Вечный дублер: когда Кубань получит деньги на новый Яблоновский мост
Минтранс России включит в проект трехлетнего федерального бюджета на 2020 — 2022гг. предложения, в которых предусмотрят выделение субсидий для строительства дублера Яблоновского моста через реку Кубань. Об этом говорится в ответе министерства депутату Госдумы, бывшему главе Краснодара Владимиру Евланову.
По данным пресс-службы Евланова, проект дублера Яблоновского моста обсуждался во время правительственного часа в Госдуме в феврале 2019 года, когда глава Минтранса Евгений Дитрих рассказывал парламентариям о реализации проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и отвечал на их вопросы.
Владимир Евланов направил письменный запрос главе Минтранса о планах по строительству моста. В официальном ответе министерства, которое поступило на депутатский запрос, сказано, что реализация проекта будет проводиться в соответствии с государственной программой Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края».
«Предполагается, что на строительство моста-дублера регион получит субсидии из Федерального дорожного фонда. Для этого нужно предусмотреть дополнительное финансирование фонда в проекте федерального бюджета на 2020 и плановые 2021 и 2022 годы. Соответствующие предложения в бюджет будут подготовлены Минтрансом», — говорится в ответе депутату.
Яблоновский мост — автомобильный двухполосный мост через реку Кубань. Был сооружен в 1952 году на месте деревянного пешеходного моста, построенного в 1826 году и взорванного во время Великой Отечественной войны. Общая длина моста составляет 795 метров, ширина — 9 м, высота свода над водой — 18 м.
По данным ГКУ «Безопасный регион», через контрольно-пропускной пункт на Яблоновском мосту ежедневно взъезжает в Краснодар в среднем около 20 тыс. автомобилей, столько же машин попадает в столицу Кубани через Тургеневский мост.
Долгая история нового Яблоновского моста
В настоящее время Краснодар и Адыгею связывают три моста через Кубань — один железнодорожный и два автомобильных (Яблоновский и Тургеневский). Разговоры о необходимости появления новых переходов ведутся достаточно давно. Одним из основных считается проект дублера Яблоновского моста, который должен пройти параллельно железнодорожному.
В 2011 году тогдашний губернатор Кубани Александр Ткачев заявил, что мост будет построен «через 2-3 года». Через год глава региона уточнил, что строительство начнется в 2013-м. Предполагалось сооружение 300-метрового моста, имеющего по две полосы движения в каждом направлении. На тот момент объем капитальных вложений оценивался в 2,2 млрд рублей.
В 2013 году Владимир Евланов, занимавший пост мэра Краснодара, говорил, что «начало работ запланировано на осень текущего года». Затем старт строительно-монтажных работ был перенесен на 2014 год, т.к. «мост еще проектируется».
В 2014 году начальник управления дорожно-мостового хозяйства Краснодара Михаил Жарков рассказывал, что новый мост через реку Кубань в районе поселка Яблоновского планируют сдать в эксплуатацию к концу 2015 года. По его словам, проектирование объекта «уже вышло на завершающую стадию», а в конце первого полугодия должны были стартовать строительно-монтажные работы.
В 2015 году городские власти пообещали, что «уже летом будет заключен контракт и стартует строительство». К тому времени проект уже прошел государственную экспертизу, получив положительное заключение. Стоимость моста выросла до 5 млрд рублей, из них около 300 млн руб. предполагалось выделить в 2015-м.
Однако уже в августе 2015 года в региональном Минстрое сообщили, что работы отложены на неопределенный срок из-за кризиса, а также в связи с оптимизацией бюджетов всех уровней.
По данным источников РБК Краснодар, одной из причин переноса начала строительства стала «зависшая» ситуация с земельными участками на стороне Адыгеи, необходимыми для сооружения самого моста и подъездов к нему.
По информации Министерства транспорта и дорожного хозяйства Кубани, на проектные работы было израсходовано 182,5 млн рублей.
Генеральным проектировщиком выступала фирма «Трансмост» из Санкт-Петербурга. В итоговом варианте длина нового четырехполосного Яблоновского моста должна была оставить 478 метров, ширина тротуара и велодорожек — по 3 метра. В качестве особенностей разработчики выделяли цельнометаллические пролетные строения, подпорные стенки высотой до девяти метров, а также пешеходный тоннель и эстакаду под пешеходно-велосипедный спуск.
Реализация проекта должна была стать первым этапом строительства автомобильной дороги «Южный подъезд» к столице Кубани от автомобильной дороги Краснодар — Верхнебаканский.
Как сообщал РБК Краснодар, в июле 2018 года депутаты Госдумы от Краснодарского края направили обращение премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой профинансировать строительство нового моста через Кубань, который соединил бы Краснодар и соседнюю Республику Адыгея. Документ подписали большинство парламентариев, представляющих Кубань.
Тогда же Владимир Евланов заявил, что стоимость строительства моста составляет около 7 млрд рублей.
«Осуществить такой масштабный проект за счет средств собственных бюджетов Краснодарского края и Республики Адыгея невозможно. Для реализации строительства необходимо привлечение средств федеральных программ», — заявлял он.