Перейти к основному контенту
PROСтройка ,  
0 
Эксклюзив

Без аналогов: чем юг России привлекает коллекционеров недвижимости

Стоимость лотов трофейной недвижимости в Сочи достигает $15 млн
Внимание коллекционеров недвижимости перемещается с Москвы и Санкт-Петербурга на Юг — Сочи и Ростов-на-Дону. Эксперты объясняют это исключительным бэкграундом городов, благоприятным климатом и уникальными локациями
Отель MANTERA Supreme Seaside
 
Отель MANTERA Supreme Seaside   (Фото: Five Development)

«Трофейной» называют недвижимость, которая не имеет аналогов и обладает эксклюзивными характеристиками. По оценке экспертов отрасли, доля объектов, соответствующих этому премиальному статусу, в мире не превышает 2%. В России еще несколько лет назад все «трофеи» располагались в Москве и Санкт-Петербурге, однако сегодня внимание коллекционеров притягивает Сочи. Курорт не только вошел в тройку городов мира с самым дорогим элитным жильем, но и стал единственным местом в стране за пределами деловых столиц, где есть трофейные объекты.

Что делает недвижимость «трофейной»

Трофейная недвижимость — это самые редкие по различным характеристикам (прежде всего по площади, локации и цене) и дорогие объекты недвижимости, представленные на рынке того или иного города. Иными словами, коллекционные объекты претендуют на статус уникальных без всяких рекламных преувеличений. Для обладателя такой лот по праву считается трофеем, подчеркивающим статус владельца, его достижения, принадлежность к узкому кругу элиты общества.

«Чтобы здание можно было отнести к данному сегменту, оно не должно иметь аналогов на рынке. Мало быть качественным и дорогим, нужно быть уникальным. Как правило, «трофейная недвижимость» представлена единичными объектами, которые отличаются необычной локацией, неповторимыми видовыми характеристиками, уникальной архитектурой от всемирно известных мастеров и высочайшим качеством строительства. Подобные объекты экспонируются только в сегменте делюкс и часто являются объектом культурного наследия или находятся на исторически значимой территории», — рассказал партнер, региональный директор департамента городской недвижимости NF Group Андрей Соловьев

В сегменте элитной недвижимости «трофейные» лоты занимают самую верхнюю планку по стоимости и ограниченности предложения. По данным NF Group, в России большая часть трофейной недвижимости сосредоточена в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах такие объекты есть только в одном городе — Сочи. На столичных рынках цена на лоты варьируется в диапазоне $20-50 млн, в курортной зоне — $5-15 млн.

С «трофейной» недвижимостью не работает обычный принцип ценообразования, и нет единых критериев по формированию стоимости, считают участники рынка. Наиболее востребованные и дорогие предложения не имеют аналогов, обладают культурной и архитектурной ценностью, авторским дизайном, расположены в уникальных природно-климатических и исторических локациях.

«Цена таких проектов складывается не из затрат на их создание, а из совокупности факторов: сюжета, архитектуры, творца, создавшего и воплотившего идею и концепцию, которую несет в себе здание, — рассказал «РБК Трендам» управляющий партнер Intermark Real Estate Дмитрий Халин.— Такую недвижимость нельзя назвать классической или традиционной, она существует по своим собственным законам. Как обладание шедеврами искусства — прерогатива самых обеспеченных слоев населения, так и владение трофейной недвижимостью — удел тех, чьи материальные возможности практически неограниченны. Причем сами владельцы создают дополнительную ценность этих объектов, напитывая дом своей историей. Таким образом трофейная недвижимость оказывается вне времени и вне моды».

Трофейной недвижимостью следует считать эксклюзивный продукт из линейки высокого сегмента, сочетающий в себе исключительный набор характеристик, считает заместитель генерального директора, коммерческий директор девелопера курортной недвижимости FIVE (входит в группу «Мантера») Елена Кабешева.

«Такие объекты строятся в центральных районах городов, исторических и лучших курортных локациях. Они наполнены качественной инфраструктурой и предлагают доступ к живописным визуальным характеристикам — видам на море или горы, достопримечательностям или парковым зонам. Такие объекты часто воспринимаются как знак статуса и успеха, что добавляет им ценность. Трофейные лоты в большинстве случаев являются единственными в своем роде — штучный товар. Именно поэтому трофейную недвижимость часто приобретают в коллекцию», — сказала Кабешева.

Курорты привлекают коллекционеров

Если несколько лет назад «трофейная недвижимость» в России прочно ассоциировалась с историческими локациями столичных городов, то сегодня фокус внимания коллекционеров премиальных лотов сместился в сторону юга страны. В первую очередь это касается Сочи, который по праву считается курортной столицей России, отмечают участники рынка.

