Немалый бизнес: как развивается сегмент КФХ и ЛПХ на Юге и Кавказе
Южный и Северо-Кавказский федеральные округа являются лидерами в России по количеству фермерских хозяйств. Это обусловлено тем, что, помимо благоприятных климатических условий, в регионах Юга и Северного Кавказа традиционно развита сеть сельских поселений. Если в среднем по России доля таких территорий достигает четверти, то в ЮФО — 37%, а в СКФО — 50%.
Больше всего их представлено в Краснодарском крае, Ростовской области, Ставропольском крае и Республике Дагестан. Как отметил глава ассоциации «Народный фермер» Олег Сирота, в указанных субъектах прослеживается тенденция на укрупнение фермерских хозяйств. Иными словами, их общее число снижается, но оставшиеся фермеры в свою очередь увеличивают площади посевов, демонстрируют рост поголовья скота и объема произведенной продукции.
«На малые формы хозяйств приходится значительная часть производства сельхозпродукции. А учитывая, что АПК составляет основу экономики Юга, влияние фермеров здесь сложно переоценить. Кроме этого, учитывая, что почти половину территории здесь составляют сельские поселения, фермеры, являясь драйвером развития сельских территорий, развивают и свои регионы в целом», — пояснил Сирота.
Численность КФХ и ЛПХ в регионах
В Ростовской области КФХ и ЛПХ вносят значительный вклад в экономику региона. По данным на начало 2023 года, донские хозяйства производят 49,1% сельскохозяйственной продукции, а также 45,9% продукции растениеводства и 60,4% животноводства. Всего в регионе насчитывается более 550 тыс. ЛПХ и 9,6 тыс. КФХ и ИП, а на сельских территориях проживает около трети населения области.
«Форма хозяйствования ЛПХ привлекательна для аграриев в связи с тем, что реализация ЛПХ своей сельскохозяйственной продукции, не является предпринимательской деятельностью. ЛПХ не сдают отчетность, не уплачивают налоги с реализации своей сельскохозяйственной продукции, но стоит отметить, что и возможностей получить государственную поддержку у них меньше, по сравнению с организованной предпринимательской деятельностью. Форма хозяйствования ИП (КФХ) привлекательна для аграриев возможностью получения широкого спектра государственной поддержки, а также более широкими возможностями привлечения кредитных средств для ведения деятельности», — сообщил директор Центра компетенций в сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Ростовской области Алексей Братухин.
В соседнем Ставропольском крае доля населения, проживающего в сельской местности, оказалась выше и достигла 41%. Как отметили в региональном министерстве сельского хозяйства, краевую экономику отрасли формируют около 1,1 тыс. сельскохозяйственных организаций, 7,3 тыс. КФХ и ИП, а также более 570 тыс. ЛПХ. При этом в регионе отмечается тенденция роста — в 2022 году количество вновь созданных хозяйств составило 336 единиц, что в 1,5 раза меньше числа годом ранее.
Еще в одном кавказском регионе — Республике Дагестан — основным производителем сельскохозяйственной продукции являются малые формы хозяйствования, на них приходится доля в 84%. По состоянию на сентябрь 2023 года в республике зарегистрировано около 11 тыс. КФХ и ИП, что также демонстрирует положительную динамику их количества — в конце 2022 года число составляло порядка 10,6 тыс.
«Преимущественное развитие в республике получили виноградарство, овощеводство, садоводство, овцеводство, мясомолочное скотоводство. Особенности природно-климатических условий Дагестана предопределили своеобразие основных направлений его хозяйственного развития», — пояснили в дагестанском министерстве сельского хозяйства и продовольствия.
Взгляд властей на проблемы
Несмотря на рост числа КФХ и ЛПХ на Юге и Северном Кавказе, сегмент все же сталкивается с рядом общероссийских и региональных сложностей. В числе первых — дефицит кадров, трудности со сбытом фермерской продукции, повышение цен на материально-технические ресурсы.
«В части кадров основная проблема состоит в том, что выпускники аграрных вузов работать по специальности не хотят. Профильные образовательные организации готовят достаточное количество специалистов, но вот их закрепляемость на селе крайне низкая», — прокомментировал глава ассоциации «Народный фермер».
К специфическим региональным сложностям относятся распространение саранчовых вредителей, вопрос запрета сельхоздеятельности в водоохранных зонах, низкая инвестиционная привлекательность отдаленных сельских поселений, нашествия полевых грызунов-вредителей. По мнению эксперта, каждая из этих сложностей требует проработки и либо точечного изменения нормативной базы, либо выработки принципиально иного подхода к вопросу.
«Например, чтобы позволить фермерам брать землю без торгов, понадобилось точечное внесение изменений в закон. А вот для решения давней фермерской проблемы высокой стоимости электроэнергии просто снизить тарифы возможным не представляется из-за активного сопротивления финансового блока правительства. Здесь мы прорабатываем возможность широкого внедрения в фермерских хозяйствах газопоршневых установок», — добавил Сирота.
В Ростовской же области основными трудностями сегмента КФХ и ЛПХ являются высокий процент износа сельскохозяйственной техники, высокая конкуренция и недостаточные объемы кредитных средств по низким процентным ставкам для регулярной модернизации основных средств, позволяющих выпускать конкурентоспособную продукцию, а также ограниченный доступ предприятий агропромышленного комплекса к рынку реализации продукции в результате возрастающей монополизации торговых сетей.
«Анализируя текущую ситуацию, можно отметить, что для дальнейшего развития вышеназванных форм хозяйствования необходимо объединение — кооперация с целью удовлетворения потребностей своих членов и делегирования части полномочий по решению определенных задач. На сегодняшний день такой формой кооперации является сельскохозяйственный потребительский кооператив, который может осуществлять для своих членов снабженческую, сбытовую, перерабатывающую, обслуживающую функции. Объединение в кооператив позволяет членам не только решать задачи в ходе деятельности, но и снижать расходы, а соответственно повышать рентабельность хозяйства», — подчеркнул директор Центра компетенций в сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Ростовской области. По его словам, перспективы более благоприятны у тех сельхозтоваропроизводителей, которые осознают преимущества объединения в сельскохозяйственную кооперацию для противостояния множеству вызовов современной непростой экономической реальности.
Подтверждается ограниченный доступ аграриев к рынкам сбыта и среди фермеров Ставропольского края. При этом одним из решений проблемы доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к рынкам реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия может стать развитие сельскохозяйственной кооперации, уверены в региональном минсельхозе.
Президент ассоциации «Народный фермер» согласился, что для дальнейшего развития КФХ и ЛПХ необходимо объединение, а именно кооперация. На сегодняшний день такой формой кооперации является сельскохозяйственный потребительский кооператив, который может осуществлять для своих членов снабженческую, сбытовую, перерабатывающую, обслуживающую функции.
«Объединение в кооператив позволяет членам не только решать задачи в ходе деятельности, но и снижать расходы, а соответственно, повышать рентабельность хозяйства. Перспективы более благоприятны у тех сельхозтоваропроизводителей, которые осознают преимущества объединения в сельскохозяйственную кооперацию для противостояния множеству вызовов современной непростой экономической реальности», — добавил Сирота.
В целом же прогнозы южных и кавказских регионов по развитию сегмента КФХ и ЛПХ оцениваются положительно. По данным минсельхоза Ставрополья, в 2024 году и далее в крае ожидается увеличение количества КФХ и ЛПХ и производимой ими продукции, развитие сельской экономики, а также увеличение числа рабочих мест и закрепление молодежи на селе, повышение уровня обустройства комфортности в сельской местности.