С юга на север: продажи вин ЮФО и СКФО в России растут на фоне ярмарок
Популярность отечественных вин сегодня растет, свидетельствуют данные министерства промышленности и торговли России. В 2023 году без учета общепита российский рынок вина составил 786 млн л, что на 20% выше показателей 2022 года. В сетевом ретейле доля игристых вин к апрелю 2024 года составила в натуральном выражении более 68%, тихих вин — 52%.
Предприятия ЮФО и СКФО, где производят основную долю отечественных вин, активно продвигаются на рынке. Одним из основных инструментов для местных хозяйств в условиях запрета рекламы алкоголя являются винные ярмарки. Такие мероприятия не просто способствуют повышению продаж в краткосрочной перспективе, но и обеспечивают рост узнаваемости южных брендов. Также ярмарки помогают наладить стабильные каналы продаж в невинодельческие регионы, рассказали игроки рынка.
Как растут южные вина
Флагманами ЮФО являются традиционно «винные» Краснодарский край, Республика Крым и город федерального значения Севастополь, рассказал исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексей Плотников.
«За последние два года на рынок вышло порядка 10 новых амбициозных проектов из этих регионов, но и традиционные лидеры рынка не собираются сдавать свои позиции, причем во всех сегментах — от индустриальных гигантов до авторских виноделен. Но особенно хочется отметить развитие виноградарства и виноделия в Республике Дагестан. Возможно, это эффект «низкой базы» в сравнении, но трудно отрицать, что Дагестанские, прежде всего Дербентские вина, бывшие экзотикой каких-то три года назад, теперь нетрудно встретить на полках большинства федеральных и региональных розничных сетей», — рассказал Алексей Плотников.
По данным оптово-розничной компании ООО «Грейп», которая занимается торговлей алкогольной продукции на территории Новгородской области, рост реализации южных вин составил в этом году составил 20-30%.
«В первом полугодии 2024 года мы реализовали около 30 тыс. дал винодельческой продукции российских производителей с юга страны. Это на 20-30% превышает результаты аналогичного периода прошлого года», — рассказал РБК Краснодар заместитель генерального директора по развитию ООО «Грейп» Олег Бородулин.
Представитель компании пояснил, что сегодня в число поставщиков ООО «Грейп» входят «Абрау-Дюрсо», «Цимлянские вина», «Инкерман», «Фанагория», «Сухая гора», «Винодельня Аскери», «Агролайн» и др.
Торговая компания ООО «Дитрейд» только с июня по август 2024 года поставила в Псковскую и Новгородскую область около 10 тыс. бутылок от производителей ЮФО и СКФО. В число поставщиков компании входят «Цимлянские вина», «Симферопольский винодельческий завод», «Массандра», «Новый Свет», «ВинГород», а также «Дербент вино».
В пресс-службе компании «Кубань-Вино» отметили рост продаж в 2023 году. По данным винодельческого предприятия, которое поставляет свою продукцию во все регионы России, в 2023 году реализация вин выросла с 81,8 млн бутылок до 94,1 млн бутылок.
«Планы по расширению представленности в регионах, конечно, есть. Есть регионы, которые необходимо подтянуть в плане продаж — это СЗФО, СФО, ДФО, новые территории РФ. Планируем также далее развивать направление HoReCa», — отметили в компании.
Пришел, попробовал, купил
По словам директора ООО «Дитрейд» Людмилы Егоровой, для торговой компании большую роль в расширении ассортимента сыграла одна из винных ярмарок, прошедших в Пскове.
«В какой то степени и для нас позиции вин некоторых производителей стали открытием, и точно могу сказать, что они могут составить конкуренцию популярным итальянским винам, типа Пино Гриджио», — отметила Людмила Егорова.
По мнению Олега Бородулина, ярмарки — важный индикатор для торговых сетей, алкомаркетов, кафе и ресторанов о спросе и интересе к российскому вину со стороны потребителя.
«По итогу ярмарки мы сделали анализ предпочтений наших жителей и по производителям, и по видам продукции, и по ценовым факторам. И уже сейчас мы гибко меняем свою ассортиментную политику по российским винам, расширяя представленность и в собственной розничной сети и в предложениях отдела оптовых продаж», — рассказал Бородулин.
Исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексей Плотников рассказал, что за последние три года в России прошло более 30 ярмарок.
«Винная ярмарка — это мероприятие, где дегустация вин совмещена с продажей, а, значит, посетитель получает сразу все, о чем мечтал — и встречи с виноделами, и возможность сравнительной дегустации, и замечательное коммьюнити таких же энтузиастов, идеальное для обмена опытом, и, в конечном итоге, возможность приобретения лучших из понравившихся вин», — отметил Плотников.
Руководитель Национального агентства маркетинга российского вина («НАМ российского вина!») Павел Майоров считает, что ярмарка «Виноград», которую организует агентство, является более эффективным инструментом популяризации, чем баннерная и телевизионная реклама.
