Локальное для глобального: Туризм стал драйвером для мегапроектов Юга
Мегапроекты стали одним из механизмов обеспечения суверенитета России в ответ на геополитические вызовы и формирования инновационной модели экономического роста страны. В 2023 году по поручению президента России Владимира Путина подготовлена концепция технологического развития до 2030 года, реализовать которую предлагается как раз с помощью мегапроектов. Опыт их реализации для нашей страны не нов: в разные периоды своей истории Россия с их помощью решала не одну конкретную задачу, а полностью перезагружала социально-экономическую сферу макротерриторий.
Опыт поколений
По словам старшего преподавателя Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Аглаи Кокуриной, реализация мегапроектов — распространенная практика в мировой экономике.
«Мегапроекты — совсем не новшество. Это, скорее, определенная необходимость в ситуации, где есть потребность реализовать глобальную задачу через слияние государственных и частных инвестиций в интересах большого числа людей. Это происходило во многих странах. Это всегда крупное строительство, разработка, создание механизма для направления и вовлечения потока факторов производства. Наиболее распространенные примеры реализации мегапроектов связывают с советскими стройками, но такая практика существовала и в царской России. Мегапроекты — это слияние общественных интересов, государственных и частных инвестиций. Это большой плюс для любой местности, для любой страны», — говорит Аглая Кокурина.
В период Российской империи к мегапроектам относили строительство Владикавказской железной дороги в 1875 году, в Советском Союзе — Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Опыт прошлых мегапроектов, включая советские стройки и инфраструктурные программы царской эпохи, становится ценным уроком для современных стратегий развития. Наиболее успешные проекты в области инфраструктуры, транспорта и других сфер могут послужить основой для новых инициатив, направленных на обеспечение устойчивого развития и укрепления позиций России в глобальной экономике.
Индустрия достижений
По словам Кокуриной, в истории новейшей России наиболее ярким и, что немаловажно, успешным примером реализации подхода мегапроектов можно назвать Олимпиаду-2014. Она стала не просто исполнившейся мечтой миллионов россиян, но и проектом, перезагрузившим социально-экономическую систему на территории всего макрорегиона.
«Олимпиада в Сочи — это отличный пример реализации мегапроекта. Дело в том, что у мегапроектов в своем большинстве есть один существенный недостаток — неэффективность. Речь идет не об одном конкретном проекте, а о совокупности проектов с вовлечением огромного числа людей и инвестиций. Достаточно сложно определить на каком конкретном этапе реализация такого проекта может быть неэффективной. Если говорить именно про истории проведения олимпиад, то большинство объектов, построенных для этих целей, к сожалению, сейчас уже не используются, они пустуют. Важнейший показатель, по которому проект можно определить как «мега», — это как раз дальнейшее многоцелевое использование. Олимпиада в Сочи — это уникальный пример успешного мегапроекта: прошло уже 10 лет, а эти объекты используют. Сегодня эти площадки нуждаются в дальнейшем расширении», — подчеркнула она.
Для людей
Вторым немаловажным критерием, при соблюдении которого к проекту можно добавлять приставку «мега», является число людей, вовлеченных не только в возведение таких проектов, но и в дальнейшую работу на них.
«Нужно обязательно оценивать проекты по количеству людей, которые реально работают на построенных объектах после их ввода в эксплуатацию. В Сочи к Олимпиаде было построено 445 объектов, сотни километров дорог и мостов, железнодорожного полотна, вокзалы, Центр пассажирских и круизных перевозок, инженерные сети, новые гостиницы, курорты и многое другое. Здесь и сегодня трудится огромное количество людей, и это прямой социально-экономический эффект успешного проекта», — подчеркнула Кокурина.
На юге в настоящее время в разных стадиях реализуется ряд проектов, которые уже соответствуют всем критериям, предъявляемым к мегапроектам. По словам Кокуриной, к ним можно отнести практически все масштабные дорожные стройки: «Джугба–Сочи», обходы в Ростовской области и Краснодарском крае, Азовское кольцо.
«Что касается темы дорог и транспорта, то проекты в этих сферах практически всегда являются мегапроектами в силу нескольких причин. Во-первых, сокращение протяженности расстояний между территориями — это большие возможности для страны в целом, они касаются огромного количества людей и качества их жизни. Во-вторых, увеличение грузопотока — это всегда прямой экономический эффект не только для компаний, но и для государства», — отметила эксперт.
Точки притяжения
Одним из крупных направлений, в котором в настоящее время на юге реализуют мегапроекты, является туризм. Однако здесь, в отличие от дорожной сферы, далеко не каждый проект будет соответствовать этому статусу. Просто построить гостиницу недостаточно.
«Туристические проекты привлекают огромное внимание в настоящее время, их возведение является назревшей необходимостью. Эффект реализации таких проектов, конечно, распространяется на большое число людей, и по этому параметру это, безусловно, мегапроекты. Реализация этих проектов напрямую развивает и другие сферы (например, тот же транспорт). Во многие привлекательные туристические места невозможно добраться из-за отсутствия нормативных дорог. Другие, как, например, на юге, значительно перегружены туристами. В этом смысле «Новая Анапа», где предусмотрено строительство дорог и даже медучреждений, безусловно, мегапроект. Если же мы говорим только о строительстве одной, например, гостиницы или канатной дороги, то это не мегапроекты, так как в них отсутствует глобальный социально-экономический эффект», — подчеркнула собеседница.
Мегапроекты, которые уже реализованы на юге России, и те, которые только предстоит воплотить в жизнь, объединены глобальной целью, заключающейся не просто в перезагрузке экономики макрорегиона, но в первую очередь в объединении людей вокруг развития территории для комфортной жизни.
Мегапроекты по-прежнему остаются важным инструментом для достижения стратегических целей суверенитета и развития страны. Их успешная реализация требует не только финансовых и организационных усилий, но и широкой общественной поддержки, эффективного управления ресурсами и стратегического видения будущего.