Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Краснодар
Минздрав ответил на сообщения о скачке смертности из-за онкологии Общество, 21:33 Во французском футболе со следующего сезона отменят Кубок лиги Спорт, 21:31 Трамп пообещал объявить о новых санкциях против Ирана в течение 48 часов Политика, 21:12 «Локомотив» назвал состав на матч Лиги чемпионов с «Байером» Спорт, 21:09 ФРС США снизила ставку второй раз подряд после десятилетней паузы Финансы, 21:01 Нетаньяху не смог получить большинства в парламенте Политика, 20:59 Кандидат в Мосгордуму подал иск об отмене итогов интернет-голосования Политика, 20:55 Российские волейболисты завершили групповой этап ЧЕ без поражений Спорт, 20:38 СК завел дело после перестрелки полицейских на станции метро в Москве Общество, 20:36 Уровень безработицы в России обновил исторический минимум Экономика, 20:15 Все главы городов и районов Крыма написали заявления об отставке Политика, 20:04 Опубликованы фото с места стрельбы в Москве Общество, 20:02 СМИ сообщили о приходе Заворотнюк в сознание Общество, 20:02 Российская теннисистка вышла в четвертьфинал турнира в Китае Спорт, 20:01
Краснодар ,  
0 
Дело на 6,9 млн: почему общественник подал в суд на РБК и «Югополис»
Фото: succo / Pixabay

Общественная организация «Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края» подала в суд на издания РБК и «Югополис» из-за материалов о жалобах автопроизводителей на краснодарские суды. Об этом говорится в материалах Арбитражного суда Кубани.

Согласно определению суда, организация требует признать сведения, размещенные в материалах издания, не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию «Комитета по защите прав потребителей». Речь идет о статьях «Мировые автоконцерны пожаловались в ФСБ на работу судов в России. Покупатели машин смогли взыскать с производителей 200 млн. рублей», размещенной на сайте РБК и «Мировые автоконцерны обвинили суды Краснодара в участии в мошеннической схеме по взысканию компенсаций», опубликованной на «Югополисе».

Руководство общественной организации также просит обязать ответчиков опубликовать опровержения сведений, размещенных в статьях, а также взыскать с каждого издания по 3,45 млн рублей в качестве компенсации вреда, якобы причиненного деловой репутации.

Руководитель КРОО «Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края» Александр Бережной от комментариев отказался, заявив, что «устал общаться с прессой». Все подробности по делу станут известны с началом судебного процесса, заявил он.

В настоящее время исковой заявление от имени организации принято Арбитражным судом к производству. Предварительное судебное заседание состоится 6 августа 2019 года в 11:00.

С чего все началось

28 мая РБК опубликовал материал о том, что крупные мировые автоконцерны заявили о схемах мошенничества с участием судов Краснодарского края «под прикрытием» исков о защите прав потребителей. В этот же день материал со ссылкой на издание перепечатал «Югополис».

Напомним, автопроизволители утверждали, что районные суды Краснодара — Прикубанский, Советский, Октябрьский и Ленинский — задействованы в схеме по взысканию с производителей возврата стоимости автомобилей, в несколько раз превышающего первоначальную стоимость машины при ее продаже.

Жалобы были направлены в Совет по противодействию коррупции при президенте России, ФСБ, генеральному прокурору Юрию Чайке и в Высшую квалификационную коллегию судей. Обращение подписали руководители заводов-изготовителей и импортеров автомобилей марок Kia, Hyundai, Volvo, Mercedes-Benz, Jaguar Land Rover, GM.

По мнению руководителей автоконцернов, в регионе действует организованная группа, цель которой — причинение вреда автопроизводителям и импортерам с помощью злоупотребления правом и под прикрытием исков о защите прав потребителей. Авторы письма утверждают, что подобные нарушения с каждым годом приобретают все более масштабный характер.

Во многих делах, упомянутых в документе, представителями заявителей выступала общественная организация «Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края».

В качестве доказательств авторы письма прикрепляли список судебных дел по искам к изготовителям (импортерам) автомобилей, рассмотренных, по их мнению, с грубыми нарушениями закона в судах Краснодарского края в период 2016-2018 годы. Общая сумма взысканий по всем искам составляла 219,4 млн рублей.

Что говорит истец

Ранее руководитель общественной организации «Комитет по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края» Александр Бережной заявлял РБК Краснодар, что не согласен с предъявленными автопроизводителями претензиями. По его словам, во многих случаях автоконцерны отказывают потребителям в удовлетворении заявленных претензий, поэтому возникает необходимость урегулирования вопросов в суде.

По словам Бережного, в спорах между производителями и покупателями«нередко доходит до абсурда»: в частности АО «Мерседес-Бенц Рус» попросило клиента из Краснодарского края предоставить для осмотра автомобиль в Мытищинский район Московской области.

