Рост долгов в ЖКХ на Юге замедлился из-за жестких мер взыскания
Просрочка снизила темпы
По подсчетам аналитиков коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн», задолженность населения Южного федерального округа за услуги ЖКХ в настоящее время достигла около 20 млрд руб. Рост за год составил чуть меньше 10% , тогда как еще в 2015г. темпы роста задолженности по отношению к предыдущему году составляли 23%.
Жители Ростовской области и Краснодарского края сегодня формируют около половины всей задолженности округа: на Краснодарский край приходится более 5 млрд руб. долга, а на Ростовскую область около 4 млрд руб.
«Ситуация с долгами в Южном федеральном округе, в том числе в Ростовской области, находится на приемлемом уровне и ее можно назвать благополучной по сравнению с положением в северных регионах», - прокомментировала РБК Юг президент «Секвойя кредит консолидейшн» Елена Докучаева.
Драконовские меры
В России в целом объем задолженности населения за услуги ЖКХ за год вырос на 10% и на текущий момент достиг 275 млрд руб. Сокращение темпов прироста задолженности аналитики агентства связывают с новыми методами взыскания долгов со стороны поставщиков ресурсов, управляющих компаний и государства.
«В качестве возможных вариантов решения проблемы неплатежей предприятия ЖКХ создают собственные службы по взысканию задолженности, нанимают профессиональные коллекторские агентства для досудебного взыскания задолженности, а также обращаются в суд с последующим принудительным взысканием долга, вплоть до лишения жилплощади тех, кто проживает на основе соцнайма, отключения ряда коммунальных услуг (электричества, горячей воды) и блокирования канализации, начисления пеней, повышение штрафов», - отмечают в «Секвойя кредит консолидейшн», добавляя, что еще 2-3 года назад такой тенденции не было.
Государство со своей стороны также принимает меры по борьбе с неплатежами. Так, например, часть россиян может столкнуться с отказом банка выдать им займ – в личную кредитную историю с весны 2017г. будут попадать все данные о долгах за коммунальные услуги. Кроме того, в начале 2016г. было введено начисление пени за просрочку платежей. В отношении добросовестного плательщика-гражданина закон предусматривает отмену пени в первый месяц просрочки, в случае просрочки платежа длительностью более 90 дней размер пени составит 1/130 ставки рефинансирования Банка России от невыплаченной в срок суммы за каждый день. Однако, по мнению экспертов, последняя мера оказывает эффект только на ту категорию должников, которые забывают платить вовремя по своей халатности.
Бедность как причина
Если говорить о причинах формирования задолженности, то, по данным аналитиков, главным фактором по-прежнему является снижение реально располагаемых доходов населения и рост безработицы, уровень которой в ЮФО достиг 6,5%.
По данным аналитиков «Секвойя кредит консолидейшн», на неплатежи также оказывает влияние совокупность таких факторов как отсутствие восприятия услуги ЖКХ в качестве коммерческого продукта, за который надо платить, несоответствие цены и качества предоставляемых услуг, рост тарифов за коммунальные услуги при росте цен на товары первой необходимости и другие.
Динамика накопления просроченной задолженности в южных регионах также обладает своими специфическими особенностями, связанными с превалированием сезонного типа занятости в курортных городах. Так, около 80% трудоспособного населения в курортных городах имеют непостоянный заработок. Порядка 15-20% трудоспособного населения этих регионов в зимний период уезжают в крупные города в поисках работы.
«Эта категория населения характеризуется либо наращиванием долга в течение года и его единоразовым погашением в преддверии нового отопительного сезона, либо неоплатой услуг ЖКХ в зимний период по причине отсутствия финансовой возможности и частичной оплатой в начале туристического сезона, когда их заработок возобновляется», - отмечают в «Секвойя кредит консолидейшн».
Как прокомментировал РБК Юг аналитик консалтинговой компании Greatesolution Андрей Кислицин, из-за неплатежей потребителей сильнее всего страдают ресурсоснабжающие организации.
«Уровень долга со стороны потребителей нередко ставит под удар деятельность ресурсоснабжающей организации, инвестпрограмму по ремонту и подготовке необходимого оборудования, и как следствие, иногда и уровень готовности к отопительному сезону. Как ни прискорбно в такой ситуации, в условиях кризиса в экономике, драконовские методы взыскания задолженности за услуги
ЖКХ пока выглядят самыми эффективными», - считает Кислицин.