«Интерес к недвижимости Сочи обусловлен уникальными особенностями города: Кавказские горы, южное море и мягкий субтропический климат привлекают на черноморское побережье туристов со всего мира. Олимпийское наследие также наделяет курорт историко-культурным значением. Иначе говоря, обладать квартирой в Сочи стало престижно и элитарно. Кроме того, существенно «подогрели» спрос санкции и закрытые границы. В то время, когда вкладывать денежные активы в зарубежную недвижимость стало рискованно, Сочи предлагает состоятельным покупателям по-настоящему «трофейные» лоты. Появление таких объектов на рынке по-настоящему редкое событие, поэтому они всегда пользуются большим спросом», — пояснила генеральный директор LeePrime Group Лилия Дорохина.

Труднодоступность привычных европейских локаций для российской элиты становится импульсом, который превращает Сочи в новую столицу трофейных объектов, считают в Intermark Real Estate.

«Если сравнивать Сочи с Лазурным берегом Франции — Ниццей и Каннами, то нельзя сказать, что они полностью премиального уровня и застроены только трофейными объектами. Здесь очень дорогие объекты могут соседствовать с проектами более низкого сегмента, — считает Дмитрий Халин. — И с этой точки зрения отдельные локации в Сочи вполне имеют шанс стать центрами притяжения для трофейных объектов».

Сочи — это единственное место на Черном море, подходящее для появления здесь трофейной недвижимости обеспеченных россиян, рассказала «РБК Трендам» основатель агентства элитной недвижимости Kalinka Екатерина Румянцева.

«Все говорит «за»: климат, уникальное природное сочетание моря и гор, а также инфраструктура для люксового отдыха. Например, гавань, которая будет приспособлена для обслуживания яхт большого водоизмещения», — объяснила Румянцева.

Какие объекты на Юге можно отнести к «трофеям»?

Среди лотов «Черной пятницы рынка недвижимости» (18+) в 2024 году числился трофейный пентхаус в комплексе делюкс-класса MANTERA Seaview residence, расположенном на Имеретинском побережье в Сочи. Его стоимость оценивалась почти в 1 млрд руб. Апартаменты площадью 212,5 кв. м включают три спальни, кухню-гостиную, два гардероба и три санузла. С персональной террасы площадью 67 кв. м открываются виды на Черное море и Кавказские горы.

Еще одним трофеем в Сочи можно назвать бутик-отель «Усадьба Хлудова». Это восстановленный исторический особняк в старейшем парке города «Ривьера», основанном в 1898 году представителем династии купцов Василием Хлудовым. Позднее в парке он построил усадьбу, в которой сам и проживал. Фасад дома выполнен в стиле русского модерна известным архитектором Львом Кекушевым. Интерьеры отеля выполнены руками русских мастеров в стиле русское барокко. Элементы декора, архитектурные элементы, статуи, отделки потолка — сусальное золото. На стенах усадьбы вывешено около 300 полотен сочинских мастеров живописи.

Премиальные апартаменты LeePrime Residences, расположены на высоте 560 м в окружении природы Розы Хутор — одного из крупнейших горнолыжных кластера юга России. В отделке используются экологически чистые материалы, свойственные горным шале: дерево, стекло и натуральный камень. Несмотря на уединенность, апартаменты обладают прямым доступом к горнолыжным подъемникам, ресторанам, услугам СПА и шопинга. Неподалеку от апартаментов находится набережная реки Мзымта.

К 2027 году на главном курорте страны будет построен еще один «трофей»: компании AR Group и APD совместными усилиями возводят клубный комплекс The Point на территории санатория «Красмашевский». Здравницу открыли в 1936 году, сейчас она носит статус объекта культурного наследия. Проект возведут на холме, покрытом тропической растительностью, с которого открываются виды на море, горы и Сочи. Архитектурным стилем для The Point авторы выбрали классицизм с элементами Belle Époque, прообразами для которого послужили вилла Massena и Les Chênes Verts на французской Ривьере.

Трофейные лоты можно найти не только на Черноморском побережье. По результатам ежегодной премии Urban единственным проектом на Юге России в номинации лучший региональный комплекс элит-класса в 2024 году был признан дом-резиденция «Собрание» от группы компаний «Альянс». Он включает 169 лотов в доме в центре Ростова-на-Дону с переосмыслением классической архитектуры и использованием материалов премиум-качества.

Дом-резиденция «Собрание» включает насыщенную инфраструктуру: пространство для работы, библиотеку, фитнес-зал, бьюти-коворкинг, детский игровой клуб, двор-сад на 3600 кв.м., подземный паркинг на 163 места и комнату ожидания для водителей. Особое внимание девелопер уделил не только внешнему виду здания, но и инженерному оснащению. Так, блоки кондиционеров будут расположены на кровле здания, чтобы сохранить эстетику фасадов.