Руководитель «Комитета по защите прав потребителей и предпринимателей Краснодарского края» также объяснил, как складывается итоговая выплата по суду, которая превышает стоимость автомобиля в 2-3 раза. По его словам, существенную часть составляют штрафные санкции, строго регламентированные законодательством, а также компенсации за проведенные экспертизы, подтверждающие факт неисправности.

Что говорят в РБК и «Югополисе»

Владелец и редакционный директор «Югополиса» Юрий Гречко рассказал РБК Краснодар, что издание до сих пор не получило копию искового заявления, несмотря на то, что определение о его принятии было подписано еще 25 июня 2019 года. Поэтому о ситуации в редакции могут судить лишь по документу из картотеки на сайте Арбитражного суда Краснодарского края и публикаций СМИ.

«У этого дела два аспекта. Первый — оригинальная публикация на сайте РБК, в которой агентство, ссылаясь на письмо автоконцернов, доводит до сведения читателей лишь суть дела, никого не обвиняя.Второй аспект — привлечение нас в качестве соответчиков по делу. Этот второй аспект интересен тем, что новости по оригинальной публикации РБК выпустили десятки информагентств и СМИ, как федеральных, так и местных, но «Комитет по защите прав потребителей» решил выставить претензии лишь «Югополису», — отметил Юрий Гречко.

По его словам, удивляет тот факт, что общественная организация, которая «регулярно от имени потребителей участвует в судебных процессах», не обращает внимание на закон «о СМИ», статья 57 которого снимает с издания ответственность за прямое или косвенное цитирование сообщений информагенств.

«Вызывает вопросы и полное отсутствие претензионной переписки с истцом — ее нет ни в электронной, ни в печатной форме — а также беспрецедентно высокие денежные требования — 3,45 млн рублей. Наши юристы немедленно приступят к изучению документов и подготовке к судебному заседанию после получения искового заявления», — добавил владелец «Югополиса».

В пресс-службе холдинга РБК сообщили, что получили исковое заявление общественников, и заявили о готовности «отстаивать право на профессиональную работу редакции любыми законными способами».

«С разочарованием относимся к попыткам истца обвинить РБК в некомпетентности и предвзятости вместо того, чтобы по существу реагировать на факты, изложенные в нашей публикации. Юристы РБК изучают аргументацию иска и причину подачи его именно в краснодарский арбитраж. У нас нет оснований сомневаться в беспристрастности краснодарского суда при рассмотрении этого дела», — добавили в пресс-службе РБК.

Что говорят эксперты

По словам краснодарского адвоката Алексея Аванесяна, для доказательства нарушений со стороны необходимо в обязательном порядке провести лингвистическую экспертизу. Он также выразил недоумение, что «Комитет по защите прав предпринимателей» не потребовал привлечь к ответственность автопроизводителей, которые были изначально авторами обращения, на основе которого были подготовлены публикации.

«Нельзя обвинять СМИ в том, что они цитируют автоконцерны. Если в обращении есть признаки, позволяющие говорить о посягательстве на деловую репутацию организации, то им сначала и нужно предъявлять исковое заявление », — говорит адвокат.

Аванесян также считает, что в процессе рассмотрения дела сработает «эффект Стрейзанд», причем в пользу автопроизводителей, заявлявших о наличии коррупционных схем в краснодарских судах.

Эффект Стрейзанд — социальный феномен, выражающийся в том, что попытка изъять определенную информацию из публичного доступа приводит лишь к ее более широкому распространению (обычно посредством интернета).

По мнению адвоката, сумма предъявленных взысканий явно завышена — общественникам придется доказать, как она была рассчитана и почему ее необходимо взыскать со СМИ.

Адвокат юридической компании «Митра» Алина Лактионова напомнила, что еще в 2016 году Верховный суд РФ опубликовал «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации», где указал при каких условиях заявителям надо в суде отказывать в удовлетворении требований по данной категории дел.

«Это три условия: порочащая информация, ее распространение и несоответствие фактов действительности. И если из этих трех условий отсутствует хотя бы одно, то на победу в суде рассчитывать не стоит», — рассказала она.

При этом обязанность доказывать факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск, а также порочащий характер этих сведений лежит на истце, подчеркнула она. Ответчик должен привести доказательства действительности оспариваемых сведений, используя ссылки на официальные документы и судебные решения, объяснила Лактионова.

Председатель Союза журналистов Кубани Диана Горбань сообщила РБК Краснодар, что профессиональное объединение готово оказать поддержку и консультационную помощь СМИ.

«Мы в курсе сложившейся ситуации и продолжим следить за развитием событий. Пока к нам за помощью никто не обращался, но мы готовы поддержать коллег, оказать им юридическую поддержку в суде, привлечь экспертов, если в этом возникнет необходимость. Однако мы не можем заменять собой судебную инстанцию, и окончательное решение по поводу того, был ли нарушен закон «О СМИ» при публикации этих материалов должен принимать суд», — подчеркнула Горбань.