Цена успеха: введение турналога повысит цены на размещение в отелях Юга
Госдума Российской Федерации 10 июля в третьем чтении приняла поправки в налоговый кодекс, предусматривающие введение туристического налога. С инициативой выступил Минфин РФ, предложив преобразовать курортный сбор в туристический налог.
Согласно планам ведомства, с января 2025 года дополнительный сбор за размещение туристов в муниципальный бюджет территорий будут выплачивать отели и гостиницы, оказывающие услугу. До 2025 года в России продолжит действовать механизм курортного сбора, который платят совершеннолетние отдыхающие за пользование туристской инфраструктурой в регионах действия эксперимента (Краснодарский, Ставропольский края, Санкт-Петербург, Республика Алтай, федеральная территория «Сириус», Севастополь). В Краснодарском крае с туристов взимают 30 руб. в сутки.
Муниципальные власти смогут самостоятельно определять необходимость введения туристического налога и его размеры. Ставка налога постепенно будет расти, начиная с 1% от стоимости проживания в 2025 году и прибавляя по одному проценту в год до 2029 года. В Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе и на федеральной территории «Сириус» налог будет устанавливаться властями городов и представительными органами.
В результате общей донастройки налоговой системы субъекты получат дополнительные финансовые ресурсы на реализацию национальных проектов, пояснил министр финансов Антон Силуанов. Сенатор Андрей Яцкин в своем Telegram-канале написал, что установление права муниципалитетов на введение туристического налога в зависимости от фактической загрузки гостиничного фонда позволит направить доходы бюджета в том числе и на развитие инфраструктуры курортов.
Мнения игроков рынка Краснодарского края и Ростовской области по поводу введения налога расходятся. Все согласны, что налог повысит тарифы на размещение в отелях и гостиницах. С другой стороны, если средства будут расходоваться муниципалитетами на благоустройство и развитие туристических территорий, то это повысит курортную и инвестиционную привлекательность городов.
Бизнес, а не благотворительность
Опрошенные РБК Краснодар отельеры считают, что введение туристического налога приведет к повышению цен на средства размещения. Предполагается, что сумма налога будет составлять 65-100 руб. с номера. По подсчетам главы представительства Федерации рестораторов и отельеров Ростовской области (ФРиО РО), члена Экспертного совета при уполномоченном по защите прав предпринимателей Ростовской области и генерального директора гостинично-ресторанного комплекса «Европа» в Ростове-на-Дону Карины Шатворян, отель на 50 номеров в месяц должен будет дополнительно платить еще около 100 тыс. руб.
С ней согласен и руководитель отдела продаж отеля «Полет чайки» в Сочи Евгений Конюхов, объяснивший, что кроме самого налога, на тарифах отразятся также и расходы на ведение бухгалтерии.
«Все возможные расходы, в том числе налоги, закладываются в стоимость проживания, так как это бизнес, а не благотворительность.<...> На цифрах, это будет 1% недополученной прибыли, но фактически в деньгах инвесторы не потеряют», — отметил Конюхов.
Ситуация осложняется тем, что стоимость отдыха на российских курортах и так быстро растет. Карина Шатворян привела пример, что сегодня неделя отдыха для семьи из четырех человек с двумя детьми в Адлере или в Крыму обойдется, без учета расходов на питание и дорогу, примерно в 300 тыс. руб. Общая сумма расходов приближается к 500 тыс. руб.
«Это решение загонит людей в такие рамки, что они начнут искать возможность размещения в каких-то квартирах, без определенного учета, значительная часть гостей может уйти в подполье. Все равно они будут искать возможность ездить, но это значительно отразится и на финансовых поступлениях в бюджет каждого города. Я думаю, что законопроект сырой», — резюмировала Шатворян.
Управляющий мини-отеля «Южная Дача» в Геленджике Олег Козыров уверен, что положительных сторон для отельеров и инвесторов в принятии нового законопроекта нет. Также нововведение может увеличить долю теневого сектора на рынке, уверен бизнесмен.
