнире WTA во Франции Спорт, 15:55
Зеленский ужесточил правила мобилизации Политика, 15:53
В Греции зажгли огонь Олимпийских игр 2024 года. Фоторепортаж Общество, 15:50 
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 15:46
Патрушев назвал причину чрезвычайных ситуаций с паводками Общество, 15:45
Под строительство Восточного подъезда к Краснодару зарезервировали 160 га Краснодар, 15:41 
В лесу в Ленобласти нашли тело инкассатора с огнестрельным ранением Общество, 15:39
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Фонд Сороса в Киргизии прекратил работу из-за закона об иноагентах Политика, 15:38
Курганский губернатор призвал людей «не испытывать судьбу» из-за паводка Общество, 15:34
Хачанов снялся с крупного турнира в Барселоне Спорт, 15:25
NASA признала, что упавший на дом во Флориде мусор прилетел с МКС Технологии и медиа, 15:18
На Настю Ивлееву составили протокол о дискредитации армии России Общество, 15:18
В Хабаровском крае лед снес мост через реку Сутырь Общество, 15:10
На форуме «Открытые инновации» обсудили будущее технологического развития Пресс-релиз, 15:06