IT в селе: что мешает цифровизации АПК на Юге России
Цифровизация — это общемировой мировой тренд, которому следуют, в том числе, участники сельсхозрынка регионов России. Общая задача для предприятий во всех регионах — это повышение урожайности и маржинальности производства при сокращении производственных потерь. В Краснодарском крае внедрение цифровых технологий в АПК происходит относительно медленными темпами. Причины такой динамики и варианты решения проблем обсудили участники круглого стола РБК Краснодар «Умные технологии» в АПК на Юге России».
Если есть на свете рай...
«Уровень цифровизации сельского хозяйства в средней полосе России выше, чем на юге страны. С одной стороны, здесь климат позволяет получать урожайность выше и, соответственно, экономика складывается лучше. Это позволяет фермерам расслабиться и меньше требовать от своего менеджмента внедрения каких-то новых технологий. В регионах юга можно получить больший прирост не за счет цифровых решений, а за счет оснащений техникой и этот эффект будет достаточно высоким», — считает генеральный директор сервиса «Магротек» Вячеслав Холодченко.
Начальник управления по заготовке сырья ООО «ЗК ЭФКО-К» Алексей Махно, анализируя эффективность деятельности предприятий, которые расположены на территории всей страны, согласен с тезисом, что сельхозтоваропроизводители юга отстают по темпам цифровизации от предприятий из центра страны.
«Юг благодаря своему географическому положению, более высокой урожайности и земельно-почвенному фонду по уровню цифровизации отстает от других регионов РФ. Предприятия в средней полосе вынуждены по максимуму вкладываться в автоматизацию и цифровизацию, чтобы держать маржинальность и рентабельность сельхозкультур», — констатирует представитель ООО «ЗК ЭФКО-К».
Эксперт отмечает, что за последние два года на юге только начинает появляться запрос на цифровое сельское хозяйство, поскольку несмотря на региональные климатические особенности, преимущества новых технологий становятся очевидны. Они повышают маржинальность предприятия, что в итоге является целью любого производства.
По мнению руководителя и создателя проекта «Полевод», директора по аграрным технологиям цифровой платформы Direct.Farm Сергея Лукашова, основная причина такого отставания заключается в том, что юг России в большей степени представлен фермерскими хозяйствами.
«На юге России преобладают небольшие сельскохозяйственные фермы, а Сибирь — это большие холдинги, которые больше заинтересованы в цифровизации, поскольку она позволяет повысить эффективность управления внутри компании. На юге фермы, имеющие площади от 200 га до 500 га в среднем, выбирают преимущественно ручное управление, поскольку им так проще. В этом случае не нужно заканчивать специальные курсы и устанавливать какие-то новые программы» — комментирует создатель проекта «Полевод» (новый цифровой сервис по агромониторингу полей) Сергей Лукашов.
Заместитель министерства сельского хозяйства Краснодарского края Сергей Тимченко подтверждает, что фермеры на Кубани предпочитают традиционные способы ведения сельского хозяйства.
«Сегодня мы наблюдаем, что, несмотря на цены в десятки миллионов рублей за трактор или комбайн, сельхозтоваропроизводители делают выбор именно в пользу оснащения автопарка», — говорит представитель ведомства.
Главный научный сотрудник отдела селекции и семеноводства пшеницы и тритикале ФГБНУ «Национальный центр зерна имени П.П. Лукьяненко» Александр Боровик называет такую ситуацию в отрасли здоровым консерватизмом.
«На юге все новинки воспринимаются с очень большим скепсисом и это нормально, поскольку все новые технологии должны доказать свою эффективность и быть проверены на небольших экспериментальных участках», — комментирует он.
Кадры в процентах
«Агрономы, которые работают в полях и принимают решения, 80% времени тратят на переезды, 19% занимает общение и разговоры с сотрудниками и только 1% тратится на принятие решений. На одного агронома приходится порядка 3-5 тыс. га. Таким образом, не приходится говорить о каком-либо качестве принятия решения, нет никакой обработки данных в индустрии вообще», — приводит данные Холодченко.
Спикер убежден, что закрыть эту нишу могут только цифровые решения. «Нет никаких предпосылок к тому, чтобы этот процесс цифровизации как-то останавливался. Или хозяйства, которые пойдут по этому пути — будут эффективными, или, в ином случае, они в скором времени продадут свои земли агрокомплексам», — убежден эксперт.
Председатель краснодарской краевой ассоциации агропромышленного комплекса «Теплицы Кубани» Алексей Коновалов согласен с таким сценарием развития отрасли.
«Без цифровизации дальнейшее эффективное развитие сельского хозяйства невозможно», — говорит Коновалов. — «Ее задача, в первую очередь, это сбор статистических данных для их обобщения, контроля и анализа. Если у агронома будут только в голове эти данные, то в случае его увольнения, теряется связь предыдущих периодов с будущими».
Повышение уровня конкуренции в этой отрасли будет заставлять людей применять те технологии, которые позволяют им, с одной стороны, снизить издержки производства, с другой стороны, повысить эффективность производительности труда, считает председатель ассоциации.
«Автоматизация невозможна без перевода первичных данных в цифровую плоскость», — уверен заместитель генерального директора «Кубань Вино» Евгений Емельянов.