В Ростове-на-Дону также можно отметить Клубный дом «Парамонов», возводимый на набережной Дона возле главного «южного» въезда в город. «Трофеем» его делает уникальная история набережной, вид на реку и стадион «Ростов-арена», а также история семьи купцов Парамоновых.

«Архитектура проекта задумана так, чтобы через 50, 100 и даже 200 лет дом, выглядел актуально и набирал свою историческую ценность. Произведения искусств именитых мастеров в парадной и дворе дома созданы специально для данного проекта», — рассказал основатель консалтингового бюро «Жилин.Эксперт» Александр Жилин.

Большие площади и малое количество квартир определяют высокий уровень будущих владельцев и высокую ликвидность коллекционных лотов. Также к достоинствам и отличительным чертам Жилин относит видовые террасы, видовый двор и большое количество парковочных мест, центральное кондиционирование и вентиляцию.

«И самое главное — концептуальность. Все параметры дома, составляют единую смысловую концепцию, воплощенную в архитектуре, интерьерах, благоустройстве двора, художественных произведениях, которые в свою очередь поддерживают исторический и культурный контекст города. Такая недвижимость стоит дорого, со временем ее ценность растет, как коллекционное вино и произведения признанных мастеров», — заключил Жилин.

Стабильный актив для сохранения капитала

Высокая стоимость лотов очерчивает достаточно узкий круг состоятельных людей, которые являются покупателями таких объектов — владельцы бизнеса, крупные общественные деятели, известные спортсмены, звезды кино и искусства. «Они приобретают недвижимость в первую очередь для себя, так как ценят комфорт, исключительность и приватность, готовы наслаждаться плодами своего труда и получать удовольствие от жизни в премиальных условиях. А также хотят сделать ценный «трофейный» лот предметом семейной коллекции, чтобы затем передать по наследству», — считает Лилия Дорохина.

С точки зрения инвестиционных вложений, «трофеи» являются стабильным активом, продолжает эксперт. Такая недвижимость в меньшей степени подвержена изменениям в экономике, на ее востребованности не сказываются колебания на рынке и геополитические риски.

Трофейную недвижимость отличает высокая инвестиционная привлекательность. Это связано с тем, что предложение таких объектов на юге России в разы ниже растущего спроса целевой аудитории. Трофейные лоты не имеют равных по ликвидности, доходности и гибкости использования, считает Елена Кабешева.

«»Трофейная недвижимость» — это даже не про инвестирование, а про долгосрочную защиту капитала и желание инвестора диверсифицировать свой портфель, — добавляет Андрей Соловьев.— При этом стоимость объектов растет параллельно спросу, а сложившиеся тенденции рынка поддерживают инвестирование в высококлассные дорогостоящие объекты».

В рамках проекта «Место под солнцем» Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ рассказывает о том, как меняются города в ответ на современные вызовы, какие драйверы станут фундаментом для развития южных регионов, как территории становятся привлекательными для отдыха и постоянной жизни.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

Лента новостей
Курс евро на 19 сентября
EUR ЦБ: 102,04 (+0,53)
Инвестиции, 18 сен, 17:52
Курс доллара на 19 сентября
USD ЦБ: 91,67 (+0,24)
Инвестиции, 18 сен, 17:52
Все новости Краснодар
Облигации обошли акции по соотношению риск/доходность. Какие купитьPro, 11:23
Украина объявила в розыск обвиняемого в коррупции депутата Рады ОдарченкоПолитика, 11:15
Курс биткоина превысил $62,5 тыс. после снижения ставки ФРСКрипто, 11:11
Власти Адыгеи заключили 8 договоров КРТ с 1,1 млн кв. м жильяКраснодар, 11:10 
РФС назвал лучшего футболиста РоссииСпорт, 11:09
В посольстве Ливана в Москве заявили, что не пользуются пейджерамиПолитика, 11:03
Казахстан с 2022 года вернул в госсобственность активы на $2,3 млрдПолитика, 11:02
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Альфа-Лизинг: «От роста ключевой ставки пострадает МСБ, но недолго»РБК Компании, 11:00
Игра с кадастровой ценой недвижимости: как изменить с выгодой для фирмыPro, 10:56
ФСБ накрыла канал переправки африканцев в ЕС через РоссиюОбщество, 10:40
Внутренний аудит: как повысить эффективность бизнеса и снизить его рискиОтрасли, 10:39
Что такое экспирация и почему о ней важно знать инвесторуИнвестиции, 10:35
Неизвестные в Киеве вновь сожгли машины военнослужащихПолитика, 10:32
NYT узнала о создании Израилем фиктивных фирм для производства пейджеровПолитика, 10:19