Еще меньше денег от Москвы: как на Кубани будут пополнять дорожный фонд
Федеральный бюджет уменьшает финансирование развития региональных, муниципальных и местных дорог. В 2016г. по программе «Развитие транспортной системы» предусмотрено выделение 84 млрд руб., в следующие три года запланировано дальнейшее сокращение – 42 млрд руб. в 2017 г. и 23,5 млрд в 2019 г.
Помимо этого, по данным «Ведомостей», федеральный бюджет собирается забрать часть доходов, которые идут в дорожные фонды. В 2017 г. регионы будут получать уже не 88% топливных акцизов, а только 61,7%, в 2018 г. – 57,4%, в 2019 г. – 60,2%. В итоге субъекты Федерации могут лишиться за три года 450 млрд рублей.
В то же время, регионы получат больше свободы для того, чтобы самостоятельно зарабатывать на ремонт и поддержание дорог. В частности, для получения дополнительного финансирование они могут претендовать на деньги, собранные системой «Платон», а также повышать транспортный налог.
По данным Минфина Кубани, финансирование расходов на строительство, реконструкцию, содержание, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения проходит по программе государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края». По ней в 2016г. выделялось 16,1 млрд. рублей, из них из федерального бюджета – 1,3 млрд. рублей, из краевого – 14,8 млрд рублей.
«Сокращение федеральной поддержки на мероприятия по строительству, реконструкции, содержанию, капитальному ремонту и ремонту окажет незначительное влияние на выполнение запланированных в крае мероприятий. В текущем финансовом году доля расходов за счет средств федерального бюджета составляет 8% от всех расходов по данному направлению», – прокомментировали в ведомстве.
Как рассказал РБК Юг министр транспорта Кубани Анатолий Вороновский, основным источник финансирования является дорожный фонд. «Объем федеральных средств, которые поступают в виде субсидий, меняется ежегодно. Так, например, мы получим в следующем году 1 млрд руб. Финансирование идет по целевой программе «Безопасные дороги», – отметил он.
По оценкам регионального Минфина, дополнительные поступления в дорожный фонд Краснодарского края возможны за счет роста ставок по акцизам на нефтепродукты, которые являются основным источником, направляемым на формирование регионального дорожного фонда.
«Уже рассматривается на федеральном уровне увеличение норматива распределения акцизов на нефтепродукты для края до 4,7541% (в 2016 г. – 4,4120%). Повышение ставки транспортного налога не планируется. Продолжится совершенствование качества администрирования налоговых и неналоговых платежей. В частности именно по транспортному налогу предусмотрен рост поступлений относительно оценки 2016 года примерно до 16%», – уточнили в Минфине.
Также край может получать дополнительные средства по системе «Платон», напоминает Вороновский. «Но пока мы к этому не готовы. Система стоит на федеральных дорогах. Мы планируем внести предложение законодателям о внедрении системы и для региональных трасс», – отметил министр транспорта Кубани.
В Краснодарском крае насчитывается около 1.2 тыс. км. федеральных дорог, 10 тыс. региональных и порядка 30 тыс. муниципальных. При этом, на уровне субъекта трассы финансируются в пределах 30% от необходимого объема средств (данные Минтранса).
По информации на октябрь 2016г., Дорожный фонд Краснодарского края в 2016г. был исполнен на 64%. Его объем на год установлен в размере 19,2 млрд рублей.
В 2015г. в Краснодарском крае фактические расходы на ремонт и поддержание региональных дорог оказались почти на треть меньше поступлений в дорожный фонд, сообщал Минтранс. По факту объем направляемых в него доходов бюджета Кубани составил 20,8 млрд руб., превысив плановый показатель в 18,6 млрд рублей. Акцизы на топливо принесли 11,5 млрд руб., транспортный налог — 6 млрд руб., около 3 млрд составило софинансирование из федерального бюджета. Еще 3,2 млрд обозначены как «другие источники, определенные законом Краснодарского края». Однако по итогам года фактические расходы составили 13,7 млрд рублей.
Из-за отсутствия средств на счете краевого бюджета финансирование дорожной деятельности было ограничено с сентября и к концу года достигло только 73,7% от установленного плана.
По нормативу в 2016г. финансирование капитального ремонта и содержания автодорог регионального значения должно составить 36,1 млрд. рублей. Но из-за дефицита фактическое финансирование этих видов работ составляет в 2016 году 34,2%, а с учетом оплаты кредиторской задолженности 2015 года за счет лимитов 2016 года – 29,3%.
Систему дорожных фондов вернули в Краснодарском крае в 2012 году. Власти региона возлагали большие надежды на этот инструмент финансирования — экс-губернатор Александр Ткачев заявлял, что это позволит существенно увеличить расходы на ремонт и строительство дорог, так как фонд пополнялся за счет налога на топливо.