По мнению спикера, уровень цифровизации зависит от структуры предприятия и от продвинутости владельца или стейкхолдера, которые видят перспективы в развитии своего хозяйства.
Новые подходы в менеджменте — это тренд, который означает рост требований к качеству подготовки персонала, который сможет управлять новыми цифровыми данными и новыми цифровыми системами.
По словам Емельянова, если три или четыре года назад, принимая управленческое решение, нужно было ориентироваться на интуитивное мнение, то сегодня, обладая данными, нужно еще применить компетенцию, чтобы с ними работать. Самое сложное в этом процессе, уверен эксперт, переучить людей.
Руководитель проекта «Полевод» Сергей Лукашов считает, что сегодняшний разрыв между знаниями и опытом, (между ВУЗами и практиками, работающими на земле), — одна из главных проблем в сельском хозяйстве.
«Ни один ВУЗ Юга России не выпускает готовых сельхозспециалистов», — подчеркнул начальник управления по заготовке сырья ООО «ЗК ЭФКО-К» Алексей Махно. В этой плоскости выход из ситуации предприятия нашли только в собственных программах обучения.
«У людей часто не хватает компетенций. И если мы говорим про автоматизацию и цифровизацию, то, в первую очередь, необходимо «подтягивать» уровень людей и не только топ-менеджеров, но и «среднее» звено и специалистов на местах», — сказал заместитель генерального директора «Кубань-Вино».
Топ-менеджер компании подчеркивает, что особенно важно сегодня научить специалистов относиться к цифровым данным, как к чему-то действительно важному.
Не бояться цифры
«Если создать цифровые продукты специально для небольших форм хозяйств, то Краснодарский край будет впереди всей отрасли, поскольку именно кубанские сельхозпредприятия имеют наибольшую маржинальность и могут гораздо эффективнее и быстрее начать инвестировать в цифровизацию», — считает руководитель проекта «Полевод» Сергей Лукашов.
По словам директора МТС по работе с корпоративными клиентами Елены Усенко, с точки зрения цифровизации сельского хозяйства региону точно еще есть куда расти. Надо понимать, что Кубань — аграрный регион, но рассчитывать только на благоприятные природные условия для растениеводства и животноводства в условиях современного технологического развития недальновидно, отметила она. Системы удаленного контроля, наблюдения, облачные сервисы, специальные решения в области сельского хозяйства сегодня, как минимум, позволяют экономить на персонале, амортизации оборудования, помогают точно планировать и вести детальную отчетность.
«Чтобы предоставить более качественный сервис, мы изучаем бизнес-процессы аграриев», — говорит эксперт команды М2М/IoT МТС в Краснодарском крае Евгений Казаченин. — «Самая главная цель в АПК сегодня — рост производительности и снижение издержек при сборе, перевозке и хранении сельхозпродукции. Ну и проблема с квалифицированными кадрами. Все перечисленные вопросы можно закрыть технологичными решениями МТС».
Несмотря на эффективность технологий в решении самых сложных задач, чаще всего сегодня в сельском хозяйстве используются сервисы контроля и мониторинга. Сегодня это практически повсеместные услуги на полях и фермах. Например, в Краснодарском крае большинство производимых машин завода CLAAS оборудовано телематическими опциями, работающими в сети интернета вещей от МТС. Также малые предприятия за последний год стали в два раза чаще обращаться в МТС за помощью в организации собственной ИТ-инфраструктуры в облаке.
«Аграрии должны заниматься своими делами, а поддержку сетей и хранение данных можно и нужно отдавать на аутсорс», — добавляет Евгений Казаченин.
За рубежом технологии успешно применяются в сельском хозяйстве, продолжает он. В Японии коровы носят специальные браслеты, которые сообщают об активности, состоянии здоровья животного, благоприятном времени для размножения. Израиль отлично работает в аграрном секторе с учетом того, что большая часть этой страны — пустыня. Влага через капельное орошение очень точно дозируется для каждого растения. В итоге овощи и фрукты получают строго положенное количество влаги и удобрений, а страна получает высокие урожаи.
Пока главными стопфакторами на пути развития цифрового будущего в кубанском АПК, по мнению экспертов, остаются консерватизм аграриев и сезонность бизнеса. Хотя на примере других стран мы видим, что последний пункт про сезонность вообще можно исключить при грамотном внедрении технологий в сельском хозяйстве.
Как отмечает Елена Усенко, МТС предлагает решения, доступные по стоимости почти каждому аграрию. Например, оборудование для овощехранилищ будет стоить в районе 46 тыс. рублей с ежемесячной оплатой обслуживания 900 рублей. Внедрение такого технологического комплекса обеспечит владельцам полный контроль за соблюдением оптимального температурного режима на разных участках овощехранилища, отмечает представитель компании. Или оборудование птицеводческой фермы, которое позволит проводить онлайн проверки температуры, влажности, освещенности, давления воды в поилке, движения в ангаре, наличия электроснабжения, а также позволит вести строгий учет расхода электроэнергии. Стоимость самого оборудования и его монтажа составит около 50 тыс. рублей, его ежемесячное обслуживание — 3 тыс. рублей. Оба предложения будут по карману даже небольшим фермерским хозяйствам, заключила Елена Усенко.