«Я считаю, что такого уровня погружения и близости знакомства с продуктом не может дать ни баннерная реклама, ни даже телевизионная, потому что на нашей ярмарке продукт можно пощупать, попробовать и запомнить какие-то сценарии его потребления, например, с определенными блюдами, ведь гастрономия тоже на таких мероприятиях представлена», — пояснил Майоров.
«Виноград» виноделов до Уфы доведет
Винная ярмарка «Виноград», организованная «НАМ российского вина!», является одной из крупнейших в России сегодня. «Виноград» направлен на популяризацию винной культуры, отечественного продукта, осознанного потребления, на развитие науки, отраслей, связанных с виноградарством и виноделием. Идеолог и организатор ярмарки — НИЦ «Курчатовский Институт», мероприятия проводятся при поддержке Ассоциации виноградарей и виноделов России.
В текущем году ярмарка уже прошла в Анапе, Великом Новгороде, Пскове. Ярмарка в Уфе стартует 24 августа и традиционно продлится девять дней. Мероприятие включает четыре тематические площадки «Кубань», «Дон», «Кавказ» и «Крым», которые представляют вина и гастрономию своих регионов. Также предусмотрена семейная зона и образовательная площадка «Винология».
«У нас на каждой ярмарке больше 100 тыс. посещений, максимум был в этом году в июне в Великом Новгороде, там зафиксировано 230 тысяч посещений. В августе у нас ярмарка в Уфе, там мы ждем миллионного гостя «Винограда». Только в Великом Новгороде в этом году за девять дней реализовано 22 711 бутылок вина. Такой объем сопоставим с тем, сколько 30 универсамов в год продают, а мы — за 9 дней. Это доказывает эффективность такого способа продвижения российского вина», — рассказал руководитель «НАМ российского вина!» Павел Майоров.
По словам автора Youtube-канала «МинВин» («Министерство вина»), блогера Юлии Макаровой, для вин Юга ярмарка имеет долгосрочный эффект.
«Ярмарка как возможность контакта с потребителем. Для больших игроков — это возможность повысить розничные продажи за счет повышения узнаваемости собственных брендов. Для малых хозяйств, которые не представлены в магазинах, в целом появляется возможность заявить о себе и рассчитывать на приток гостей на винодельни в сезон отпусков», — пояснила Юлия Макарова.
В качестве примера влияния ярмарок на рынок, Макарова рассказала о том, что в Пскове после проведения фестиваля выросли продажи российского вина в рознице.
С прицелом на HoReCa
В основном, южные производители поставляют вина в торговые сети, супермаркеты, гипермаркеты. Однако, такие торговые партнеры нацелены, в первую очередь, на крупные поставки. Поэтому мелким винодельням сложнее занять свое место на полке супермаркета, растет интерес производителей к направлению HoReCa (от англ. Hotel, Restaurant и Cafe или Catering, то есть «отель», «ресторан» и «кафе» или «кейтеринг» — сфера гостинично-ресторанного бизнеса).
«Для нас основная доля — это, конечно, федеральные торговые сети. Но и направление HoReCa развиваем очень активно. Например, по итогам 2024 года «Кубань-Вино» среди всех российских винодельческих компаний является абсолютным лидером продаж в данном канале. Еще пять лет назад, когда мы двигались в направлении HoReCa, это казалось всем странным и малоперспективным. Но сейчас цифры говорят сами за себя. Продукция компании сегодня охватывает 16,7 тыс. точек продаж HoReCa», — рассказали в компании «Кубань-Вино».
ООО «Грейп», продающая южные вина через собственную розничную сеть, также рассматривает сегмент HoReCa как один из перспективных.
«Мы уже в это лето успешно заводим в бокальные позиции меню кафе и ресторанов вина наших российских производителей. С повышением качества российского вина и снижением индекса доступности, возможно в ближайшие годы и бутылочные позиции в меню ресторанов смогут успешно конкурировать с импортными винами», — отметил Олег Бородулин.
В то же время, Юлия Макарова пояснила, что в сегмент HoReCa, в основном, идут дорогие вина, в том числе из новых виноделен, потому что начинающие производители не могут удерживать низкую себестоимость и низкую цену напитков. Они вкладывают большие деньги в запуск, а продукта производят мало. Продать его на полке обычного магазина не получается, зато в HoReCa их продвинуть проще.
«При этом нужно отметить, что сегодня появляется все больше собственных и эксклюзивных торговых марок. Крупные торговые сети, и рестораны, когда они взаимодействуют с виноделами, они хотят не просто уже выпускаемые вина, а именно эксклюзивные напитки для собственных брендов. В дальнейшем такие вина продаются только через этот основной канал — конкретный ресторан или сеть», — дополнила Макарова.
Олег Бородулин подчеркнул, что несмотря на то, что население северных территорий России более склонно к крепким напиткам, в последние годы ситуация меняется.
«Тенденция роста продаж российских вин на северо-западе может быть усилена производителями благодаря росту стабильного качества российских вин, разумной ценовой политике и активности «амбассадоров российских вин» в части продвижения. Ярмарки и фестивали — один из ярких инструментов этого продвижения», — резюмировал Олег Бородулин.