Творческий разброс: эксперты — о развитии креативных кластеров на Юге
Краснодар и Ростов-на-Дону являются одними из крупнейших городов Юга России, где активно развиваются креативные индустрии. Однако подход к созданию соответствующих пространств различается, заявил создатель проекта Креативный кластер «Колос» Александр Кулешов в ходе дискуссии фестиваля «Креаторика». Альтернативную функцию такого пространства в столице Кубани выполняет улица Красная, в то время как в Ростове предпочтение отдают стандартным площадкам.
«В Краснодаре бизнес не стремится к объединению. Когда мы заходим туда и говорим, что команда из Ростова объединяется с командой из Краснодара для создания креативного кластера, им это не нужно — у них не возникает потребности, может, нет такого опыта, у них идет другое развитие. В своем исследовании я пришел к выводу, что Краснодару не нужен креативный кластер, потому что у них есть улица Красная, которая сама по себе стала такой площадкой, в которой за счет подворотен и двориков развиваются творческие пространства, формирующие вытянутый уличный креативный кластер. У нас он выражается в объектах недвижимости», — прокомментировал Кулешов.
По словам эксперта, отличие креативных кластеров от обычных бизнес-центров заключается в наличии у первых креативного ядра, вокруг которого и выстраивается экосистема пространства. Благодаря этому там начинается взаимодействие, которое приводит к реализации проектов, которые в частном порядке не могли бы быть выполнены.
«Не в каждом городе необходимо делать креативный кластер, не везде есть такая потребность. Но в Ростове-на-Дону и Ростовской области в частности, я считаю, люди более готовы к объединению, и стремление к этому есть колоссальное. Действительно, это ручная сборка, многих резидентов кластера приходится прям звать, показывать, рассказывать, в чем плюсы, давать им возможности», — пояснил Кулешов.
В Краснодарском крае сейчас исчезает тренд общерегионального позиционирования, а города региона стараются проявлять себя по-разному, считает директор Агентства территориального развития Алексей Санин. В целом же создание креативных кластеров, в частности с господдержкой по примеру Ростова-на-Дону, в небольших городах с населением в 100-150 тыс. человек не является целесообразным из-за низкого спроса.
«Нам не нужно в каждом городе представление всей палитры креативной сферы, нам нужно выбрать свой «перекос» и в эту точку давить. По поводу инфраструктуры: у меня вопрос — нужна ли такая яркая государственная поддержка креативной экономике? С одной стороны да, мне нравится опыт Ростова-на-Дону, мне нравится, что здесь несколько локальных государственных площадок. С другой стороны, в городах на 100-150 тыс. человек креативный кластер не заработает, так как там невозможно придумать механизмы компенсации отсутствия спроса, там креативный бизнес должен развиваться сам», — рассказал Санин.
Как отметил министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко, креативные индустрии находятся в разных состояниях, однако уже сейчас создаются условия для ускорения развития в этих отраслях. Планируется, что к 2030 году будет удвоение и утроение показателей в этих сферах.
«Если мы говорим об индустрии моды, то эта она вышла на высокий уровень и давно занимает огромную долю в российской экономике, а также замещает частично освободившийся сектор легкой промышленности, всей индустрии моды, уверенно экспортирует за рубеж. Если говорить о такой индустрии, как создание интеллектуальной собственности в сфере IT, программирования, здесь очень уверенные позиции как у нашего региона, Ростовской области, так и в целом Российской Федерации. Это уже не зарождающийся сектор экономики, это ускоренно движущийся локомотив всей нашей современной постиндустриальной экономики», — прокомментировал Папушенко.
На дополнительное развитие креативных индустрий направлены некоторые государственные проекты, например, Центр истинных ценностей в Ростове-на-Дону. При его создании учитывался опыт Германии, Великобритании, США в части комфортных пространств для креативных отраслей. Как подчеркнул министр экономразвития Ростовской области, если в регионе продолжится рост спроса на креативные площадки, то власти увеличат число кластеров в области.
Что необходимо креативным индустриям, кроме господдержки
Для интеграции креативных индустрий в экономику необходимо создать единый стандарт экосистемы, которая должна сложиться в регионе. По словам директора по креативной экономике Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, директора первого в России университета креативных индустрий Universal University, эксперта в области образования Екатерины Черкес-заде, отрасли нужна не просто господдержка — креативным индустриям нужна нормативно-правовая база, нацеленная именно на поддержку развития реального сектора экономики.
«До конца года планируем сформулировать основные части экосистемы, которая должна сложиться в регионе, чтобы креативная экономика заработала. Часто бывает так, что все надежды ставятся на один из элементов этой экосистемы, а они должны работать вместе. Но вообще мы говорим о нормативно-правовом регулировании на территории региона, которое должно сформулировать не просто поддержку креативных индустрий. Дело именно в том, как мы можем зарабатывать на креативной экономике в регионе, каким образом креативные индустрии могут помогать развитию тех экономических отраслей, которые есть или считаются приоритетными», — отметила эксперт.
Сейчас же единого подхода к этому нет, прокомментировала заместитель генерального директора по партнерскому взаимодействия АНО «Агентство креативных индустрий» Дарья Шамрай. В регионах взаимодействия представителей креативных индустрий ведется на разных площадках, в числе которых структуры центра «Мой бизнес», Торгово-промышленная палата, вузы.
Помимо поддержки самих индустрий, важно поддерживать спрос на них, добавила научный руководитель института развития креативных индустрий факультета креативных индустрий Татьяна Абанкина. По ее мнению, ключевым звеном креативных индустрий являются кадры.
«Креативная экономика — это во-первых, во-вторых и в-третьих — творческие люди, а потом уже условия, инфраструктура и так далее. Если смотреть правде в глаза, то примерно в 2-2,5 раза надо увеличить число тех, кто придет в этот сектор. Это очень амбициозная задача, которая, конечно, связана с образованием. <...> Очень важно, чтобы, с одной стороны, ребята ориентировались в тенденциях развития современных художественных процессов, во-вторых, выбрали ту или иную креативную индустрию, чтобы получить профессиональную компетенцию, в-третьих, чтобы это были люди, умеющие реализовать проект», — добавила Абанкина.
По словам эксперта, креативная экономика — это прежде всего гуманитарная экономика, связанная не только с производством креативных товаров и услуг, но и с производством смыслов. «Она ориентирована на поддержку ценностей, их распространение, создание брендов, позитивного имиджа культуры России внутри и за рубежом, на консолидацию общества. И сегодня, в условиях беспрецедентного внешнего давления, это становится очень актуальной задачей. Кроме того, гуманитарный характер креативной экономики связан с тем, что она опирается на принципы инклюзивности, она открыта для всех — молодежи, мам с детьми, людей пожилого возраста на пенсии. Именно творческие проекты позволяют участвовать в общественной жизни, иметь дополнительный источник дохода. Это народная экономика, в том числе потому, что там низкий барьер входа на рынок, доля микро, малых и средних бизнесов в креативной экономике очень велика», — подчеркнула Абанкина.
При этом, считает соосновательница бренда одежды DNK Ольга Ничкова, хоть людей обучают креативным профессиям, эти креативные навыки никоим образом не связаны с коммерческой выгодой. Более того, они не применимы в реальной жизни. «Многих дизайнеров учат красиво рисовать, они рисуют, придумывают вещи, наверное, для подиумов, они не носибельны абсолютно, их не купит ни один бренд, не возьмет легпром, в них нет коммерческой составляющей. Нужно учить не только рисовать, сочетать ткани, а учить понимать, насколько это будет коммерчески выгодно и рентабельно», — заключила Ничкова.