«Этот налог добавит 63% к существующей фискальной нагрузке комплексных средств размещения в среднем по стране и всем видам налогообложения. Для комплексных средств размещения на общей системе налогообложения это даст +33%, для средств размещения на особых режимах — +100-130%», — добавил Козыров.
Большинство опрошенных игроков рынка отмечают, что существенно на турпоток новый налог не повлияет, так как даже значительный рост цен на размещение в 10-25% не снижает туристической привлекательности Юга.
Инвестициям ничего не грозит
Часть экспертов отмечает положительные стороны нововведения. Если средства туристического налога также как и курортный сбор будут направлены на развитие инфраструктуры для отдыха, на развитие муниципалитетов, то это будет иметь положительный эффект для отрасли. Так, по мнению представителя Агентства Стратегических инициатив по направлению туризм (АСИ) Игоря Дрегваля, есть определенный риск некоторого снижения инвестиционной активности в туристском секторе, но в долгосрочной перспективе турналог только повысит инвестиционную привлекательность отрасли.
«Однозначно, муниципалитеты и территориальные органы должны будут более трепетно к ним [отелям, приносящим налоги — прим. ред.] относится. Есть предпосылки к тому, чтобы они развивались, росли, были устойчивыми, современными.<...> Соответственно, инвестор, видя, что данное предприятие в хорошем смысле слова «под крылом» и при поддержке органов власти, понимает, что его вложения в надежных руках», — объяснил Игорь Дрегваль.
С ним согласны и в Cosmos Hotel Group (управляет отелями в Сочи, Санкт-Петербурге, Москве, Волгограде, Грозном и др.). Туристический налог будет способствовать развитию внутреннего туризма. Эта мера позволит регионам сфокусировано направлять полученные средства на развитие локальной туристической инфраструктуры не только городской, но и гостиничной, рассказали РБК Краснодар в пресс-службе сети отелей. Карина Шатворян отметила, что положительно на отрасль возможность участия отельеров в распределении средств, полученных от налога.
Дополнительные плюсы
Отельер из Сочи Вероника Войнова рассказала, что многие предприниматели уже столкнулись с трудностями еще при введении курортного сбора. Несмотря на то, что сами туристы были не против его платить, сама процедура была сложной и отягощалась дополнительными расходами для отелей.
Например, банковская комиссия за перевод 10 руб. составляла 3%, и отелю оставались лишь 7%, а в бюджет нужно было переводить все те же 10 руб. (прим. при введении курортного сбора в г. Сочи он был равен 10 руб.).
«При принятии законопроекта о налоговых изменениях и преобразовании курортного сбора в туристический налог, станет легче работать персоналу, уйдет необходимость в дополнительных бизнес-процессах, возложенных на все тех же сотрудников службы приема и размещения. Будет сокращена отчетность и постоянное взаимодействие с сотрудниками администрации по этому вопросу», — поделилась Вероника Войнова.
Исполнительный директор краснодарского отеля «Krasnodar Marriott Hotel» Мария Старикова подчеркнула территориальную разницу между разными районами Краснодарского края, а следовательно и различную степень целесообразности введения налога в отдельных городах.
«Например, Краснодар в целом имеет круглогодичную загрузку на уровне, и не в полной мере зависим от сезона. Скорее всего, у нас загруженность связана с календарем событий. Поэтому целесообразность введения в городе Краснодар турналога остается под вопросом», — пояснила Старикова.
Вероника Войнова отметила, что введение туристического налога, возможно, приведет к более плавному распределению потока гостей по сезонам. Те туристы, которые уже не смогут себе позволить отдых в летний сезон из-за высоких тарифов на размещение, будут вынуждены переносить свой отпуск на весенние и осенние месяцы. Это также может оказать положительное влияние предприятия туристической отрасли, которые испытывают ряд определенных проблем от высокой нагрузки в летний туристический сезон.
«Я в целом больше склоняюсь к положительной оценке законопроекта. Потому что курортный сбор выявил ряд проблем технического характера, которые отразились и на персонале первой линии и туристах. Если это нюансы будут учтены, то отрасль получит больше плюсов, чем минусов», — резюмировала Войнова.