Низкая конкурентоспособность мешает кубанским производителям выйти на мировые рынки
Низкую конкурентоспособность аналитики считают главной преградой на пути к зарубежным рынкам. "В абсолютном большинстве случаев наш продукт неконкурентоспособен. Во-первых, потому что не соответствует различным европейским и мировым стандартам. Во-вторых, потому что от нас ждут почти демпинговых цен, которые невозможно обеспечить при текущей цене рабочей силы и энергоресурсов", — уверен первый заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Краснодарского края Виктор Квасов.
В то же время, по мнению кандидата экономических наук, доцента ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова (г.Новороссийск) Фаины Курзюковой, развитие экспорта в текущих экономических условиях приобретает особенное значение. Она привела ряд прогнозов со ссылкой на министерство экономического развития РФ. В частности, согласно им, в 2015г. в стране ожидается падение импорта на 33%.
Кроме того, Курзюкова, основываясь на тех же прогнозах, ожидает падения потребительского спроса, инвестиционной активности в стране и ряда других негативных факторов. Чтобы подготовиться к сложным реалиям современной жизни, уверена эксперт, бизнесу необходимо развивать экспортное направление.
Однако для этого, считает Курзюкова, предприниматели должны организовывать крупные высокотехнологичные производства (объемы и качество продукции которых будут достаточны для мировых рынков) и снижать себестоимость производства. "Это мировые тренды, у нас пока они слабо учитываются. Везде бизнес старается выстраивать партнерские сети, объединяться в ассоциации, это делают даже конкуренты. Но в России пока этого делать не умеют", — сетует она. Малому и среднему бизнесу в этой "схеме" Курзюкова отводит роль сателлитов крупных производств: поскольку у них нет ни объемов, ни знаний, чтобы завоевывать мировые рынки.
С тем, что их надо завоевывать согласен и Квасов. Но он предупреждает, что экспортеры столкнутся с жесткой конкурентной борьбой. В свою очередь директор ООО "Диалог" (г.Горячий Ключ, занимается обработка древесины и производством изделий из дерева) Алексей Сула привел пример: когда компания отгружала свою продукцию в Португалию, ей пришлось заплатить 20% пошлин и 10% НДС. "Таким образом, товар подорожал на 30%. Они (зарубежные страны — прим. ИА "РБК-Юг") защищают свои рынки, а сами все вместе бросаются на другие рынки через ассоциации, представительства и т.д. Нам тоже нужно так делать", — заключил он.
Сула добавил, что при попытке получить европейскую сертификацию на свою продукцию столкнулся с непреодолимыми сложностями со стороны сертифицирующей стороны. "Нам надо создавать российские центры сертификации, которые будут аккредитованы в Европе, США и т.д. Поскольку прохождение сертификации в западных центрах может стать еще одним рычагом в войне санкций", — рассуждает он.
В то же время, по мнению старшего научного сотрудника Кубанского государственного аграрного университета Вячеслава Абаева, в крае, к примеру, уже есть определенные достижения в области разработки и производства сельхозтехники, которая готова по всем показателям к экспорту. "Но нужно, чтобы кто-то ее экспертно оценил и рассказал, как выйти на экспорт", — отметил он. О проблеме отсутствия информации говорили и другие присутствующие предприниматели.
На это исполнительный директор НП "Ассоциация Экспортеров и Импортеров Кубани" Роман Воротников ответил, что организация ежегодно проводит около 20 обучающих ведению внешнеэкономической деятельности семинаров и вебинаров. "К сожалению, из-за вступления в ВТО, государство не может оказывать поддержку экспортеров в финансовом плане", — добавил он. По словам вице-президента НП "Ассоциация туристской индустрии Краснодарского края" Анатолия Ротаренко, край только лишь предпринимает первые шаги в развитии поддержки экспорта, поэтому даже такая помощь будет полезна предпринимателям, которые хотят стать экспортерами.
Как ранее сообщалось, внешнеторговый оборот Краснодарского края в 2014г. вырос на 12,8% по сравнению с 2013г. и превысил $15 млрд. Экспорт из региона в прошлом году вырос на 29% до более чем $10 млрд, импорт в край снизился почти на 10% до немногим менее $5 млрд (данные Южного таможенного управления).