Торговые центры Краснодара меняют собственников и формат
В апреле 2023 года стало известно о смене владельца одного из первых и самых крупных торгово-развлекательных центров Краснодара — «СБС Мегамолл». Новым собственником стал инвестиционно-строительный холдинг AVA Group. Договор о переходе прав собственности центров холдингу был подписан в марте 2023 года. AVA Group планирует не только сохранить развлекательный комплекс, но и расширить и приумножить его возможности.
«Мы планируем сохранить один из первых торгово–развлекательных центров Краснодара, для многих с этим местом связаны яркие детские воспоминания от посещения детских игровых комплексов, боулинга, кинотеатра. Вместе с тем, мы расширим возможности существующего объекта», — рассказывала РБК Краснодар вице-президент по коммерции и цифровизации AVA Group Татьяна Фоменко.
Холдинг планирует расширить и сам ТЦ и построить на территории бывшего фарфоро-фаянсового завода «Чайка» вторую очередь «СБС Мегамолл». Сделка по покупке нового актива создала в структуре холдинга еще одно направление деятельности — управление торгово-развлекательным центром. Сегодня инвестиционный холдинг работает в нескольких направлениях: девелопмент, цифровизация, гостеприимство, здравоохранение, логистика, производство.
«Сейчас на рынке формируется тенденция консолидации коммерческих площадей в специализированные обособленные подразделения у компаний-застройщиков. Эти подразделения профессионально осуществляют эксплуатацию как собственных объектов коммерческой недвижимости, так и вновь приобретенных», — отметил Мурат Псеунов, директор департамента коммерческой недвижимости ООО «Аякс».
В конце марта стало известно о покупке всего имущественного комплекса Краснодарского ТРК «Галактика», построенного еще в 2008 году. В нем ранее было расположено более 200 магазинов популярных брендов. Новым владельцем стало ООО «ВАК», основным видом деятельности которого является покупка и продажа недвижимого имущества.
«Данный актив был выставлен на торги еще в 2021 году, где его и приобрел частный инвестор. В дальнейшем «Галактика» будет лишь улучшаться и приводиться в порядок в рамках изначальной концепции торгово-развлекательного центра», — считает Мурат Псеунов.⠀
Сменил не только владельца, но и целевое назначение ТРЦ «Карнавал». Управляющая компания ООО «Капитал Сервис» продала объект владельцу сети аптек «Апрель» Вадиму Анисимову. «Карнавал» был небольшим торгово-развлекательным центром, здесь помимо шоурумов и небольших торговых точек действовали спортзал, детские центры, фотостудии. Теперь здесь разместится офисный центр сети аптек «Апрель».
Продажа прежними владельцами своих объектов объясняется и глобальными макроэкономическими причинами. Первой волной стало закрытие или сокращение посещений торговых центров во время пандемии, затем в связи с международными санкциями — уход из России ведущих зарубежных брендов, а также снижение покупательской способности россиян и уход торговли в онлайн.
«Все это заметно ударило по сегменту торговой недвижимости и было болезненно пережито операторами. Перспективы развития торговых центров стали достаточно призрачными, а инвестиционная привлекательность сегмента — не очень высокой», — считает генеральный директор консалтинговой компании MACON Илья Володько.
Не только реконцепция, но и редевелопмент требуется многим кубанским торговым центрам еще и потому, что многие из них были построены более 15 лет назад, и сегодня как морально, так и качественно устарели. «Рынок меняется — торговые центры становятся местом не только торговли, но и общения, здесь нужно создавать больше общественных пространств. Все это требует серьезных вложений, поэтому в первую очередь это могут делать крупные игроки, у которых есть ресурсы для реализации таких проектов. В первую очередь финансовые ресурсы, возможность привлечь кредиты. Именно крупные девелоперы смогут модернизировать ТЦ, добавляя новые сегменты, и сделать объект прибыльным», — отметил Илья Володько.
В связи с общерыночными тенденциями, сокращается и строительство новых торговых центров. Как сообщает портал malls.ru со ссылкой на исследования консалтинговой компании NF Group, по итогам 2022 года в России было открыто 28 торговых центров суммарной арендной площадью около 320 тысяч квадратных метров. Это минимальный показатель за последние 20 лет. По сравнению 2021 годом объем ввода новых торговых центров сократился на 64%. При этом 15 новых объектов открылось в регионах.
Аналитики ожидают, что «поступательное развитие региональных рынков торговой недвижимости продолжится с учетом корректировок на текущую ситуацию». Региональные рынки оказались более устойчивыми к последним изменениям из-за меньшего присутствия международных брендов. По итогам 2023 года ожидается ввод 406,7 тыс. квадратных метров новых торговых площадей, из них в регионах — 190,1 тыс. кв.м, что на 16% больше прошлогоднего показателя, пишет профильный malls-ru.
На Кубани уже есть первые примеры строительства новых торгово-развлекательных центров. Как уже сообщал РБК Краснодар, московская SIS Development вложит 757 млн руб. в строительство в Сочи торгово-развлекательного центра с ледовой ареной.